Москва, 29 марта 2024 г.
27 марта 2024 года в Москве состоялся форум «Стратегическая сессия финансового рынка: год IPO», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-решения». Участниками мероприятия стали 350 человек: корпоративные заемщики, институциональные и частные инвесторы, представители бирж, инвестбанков, эмитентов, консультанты, СМИ. Они обсудили текущее состояние финансового рынка в контексте большой активности первичных размещений, влияние на поведение эмитентов и инвесторов, а также попытались выяснить, что планировать в своих стратегиях участникам финансовых рынков, и какие риски и возможности это несет.
В приветственном слове генеральный директор «Эксперт РА» Марина Чекурова поблагодарила аудиторию за интерес к форуму и подчеркнула важность подобных мероприятий в свете текущих событий, поскольку лучшим лекарством является хорошая и конструктивная работа. По ее словам, год безусловно будет прорывным с точки зрения IPO. В случае снижения ставок будет очень высокая активность и на долговом рынке. «Много вопросов возникает в связи с ассиметричностью информации, раскрытием и доступом к ней. Это все нужно обсуждать и принять для себя решения, как жить в этом году, который будет интересным и плодотворным. IPO уже не выглядят как экзотика, а становятся фактом нашей финансовой жизни. С одной стороны это хорошо, с другой – ставит новые задачи и проблемы», – добавила она.
Деловая программа началась с доклада управляющего директора по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Гульназ Галиевой. Она отметила растущие темпы рынка IPO. За прошедший год на Московской бирже состоялось 8 размещений и такой активности компаний не было уже около 10 лет. По прогнозу «Эксперт РА» в 2024 году число размещений может достигнуть уже двузначных значений. Ландшафт рынка IPO состоит из многих отраслей, но безусловное преобладание на нем имеет IT-сектор, из-за ухода иностранных вендоров и борьбы за суверенитет в области разработки ПО. Основными драйверами рынка IPO стали изменение операционной среды, поддержка со стороны государства, а также высокая спекулятивная составляющая в связи с активностью розничных инвесторов. Путь на IPO, по ее словам, должен быть планомерный и публичный. Поэтому компаниям важно иметь кредитный рейтинг и сделать облигационный выпуск, чтобы заявить о себе и получить доверие инвесторов.
По мнению и.о. директора Департамента финансовой политики Минфина России Алексея Яковлева, наконец произошел разворот, и теперь всем понятно, что основной источник для финансирования экономики находится внутри России, что видно по росту облигационного рынка и портфеля корпоративных кредитов у банков. По его словам, Минфин России видит большой потенциал развития публичного рынка в случае, если будет запущен процесс выхода на IPO тех компаний, которые подпали под внешние ограничения. Говоря о развитии публичного рынка, Алексей Яковлев отметил, что напрямую Минфин никак не может на это влиять, можно только создавать необходимую инфраструктуру, стимулы и снимать барьеры, препятствующие его развитию. «В прошлом году мы увидели большое количество розничных инвесторов, которые пришли на рынок. Это связано в том числе с тем, что ушли якорные иностранные инвесторы. С другой стороны, это добавило определенную волатильность на рынке, поэтому можно посмотреть и в сторону более активного вовлечения НПФ», – сказал Яковлев.
Елена Курицына, старший управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Московской биржи, в своем выступлении поделилась данными о динамике рынка. «Мы видим не только колоссальный прирост счетов физлиц, но и числа клиентов, которые совершают активные операции. Физлица делают 80% оборота рынка акций, а стоимость активов частных инвесторов достигла 11 трлн рублей, однако размер банковских депозитов физлиц составляет 42 трлн рублей, и рынок капитала должен дотянуться до этого показателя. Только тогда мы сможем сказать, что рынок капитала является движущей силой финансирования модернизации и трансформации экономики», – подчеркнула она.
По словам Михаила Автухова, заместителя председателя правления Совкомбанка, рынок IPO находится на раннем этапе эволюции, несмотря на существенный путь, пройденный за последние месяцы. «Еще в середине прошлого года участники рынка гадали будут сделки или нет, с каким объемом можно выходить на рынок, какой стратегии придерживаться. А буквально с осени прошлого года мы увидели в сжатый срок ряд интересных и ярких сделок, компаний из разных индустрий, с существенными объемами размещений. Одним из фундаментальных факторов стало появление нового класса инвесторов, это розничный инвестор, ищущий новые инструменты для инвестиций. Было закрыто несколько сделок, где спрос превышал 100 млрд рублей и основной его объем приходится как раз на розничных инвесторов. Вместе с этим, на рынок IPO вернулись и институциональные инвесторы. Если первые сделки проходили с небольшим их участием, то в настоящий момент фиксируем все большую их вовлеченность, усиление их роли и количества. Растет и объем их заявок. Это очень позитивно с точки зрения правильного ценообразования сделки, устойчивости вторичных торгов и крайне ценно для самих эмитентов», - отметил он.
Заместитель директора департамента долгового капитала Инвестиционного Банка Синара Олег Карпеев напомнил о событиях 2022 года: «Когда ставка впервые подскочила, мы увидели, что все деньги из банок и из-под подушек пошли в банки и облигационный рынок замер. Закончилось это, когда закончились депозиты со ставками 25+%, и инвесторы пошли туда, где есть доходность, пошли на рынок ценных бумаг, в первую очередь в облигации. Потом среди этих инвесторов сформировалась группа смелых, и они начали активно работать на рынке акций. Их доля будет, скорее всего, увеличиваться. Розница покупает тех, кого знает, а также покупает ставку. Это видно по тому, что среди инвесторов в компании с рейтингами ААА, АА, А гораздо больше институциональных инвесторов, чем розницы. В рейтинговых категориях BBB и ниже –
практически 100% розница. Это говорит о том, что физик действует все-таки с позиции «верю-не верю». Поэтому для нас как для участников рынка, организаторов сделок, важно проводить свою экспертизу потенциальных эмитентов, доносить до инвесторского сообщества основные риски, связанные со сделками. Ни для кого не секрет, что дефолты есть и будут, и важно чтобы к этому были все готовы и все понимали, что это неотъемлемая часть нашей жизни».
Татьяна Капустина, вице-президент, начальник департамента рынков фондового капитала Банка ГПБ, говорила о сдерживающих факторах рынка IPO: «Мы могли бы перейти уже в категорию десятков IPO, если бы не пару сдерживающих моментов. Первый момент – это спрос, вроде как он есть, но его баланс нездоровый, потому что розница доминирует, а это неправильно. Это не функция розницы – заниматься ценообразованием в таком рискованном активе, как новый эмитент. Этим должны заниматься институциональные инвесторы, хорошо бы, чтобы розница инвестировала через ПИФы за спиной у профессионального управляющего, но не самостоятельно принимала бы решение, и хорошо бы, чтобы институциональных инвесторов было не 5-6 системно значимых, так сказать, а 15-20, и тогда мы были бы в порядке. Ну и второй фактор – инфраструктурный. Банков-организаторов IPO можно посчитать по пальцам одной руки, может быть чуть больше, юристов примерно столько же, PR-консультантов и людей, которые могут создать отраслевой отчёт и поддержать этим информационно сделку, ещё меньше. То есть справедливости ради – этот рынок, конечно, развивается, и нас всех становится больше, но пока мы просто не можем себе позволить готовить больше, чем две сделки в месяц. Ну собственно пока вот пару десятков – это наверно наш предел».
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК Альфа-Капитал Владимир Брагин также высказался о здоровье рынка: «Во-первых, при принятии решений об участии фондов под управлением в IPO, часто оказывается, что та оценка, с которой компания выходит, не всегда совпадает с нашей. Есть рыночная цена, которая будет складываться на IPO, и всё, что мы можем делать, это принимать решение участвовать или не участвовать, и какой объём аллоцировать, вот и всё. Поэтому понятно, что для того, чтобы участвовали институционалы, вопрос ценообразования IPO должен быть очень серьёзным. Но есть и другая сторона вопроса, а именно: хорошо, вот у нас идёт IPO, мы получили хорошую аллокацию, вот у нас фонд, за который управляющий несет ответственность, за его результат, и вот компания, позиция которой увеличивается в цене, например на 40% в течение нескольких дней. Вопрос: что обязан делать управляющий? Не реагировать на спрос управляющий физически не может, он обязан этим пользоваться для того, чтобы увеличивать доходность фонда. Вот такой рынок, он только созревает, может быть, мы идём в правильном направлении. Здесь, наверное, это вопрос к организаторам размещения, к участникам рынка, чтобы пытаться без эмоций больше ориентироваться на физические цифры. Да, мы понимаем, что всё про деньги, что успешное размещение – это больший гонорар, но всё-таки призываю немножко работать в длинную в данной ситуации».
Андрей Ольховский, генеральный директор компании Автодом, которая только думает об IPO, отметил, что на рынке капитала безусловно должны быть и розничные и большие инвесторы: «Да, розничные инвесторы больше подвержены влиянию телеграм-каналов, новостей и так далее, но при этом с ним легче дискутировать, объяснять какую-то позицию компании, какие-то долгосрочные вещи». Он также рассказал, что планы компании в части IPO станут возможными только при стабильности рынка: «С учетом последних двух турбулентых лет, безусловно, нам важно иметь стабильность на ближайшие несколько лет. Как только мы получим примерно два года стабильного рынка, мы точно можем сказать, что наши инвесторы, наши будущие инвесторы получат гарантированный финансовый результат в будущем при нашем IPO. Это правда, потому что рынок автомобилей на текущий момент очень сильно болтает».
Финансовый директор ЮГК Артём Клёцкин поделился опытом своей компании и отметил, что после IPO очень важна открытость IR политики: «У нас сейчас 100.000 новых инвесторов, и бесспорно с ними нужно как-то правильно общаться. И с точки зрения эмитента это важный момент, потому что никто точно не понимает, что такое правильно общаться, каждый делает это по-своему. У нас это в основном работа с блогерами, работа в соцсетях, в прошлом году мы даже вывезли группу блогеров на наши активы, все показали им, они всё сфотографировали, запостили, то есть это то, чего не было раньше. Да и мало кто даже из опытных IR-щиков знает, что нужно делать. Мы сейчас ищем наш новый формат, ну и пытаемся сделать так чтобы это был не просто какой-то сухой пресс-релиз. Я бы сказал, что IR – это нерв текущего рынка, это о том, как правильно эффективно общаться с физиком, который крайне пуглив и крайне эмоционально настроен. То есть иногда какая-то новость, которую неправильно трактуют, может привести к тому, что котировка -3% либо + 5%. И мы, на мой взгляд, пока вот это равновесие находим».
Пленарное заседание завершилось после ответов на вопросы из зала, далее работа форума продолжилась на параллельных секциях «Через облигации к IPO: эволюция эмитентов» и «Войти в ИТ», финальной стала кейс-секция «Успех на рынках капитала: инструкция по применению».
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.