Рейтинговые действия, 23.08.2023

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» принципам социальных облигаций

Москва, 23 августа 2023 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (далее Облигации) соответствует принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует четырем базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

  1. Использование средств;
  2. Процесс оценки и отбора проектов;
  3. Управление средствами;
  4. Отчетность.

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее – Компания, Эмитент, СОПФ) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Компанией представлены документы, устанавливающие подходы АО «ДОМ.РФ» к оценке и отбору проектов, одобрению финансирования, управлению средствами, подготовке и публикации отчетности в рамках «социального» финансирования.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-06-00598-R-001P от 26.06.2023
ISIN RU000A106P97
Объем эмиссии от 20 млрд руб.
Дата начала размещения предварительно 31 августа 2023 года
Дата погашения предварительно 26 августа 2027 года

Обоснование мнения

Использование средств. Правительство Российской Федерации (далее – Правительство) постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2459 утвердило правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее – Программа). Для реализации этой Программы АО «ДОМ.РФ», который является единым институтом развития в жилищной сфере, учредил ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации». Основным предметом деятельности последнего является выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры (далее – Проекты) или наёмных домов через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, а также дочерним обществам субъектов Российской Федерации, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Подразумевается участие в Проектах региональных властей, в том числе путем предоставления государственной гарантии субъекта РФ. Единственным участником СОПФ является АО «ДОМ.РФ». Цели финансируемых Проектов - строительство (проектирование, реконструкция) социальной, инженерной, дорожной и транспортной инфраструктуры, включая приобретение подвижного состава, необходимых для обеспечения жилищного строительства или развития общегородской среды, а также строительство наемных домов.

Функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) выполняет управляющая организация — Общество с ограниченной ответственностью «ДОМ.РФ Управление активами» (входит в одну группу с ДОМ.РФ).

Основными задачами Программы являются:

  • Доступность. Достижение целевых показателей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  • Развитие. Обеспечение экономического роста региона и привлечение средств широкого круга инвесторов;
  • Поддержка. Увеличение темпов строительства жилья.

Виды объектов инфраструктуры, которые могут финансироваться в рамках утвержденной Программы:

  1. Учреждения среднего и дошкольного образования;
  2. Медицинские учреждения;
  3. Наемные дома;
  4. Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры, в т.ч. с приобретением транспортных средств общего пользования;
  5. Объекты культуры, спорта и иные объекты социально-культурного назначения или социального обслуживания населения;
  6. Сети инженерно-технического обеспечения, включая водоснабжение и водоотведение, водопроводно-канализационное хозяйство;
  7. Общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства, гидротехнические сооружения;
  8. Объекты газо-, тепло- и электроснабжения, объекты электроэнергетики;
  9. Объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
  10. Общественные пространства (включая городские парковки);
  11. Объекты информационных технологий.

Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Такое использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.

Процесс оценки и отбора проектов. Отбор Проектов инфраструктурного финансирования осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Межведомственная комиссия). В состав Межведомственной комиссии входят уполномоченные лица, которые принимают решение об отборе Проектов. Минстрой России утвердил положение о Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решений об отборе Проектов. Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства социальной, инженерной, дорожной, транспортной инфраструктуры, включая приобретение подвижного состава, необходимых для обеспечения жилищного строительства или развития общегородской инфраструктуры, наемных домов, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проекта. Экспертиза Проекта проводится АО «ДОМ.РФ» на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или его заместителя, на территории которого планируется реализация Проекта. Ранее в рамках Программы облигаций (регистрационный номер 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных Банком России 02.08.2021 и 27.02.2023), было размещено пять выпусков социальных облигаций: два выпуска в 2021 году - 23.09.2021 и 23.12.2021 объемом 10 млрд руб. каждый, два выпуска в 2022 году - 18.10.2022 объемом 15 млрд руб. и 21.12.2022 объемом 10 млрд руб. и один выпуск в 2023 году - объемом 15 млрд руб., размещенный 26.05.2023. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.

Управление средствами. Учредитель Эмитента утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс управления средствами, полученными при размещении выпуска Облигаций. Финансирование Проекта привлекается через специальное юридическое лицо – СОПФ (эмитент Облигаций). Такая схема финансирования подразумевает обособленность учета. Согласно условиям Программы, денежные средства, полученные от размещения Облигаций, подлежат зачислению на залоговый счет Эмитента. Помимо этого, АО «ДОМ.РФ» вместе с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства (ст. 2.1 225-ФЗ) АО «Банк ДОМ.РФ» будут вести сопровождение одобренных проектов на всех стадиях строительства, а также контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами, регулирующими проведение экспертиз, порядка выдачи и учета займов АО «ДОМ.РФ», Банка ДОМ.РФ и СОПФ. Планируется регулярное раскрытие информации о реализации проектов. Таким образом, управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчетность. Учредитель Эмитента утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс раскрытия информации об использовании денежных средств и ходе исполнения проектов. В частности, информация будет раскрываться на официальном сайте СОПФ, содержать тип Проектов, информацию о возводимой инфраструктуре, сроках и ходе реализации, объеме финансирования и влияние на выполнение национальных целей, а также иную дополнительную информацию. Компания будет осуществлять подготовку единой отчетности по 6 выпускам Облигаций в рамках Программы с информацией о Проектах и использовании денежных средств и раскрывать ее на официальном сайте СОПФ. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам социальных облигаций.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.06.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


"Эксперт РА" первым из российских рейтинговых агентств представило ESG-отчет

Ведомости

Первым среди российских рейтинговых агентств свой ESG-отчет выпустило агентство "Эксперт РА". Он посвящен результатам работы компании в социальной и экологической сферах, а также в области корпоративного управления в 2023 г. "Надеемся, что наш отчет станет примером и стимулом к ESG-трансформации для всего рынка рейтинговых услуг", – заявила генеральный директор "Эксперт РА" Марина Чекурова.
02.09.2024

ESG-повестка в России развивается в промышленных районах

Ведомости

Оценка устойчивого развития городов приведена в новом аналитическом обзоре
18.07.2024

ESG-финансы растут на планах госсектора

Коммерсантъ

Аналитики оценивают перспективы российского рынка
09.04.2024

Репортаж телеканала ПРО БИЗНЕС с конференции «Будущее рынка устойчивого финансирования»

IV ежегодная конференция «Будущее рынка устойчивого финансирования», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-решения», состоялась в Москве 13 марта 2024 года. 26.03.2024

Эксперты: рынок ESG-финансов в РФ может вырасти до 550 млрд рублей в 2024 году

ТАСС

По информации рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2023 году этот показатель вырос на 27% - до 489 млрд рублей
13.03.2024