Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Калужская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Правительством Калужской области незначительный. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств, сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. В то же время возможно ожидать некоторого улучшения отдельных показателей кредитоспособности.
Обладая высоким экономическим потенциалом и хорошим географическим положением, Калужская область является промышленно-ориентированным регионом. Доля промышленного производства области в структуре ВРП составляет 30% (По России в целом этот показатель находится на уровне 27%). В то же время вес области в общероссийском промышленном производстве небольшой. По итогам 2003 года на долю региона приходится 3% промышленного производства Центрального федерального округа и 0.54% от общероссийского показателя.
Ведущими отраслями промышленности Калужской области являются перерабатывающие: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов. Удельный вес этих отраслей в объеме промышленного производства составляет более 80%. При этом доля машиностроения и металлообработки находится на уровне 41.4%. В области работает ряд крупных предприятий приборостроения и радиоэлектроники, ориентированные на выпуск продукции ВПК.
Динамика основных макроэкономических и бюджетных показателей в последние годы характеризуется положительными тенденциями. В 2003 году рост ВРП Калужской области составил 8.2%, а промышленное производство увеличилось на 7.3%. Доходы бюджета в 2003 году выросли на 38.9%, при росте расходов на 37.8%. В 2004 году положительная динамика продолжилась. В то же время следует отметить замедление темпов по некоторым показателям в 2004 году. За 11 месяцев 2004 года рост промпроизводства составил 4%. Темп роста ВВП на 2004 год прогнозируется на уровне 5.4%.
Одним из ключевых факторов, способствующим повышению рейтинговой оценки Калужской области, явилась невысокая долговая нагрузка.
Объем государственного долга Калужской области по данным на 1 января 2004 года составил 658 млн. руб. Объем государственного долга по отношению к объему собственных доходов бюджета в 2003 году - 16.0%, что значительно ниже, чем среднее значение по регионам России. В 2001 - 2003 гг. уровень долговой нагрузки снижался - отношение государственного долга к собственным доходам уменьшилось с 42.3% до 16%. В 2004 году абсолютный объем государственного долга Калужской области увеличился, однако уровень долговой нагрузки вследствие роста доходной части бюджета остался на прежнем уровне. По оценке экспертов Консорциума "Эксперт РА - АК&М", отношение государственного долга Калужской области к собственным доходам по итогам 2004 года находится на уровне 16%.
В структуре долга имеется валютная составляющая (кредит Минфина, выплаты по которому привязаны к курсу доллара), что определяет определенную зависимость от конъюнктуры валютного рынка. Однако доля валютной составляющей невелика и не превышает 15% от объема долга.
Расходы на обслуживание государственного долга в Калужской области находятся на невысоком уровне. По итогам 2003 года доля расходов на обслуживание долга в суммарных расходах областного бюджета составила 0.14% а по итогам 11 месяцев 2004 года - 0.10%, что свидетельствует о том, что выплаты по обслуживанию долга существенным образом не влияют на состояние бюджета.
Бюджет Калужской области сбалансированный и отвечает требованиям Бюджетного кодекса РФ. Все показатели, которые контролируются Минфином, существенно лучше установленных Бюджетным кодексом граничных значений, а следовательно, устойчивость бюджетной системы Калужской области сохранится даже в случае негативных изменений некоторых бюджетных показателей.
Дефицит бюджета, который имел место в 2001 - 2002 гг. был очень незначительный, а в 2003 году и по итогам первых 11 месяцев 2004 года доходы превышали расходы - доходы бюджета составили 8 010.9 млн. руб., расходы - 7 695.8 млн. руб., профицит бюджета - 315.1 млн. руб. или 3.9% от доходов.
В качестве фактора, повышающего оценку кредитоспособности, можно отметить высокое качество финансового управления в Калужской области. Об этом в частности свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Бюджет переведен на казначейские принципы исполнения, осуществляются краткосрочное кассовое планирование и контроль за целевым использованием средств, в том числе посредством регистрации договоров. Все средства региональных фондов консолидированы на едином счете областного бюджета. Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется Контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания области и контрольно-ревизионным отделом департамента финансов области. Предварительный и текущий контроль проводится казначейским управлением департамента финансов.
О хорошем качестве управления говорит и соответствие фактических результатов прогнозным показателям. Исполнение основные статей областного бюджета отличается от уточненных прогнозов на 1 - 2%. Отличия от первоначальных прогнозов более существенные, но в то же время сами прогнозы носят достаточно консервативный характер, что говорит о взвешенном подходе региональных властей к планированию денежных потоков.
В контексте анализа кредитных рисков нельзя не отметить хорошую кредитную историю Калужской области. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. Долги по выпущенным облигациям Калужской области погашены в полном объеме и в установленные сроки. В настоящее время в структуре задолженности Калужской области отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.
Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, необходимо отметить ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку.
По ряду ключевых показателей в пересчете на душу населения Калужская область занимает невысокие позиции. Так, объем ВРП на душу населения составляет лишь 52.2 тыс. руб., в то время как по России в целом этот показатель находится на уровне 92.13 тыс. руб. Существенен разрыв и по объему инвестиций в основной капитал.
Регион является дотационным, что определяет зависимость от федерального бюджета. Доля собственных доходов (доходы без учета безвозмездных перечислений бюджетов других уровней) в областном бюджете невысока и по итогам 2003 года составляла 52.87%. По этому показателю Калужская область находится на 52 месте среди других субъектов РФ. Низкая доля собственных доходов говорит об уязвимости области от возможных неблагоприятных изменений в экономике. В то же время имеет место тенденция роста уровня независимости областного бюджета от федерального центра. По итогам 11 месяцев 2004 года доля собственных доходов составила 60.86%.
Ограничивает уровень рейтинга и невысокий уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы в 2003 году за год составили 39 999 руб. По объему денежных доходов область занимает 50 место в России. В октябре 2004 года среднедушевой доход жителя Калужской области составил 4190.4 руб., когда по России в целом этот показатель составил 6527.1 руб. По отношению среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума Калужская область также отстает от среднероссийского показателя. Невысокий уровень жизни населения ограничивает платежеспособный спрос, что негативно влияет на планы компаний, рассматривающих Калужский регион в качестве рынка сбыта и организации производства, а так же снижает потенциал формирования налоговых платежей. В то же время негативное действие данного фактора снижается благодаря позитивной динамике роста реальных денежных доходов населения Калужской области. В 2003 году реальные денежные доходы жителей Калужской области выросли на 14%, а в январе - октябре 2004 года на 13.6%. Темпы роста этого показателя опережают общероссийский уровень.
В качестве негативного фактора выступает также проводимая социальная реформа. Передача федеральным центром обязательств по обеспечению льгот региональной категории льготников повысило нагрузку на расходную часть бюджета Калужской области.
Кредитный рейтинг, а также любая информация и выводы, содержащиеся в настоящем отчете, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке-продаже ценных бумаг или предоставлению Калужской области заемных средств. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и Информационное агентство "AK&M" не принимают на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.