Рейтинговые действия, 10.12.2012

ОАО «ФСК ЕЭС» присвоен рейтинг корпоративного управления на уровне 7+
Поделиться
VK

PDF  

«РИД – Эксперт РА»

Москва, декабрь 2012, присвоен рейтинг корпоративного управления ОАО «ФСК ЕЭС»  НРКУ 7+ - «Развитая практика корпоративного управления».

Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС), включающей в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, с целью ее сохранения и развития.

В собственности Российской Федерации находится 79,55% размещенных акций ОАО «ФСК ЕЭС», в собственности миноритарных акционеров – 20,45% акций Общества.

Акции Общества включены в котировальный список Б российской фондовой биржи ММВБ. Кроме того в 2011 году Общество осуществило технический листинг депозитарных расписок на основной площадке Лондонской Фондовой Биржи, на которой 28 марта 2011 года началась торговля ГДР ОАО «ФСК ЕЭС».

Практика корпоративного управления Общества оценивалась по четырём  компонентам, в рамках которых были определены как положительные стороны, так и точки роста для дальнейшего развития, при этом к ключевым моментам отнесены следующие:

1. Компонент «Защита прав акционеров»

Практика Общества в рамках данного компонента оценивается удовлетворительно. В числе ключевых положительных моментов отмечены следующие:

  • Функции по учёту прав собственности на акции Общества осуществляет независимый регистратор – ЗАО «Статус».
  • Расширены полномочия Совета директоров Общества в части принятия решений по существенным сделкам.
  • Общество информирует акционеров о проведении Общего собрания за 30 дней, используя при этом дополнительные информационные каналы – интернет-сайт ОАО «ФСК ЕЭС», на сайте также размещаются материалы для подготовки к общему собранию.
  • В Обществе существует практика и процедуры, обеспечивающие независимость внешних аудиторов. В частности, внешний аудитор Общества как по РСБУ, так и по МСФО отбирается на основе конкурсного отбора, в Обществе принята практика ротации внешних аудиторов, а кроме того  внешний аудитор не оказывает ОАО «ФСК ЕЭС» неаудиторских услуг.
  • Обществом утвержден Кодекс корпоративного управления, который закрепляет основные принципы практики корпоративного управления ОАО «ФСК ЕЭС».

К ключевым недостаткам эксперты относят следующие:

  • Присутствие в структуре акционерного капитала ОАО «ФСК ЕЭС» мажоритарного акционера, контролирующего 79,55% акций Общества.
  • Отсутствие положительной дивидендной истории по акциям Общества (дивиденды объявлялись лишь по итогам 2010 года).

2. Компонент «Деятельность органов управления и контроля»

Практика корпоративного управления Общества по данному компоненту оценивается хорошо. Она характеризуется следующими положительными моментами:

  • Совет директоров Общества обеспечивает необходимый баланс интересов для его независимости от менеджмента. Кроме того наличие в его составе трех независимых директоров и представителя миноритарного акционера позволяет говорить о его сбалансированности  с точки зрения учета интересов всех заинтересованных сторон.
  • Заседания Совета директоров проводятся регулярно в соответствии с заранее утвержденным планом работы, а члены Совета директоров заблаговременно обеспечиваются информацией, необходимой для подготовки к заседаниям.
  • В Обществе существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Совета директоров и членов исполнительных органов, а также закреплена их обязанность сообщать информацию о владении ценными бумагам Общества и о сделках с ними.
  • В ОАО «ФСК ЕЭС» существует практика страхования ответственности членов Совета директоров.
  • В структуре Совета директоров Общества созданы комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров: Комитет по аудиту, Комитет по кадрам и вознаграждениям, Комитет по стратегии, Комитет по инвестициям.
  • В составы Комитета по аудиту и Комитета по кадрам и вознаграждениям входят только независимые и неисполнительные члены Совета директоров Общества. Комитет по аудиту возглавляется независимым директором.
  • Вознаграждение членов Совета директоров и высших менеджеров ОАО «ФСК ЕЭС» зависит от результатов деятельности Общества. Для высших менеджеров предусмотрена опционная программа.
  • В Обществе утвержден внутренний документ, регламентирующий осуществление внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
  • в Обществе утверждена нормативно-методологическая база риск-менеджмента, существует внутреннее подразделение, выполняющее ключевые функции по управлению рисками.

К ключевым недостаткам в рамках данного компонента относятся следующие:

  • Комитет Совета директоров по кадрам и вознаграждения возглавляется неисполнительным директором.
  • Руководители подразделений, осуществляющих функции внутреннего аудита, административно и функционально подчинены исполнительным органам Общества.
  • В Обществе не создана должность корпоративного секретаря.

3. Компонент: «Раскрытие информации»:

В рамках данного компонента практика ОАО «ФСК ЕЭС» оценивается высоко. Она характеризуется следующими положительными моментами:

  • Общество утвердило четкую и ясную информационную политику;
  • ОАО «ФСК ЕЭС» обеспечивает необременительный и свободный доступ заинтересованных лиц к финансовой и бухгалтерской отчётности Общества, подготовленной по РСБУ и МСФО, в том числе и промежуточной отчетности по МСФО;
  • Общество раскрывает в свободном доступе подробную информацию о членах органов управления ОАО «ФСК ЕЭС»;
  • Раскрыта информация об индивидуальном размере вознаграждения, выплаченного каждому члену Совета директоров, а также председателю Правления Общества;
  • Общество регулярно пополняет и обновляет Интернет-сайт ОАО «ФСК ЕЭС», содержащий существенный объем актуальной информации об Обществе

В качестве недостатков данной практики экспертами отмечается не раскрытие информации об индивидуальном вознаграждении членов исполнительных органов, а также неполное раскрытие информации о сделках с заинтересованностью.

4. Компонент «Корпоративная социальная ответственность и учет интересов иных заинтересованных сторон»:

Практика Общества по данному компоненту оценивается высоко. В качестве ключевых положительных моментов отмечены следующие:

  • Обществом утвержден ряд документов, регулирующих вопросы корпоративной социальной ответственности.
  • В ОАО «ФСК ЕЭС» утвержден и размещен на сайте Кодекс корпоративной этики.
  • Обществом реализуются многочисленные проекты корпоративной социальной ответственности в отношении работников и членов их семей, населения по месту деятельности, благотворительные и спонсорские проекты.
  • ОАО  «ФСК ЕЭС» прошло сертификацию на соответствие стандартам деятельности с точки зрения защиты окружающей среды, в частности сертификацию на соответствие стандарту ISO 14001.
  • Общество готовит социальную отчетность по стандарту GRI.
  • Во внутренних документах Общества закреплены стандарты в области  урегулирования корпоративных конфликтов в случае их возникновения

НРКУ 7+ присваивается компании, которая соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления, следует большей части рекомендаций российского Кодекса корпоративного поведения и отдельным рекомендациям международной передовой практики корпоративного управления. Компания характеризуется достаточно низкими рисками потерь собственников, связанных с качеством корпоративного управления.

Кратко об Обществе:

Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» Единая энергетическая система России признана «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. Основной ее частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства». Для ее «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике» было предусмотрено создание ОАО «ФСК ЕЭС». В постановлении Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 881 были утверждены критерии отнесения к ЕНЭС магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства.

Уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС» составляет 630 193 329 370,00 (шестьсот тридцать миллиардов сто девяносто три миллиона триста двадцать девять тысяч триста семьдесят) рублей 00 копеек и разделен на 1 260 386 658 740 (один триллион двести шестьдесят миллиардов триста восемьдесят шесть миллионов шестьсот пятьдесят восемь тысяч семьсот сорок) штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) копеек каждая.

Основные направления деятельности компании:

- управление Единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

- предоставление услуг субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к электрической сети;

- инвестиционная деятельность в сфере развития Единой национальной (общероссийской) электрической сети;

- поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей;

- технический надзор за состоянием сетевых объектов.

За 2011 год в целом фактический сальдированный отпуск электроэнергии из сетей ЕНЭС в сети распределительных сетевых компаний, потребителей и независимых АО-энерго составил 484 663,552 млн. кВт.ч., сопредельные государства передано электроэнергии в сальдированном выражении 19 284,808 млн.кВт.ч.