4 декабря 2013 г.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб., говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2013 года: удвоение оперлизинга», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то объем авиасделок в III квартале был незначительным.
«Оперативный лизинг пока играет заметную роль лишь в авиатехнике и ж/д транспорте, но по мере развития вторичных рынков оборудования он будет открывать новые возможности роста для лизингодателей, – отмечает Роман Романовский, ведущий эксперт отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА». – Суммарно на сегменты ж/д и авиатехники пришлось 86% сделок оперативного лизинга. Менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости. В ближайший год развитие оперлизинга будет идти медленно в результате стагнации экономики, его доля в 2014 году не превысит 10%. При этом новый экономический подъем может совпасть с «созреванием» ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности, в этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга. Но чтобы не упустить возможности роста в момент этого подъема, нарабатывать компетенции в сегменте компаниям нужно уже сегодня».
По мнению аналитиков «Эксперт РА», основными препятствиями для роста оперативного лизинга станет отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность данного вида лизинга, невысокая культура эксплуатации техники, отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов (транслирующие зарубежные принципы ведения бизнеса), а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Отечественные предприниматели пока предпочитают чаще приобретать имущество в собственность, а не в пользование.
По прогнозу «Эксперта РА», в отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии. Оптимистичный сценарий предполагает умеренные темпы снижения железнодорожного сегмента и сохранение среднеквартальной суммы сделок в сегменте авиализинга в IV квартале. Пессимистичный сценарий базируется на заметном сокращении сделок с подвижным составом (до 20%) в сочетании с умеренным ростом сегмента авиализинга. Сумма новых сделок на рынке в этом случае составит 1,21 трлн рублей против 1,39 трлн по оптимистичному сценарию. В 2014 году темпы прироста новых сделок могут составить от -5 до -12% (пессимистичный сценарий), либо 0–5% (оптимистичный сценарий).
ТОП-10 лизингодателей по объему сделок оперативного лизинга
Место | Компания | Сумма новых сделок оперативного лизинга за 9 мес. 2013, млн рублей | Доля в новом бизнесе компании за 9 мес. 2013, % |
1 | «ТрансФин-М» | 25 122,7 | 25,2 |
2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 24 628,4 | 26,7 |
3 | Brunswick Rail | 8 738,4 | 100,0 |
4 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 5 196,4 | 56,2 |
5 | «Транслизинг-сервис» | 2 535,0 | 100,0 |
6 | «Газтехлизинг» | 912,6 | 3,9 |
7 | «МСП Лизинг» | 298,2 | 16,6 |
8 | ЯрКамп Лизинг ГК | 276,7 | 12,9 |
9 | «ЮГРА-ЛИЗИНГ» | 233,2 | 3,7 |
10 | «Сибирская лизинговая компания» | 215,7 | 5,6 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК