«Эксперт РА»
24 апреля 2013 г.
В 2012 г. объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн. руб., говорится в исследовании «Российский рынок лизинга по итогам 2012 года: вагоны подвели», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». «Остановка» рынка обусловлена резким снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка. Причины – наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 г.
«Сокращение сделок с ж/д транспортом повысило диверсификацию рынка по сегментам и по клиентам, – отмечает Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА». – Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты – грузовой и легковой автотранспорт, они выросли на 19% и 38% соответственно». Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники также позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу. Впервые за 4 года его доля в сделках ощутимо выросла (с 28% до 35% за 2012 год).
По мнению аналитиков «Эксперт РА», способствовать дальнейшей диверсификации портфелей могут сами лизинговые компании, если укажут ее в своих стратегических документах и будут их четко придерживаться. По данным опроса, проведённого «Эксперт РА», 93% респондентов заявили, что имеют разработанные стратегические документы. Долгосрочные планы развития (более 1 года) разрабатывает только 64% опрошенных компаний.
Лизингодатели в 2013 году надеются на быстрый рост только в сегментах автотранспорта и строительной техники. Лизинговые компании традиционно ценят автотранспорт (как легковой, так и грузовой) за высокую ликвидность, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов (например, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу 2018).
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозируют два возможных сценария развития рынка лизинга в 2013 году. Оптимистичный сценарий предполагает слабый рост железнодорожного сегмента и стабильный рост остальных крупнейших сегментов рынка (сумма новых сделок составит 1,42 трлн руб.). Прирост новых сделок на уровне 8% в данном случае будет сопоставим с инфляцией. Пессимистичный сценарий базируется на дальнейшем сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 15%) в сочетании со слабым ростом остальных сегментов рынка. В этом случае рынок ожидает стагнация: темпы прироста рынка составят около 0%, а сумма новых сделок – останется на уровне 1,32 трлн руб.