Рейтинговые действия, 21.07.2005

Консорциум "Эксперт РА-AK&M" пересмотрел кредитный рейтинг Ярославской области
Поделиться
VK

PDF  

Рейтинговое агентство "Эксперт РА"
Информационное агентство АК&M

от 21 июля 2005 г.

Рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&M" пересмотрел присвоенный Ярославской области в конце 2003 года рейтинг кредитоспособности. Новая оценка по национальной рейтинговой шкале - "А" со стабильными перспективами". Обновленная оценка уровня кредитоспособности Ярославской области была проведена в соответствии с методикой консорциума "Эксперт РА-AK&M" на основании комплексного анализа финансовых, социально-экономических, политико-экономических и управленческих параметров, характеристик и индикаторов развития региона за 2004 г. и первый квартал 2005 года.

Рейтинг "А" означает, что Ярославская область относится к классу регионов, имеющих высокий уровень надежности, причем уровень надежности ниже среднего в данном рейтинговом классе. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств администрацией Ярославской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Риск полного или частичного отказа эмитента от выполнения обязательств сравнительно низок. Вместе с тем отмечено снижение параметров устойчивости бюджета в 2004 году. Это послужило причиной изменения предыдущего прогноза с "позитивного" на "стабильный".

Проведенный анализ показал неравноценность параметров, характеризующих кредитоспособность Ярославской области. Область по-прежнему обходится без трансфертов из федерального бюджета, не имеет задолженности по бюджетным кредитам юридическим лицам и государственным гарантиям бюджета. В прошедшем году отмечался рост доходов консолидированного бюджета области на 13,7%. При этом налоговые доходы выросли на 17%, неналоговые на 96,1%, а объем финансовой помощи федерального бюджета сократился на 34%. Большинство крупных предприятий области, в прошедшем году оставались вполне платежеспособными.

Вместе с тем, в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом в бюджетной системе Ярославской области отмечались некоторые негативные тенденции, которые отрицательно отразились на итоговых параметрах консолидированного бюджета области.

Анализ устойчивости бюджетной системы Ярославской области свидетельствует о том, что этот параметр в настоящее время в наибольшей степени снижает уровень кредитоспособности региона. По сравнению с периодом 2003/04 гг. ухудшились структура бюджета и характеристики налоговой базы. К тому же по двум показателям бюджет Ярославской области 2004 года не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и нормативам Минфина России. Прежде всего, это увеличение дефицита бюджета. Увеличился и недобор поступлений в консолидированный бюджет Ярославской области. Основная причина недополучения возможных доходов в консолидированный бюджет области носит объективный характер и связана с изменениями в Налоговом и Бюджетном кодексах. Так, в результате изменения порядка зачисления акцизов существенные суммы доходов оказались "потеряны" для консолидированного бюджета Ярославской области (акцизы на табак, на нефтепродукты).

Снижение оценки эффективности экономического развития Ярославской области проявляется в постепенном отставании значений региональных индикаторов от среднероссийского уровня. Так, если в 2003г. производство ВРП на душу населения в Ярославской области составляло 84% от среднероссийского уровня, то в 2004г. - только 75%. В 2002-03гг. среднедушевой показатель поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ с территории Ярославской области превышал среднероссийский уровень, а в 2004г. он был ниже на 16%. В значительной степени снижение эффективности экономического развития Ярославской области в 2004г. обусловлено ростом внутренних цен на энергоносители.

Анализ предпринимательского климата Ярославской области выявил дальнейшее усиление в 2004 году интенсивности и динамики развития малого и совместного предпринимательства, сохранение благоприятной законодательной базы ведения бизнеса в области и информационной открытости власти.

Несмотря на проведение широкомасштабных проверок деятельности областной администрации, проводимых Счетной Палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ, серьезных нарушений, влекущих политические перемены в области, обнаружить не удалось, а уголовное дело в отношении губернатора было прекращено 31 марта 2005 года. В связи с этим, вопрос об отстранении губернатора Президентом РФ не ставился.

Главной чертой кредитной истории Ярославской области по-прежнему является соблюдение взятых на себя обязательств по кредитам и займам. Начиная с 2001 года, банковские кредиты погашаются своевременно, в полном объеме, просроченных платежей по прямому государственному долгу, включая бюджетные кредиты, нет с 01.07.2004 г. Накопление позитивной кредитной истории области за последние два года, а также значительное снижение объемов государственного долга области позволили несколько повысить оценку этого параметра.

Исходя из проведенной оценки, Рейтинговый консорциум полагает, что в течение текущего 2005 года позитивные тенденции кредитоспособности Ярославской области будут сохраняться.