"Эксперт РА"
25 марта 2008
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование рынка аудиторско-консалтинговых групп и составило рейтинг АКГ по итогам 2007 года.
Суммарная выручка 150 крупнейших российских АКГ (без компаний «большой четверки») в 2007 году достигла 37 млрд рублей, увеличившись по сравнению с показателями предыдущего рейтинга на 37,4%. Основная причина успехов аудиторов и консультантов очевидна. При столь благоприятной экономической конъюнктуре спрос на их услуги неизбежно растет. Уже второй год выручка ведущих АКГ увеличивается почти на 40% ежегодно, уверенно перекрывая и инфляционный фон, и общий рост экономики. Остается неизменным и соотношение 40 к 60 доли аудита и консалтинга в общем обороте АКГ. В таких условиях компании имеют все возможности для привлечения новых заказов, даже постепенно повышая ставки (последние, кстати, по оценкам «Эксперта РА», увеличились за год в среднем на четверть). Тем не менее внешние факторы развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг отходят на второй план перед кардинальным изменением самого характера роста.
«От безудержной региональной экспансии крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы переходят к планомерному повышению эффективности бизнеса», – отмечает аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Вартан Ханферян.
В этом выпуске рейтинга 150 АКГ включают в свой состав 1 254 компании. По сравнению с прошлогодним списком количество аффилированных структур возросло всего на 10%, тогда как в 2005–2006 годах назад их число увеличилось на 36-40%. Зато выручка в расчете на 1 специалиста в 2007 году возросла сразу на 14% – до 1,861 млн рублей – против 11%-го прироста, отмеченного в прошлом рейтинге.
В компаниях, формирующих первую десятку рейтинга, дрейф в сторону эффективности еще более нагляден. После двухлетней стагнации их удельные доходы увеличились на 15% – до 2,109 млн рублей на специалиста, притом что количество филиалов выросло менее чем на 5%. При этом самые эффективные российские АКГ уже вплотную приблизились к международным конкурентам.
«Стремление лидеров к повышению качества услуг пока не стало тенденцией, характерной для всего рынка в целом, – отмечает Вартан Ханферян. – Тормозят повышение качества услуг два фактора – недостаток квалифицированных специалистов и проблема демпинга (особенно в сфере обязательного аудита госсектора)».