Рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&M" присвоил Ростовской области рейтинг кредитоспособности "А+" по национальной рейтинговой шкале, означающий высокий уровень надежности с незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.
Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В перспективе уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. В то же время возможно ожидать улучшения ряда показателей кредитоспособности.
Высокий рейтинг Ростовской области определяется значительным экономическим и инвестиционным потенциалом, благоприятным предпринимательским климатом, профицитностью бюджета, высоким качеством управления, низким уровнем долговой нагрузки, хорошей кредитной историей, информационной открытостью. Факторами риска являются: зависимость от федерального бюджета, высокая доля сельхозпроизводства, низкий уровень диверсификации налоговой базы, невысокий уровень капитальных расходов бюджета.
Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала.
Экономика Ростовской области характеризуется достаточно высокой диверсификацией. В ней представлены промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В промышленности наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.
Выгодное географическое положение, наличие железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения, морских и речных портов, международного аэропорта и выхода к морю, определяет важное конкурентное преимущество области как коридора, связывающего центр России с южными направлениями. По плотности автомобильных дорог Ростовская область опережает общероссийский показатель, что является свидетельством развитости транспортной инфраструктуры региона.
Основные макроэкономические показатели Ростовской области демонстрируют позитивную динамику. Объем ВРП в 2003 году увеличился на 4.0%, а объем промышленного производства - на 4.4%. Темпы роста ниже показателей по стране в целом, но здесь следует иметь в виду, что Ростовская область не располагает нефте и газодобывающим экспортным потенциалом, который во многом обеспечивает рост ВВП в России. Несмотря на это, в первом полугодии 2004 года ВРП области вырос на 9%, в сравнении с 7.3% по РФ.
Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что в частности находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Доля иностранных инвестиций в Ростовской области в объеме инвестиций в РФ в 2003 году составила 0.76% против 0.37% в 2002 году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2003 года составляет 21.2% (по РФ в ВВП - 16.4%).
Об инвестиционной привлекательности региона свидетельствует рост числа предприятий с иностранным капиталом. Только за первое полугодие 2004 года количество предприятий с иностранным капиталом выросло на 26%.
В настоящее время в Ростовской области работает почти 26 тыс. малых предприятий и более 150 тыс. индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях занято 25% от общего числа постоянно работающих на всех предприятиях области. Доля малого предпринимательства в общем объеме выпускаемой продукции, работ и услуг составляет около 16%.
Региональные власти уделяют значительное внимание повышению привлекательности области для инвесторов и предпринимателей. Приняты ряд законодательных актов, стимулирующих инвестиционную активность.
Бюджетный процесс Ростовской области ориентирован на сбалансированность текущих бюджетных обязательств с доходными источниками без привлечения кредитных ресурсов для текущих нужд и роста на этой основе государственного долга области, своевременное и качественное принятие и исполнение бюджетов, минимизацию количества вносимых в них изменений.
По итогам 2003 года областной бюджет исполнен с профицитом 1.04% к доходам, что достигнуто за счет опережающего роста доходов над расходами. Тем не менее, несмотря на высокое качество бюджета, обращает на себя внимание отставание фактических бюджетных показателей 2003 года по ряду позиций от планируемых. В особенности это касается исполнения бюджета по налоговым доходам. Однако вряд ли этот факт можно рассматривать как существенный, если принять во внимание, что фактические показатели налоговых поступлений в областной бюджет в текущих ценах увеличились на 25.7%, а с учетом инфляции - на 8.6%. Кроме того, по итогам первого полугодия 2004 года план по доходам был перевыполнен.
В целом качество управления региональными финансами заслуживает высокой оценки. В пользу этого свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. В 2003 году собственные доходы областного бюджета увеличились на 20.1% (с учетом инфляции - на 3.8%).
Все контролируемые показатели бюджета Ростовской области соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ.
В качестве позитивного фактора, отражающего качество управления финансами, можно отметить то, что областной бюджет переведен на казначейские принципы исполнения, осуществляются краткосрочное кассовое планирование, контроль за целевым использованием средств, в том числе посредством регистрации договоров. Все средства региональных фондов консолидированы на едином счете областного бюджета.
Администрацией Ростовской области осуществляется краткосрочное планирование на основе плана кассового исполнения областного бюджета, что позволяет своевременно исполнять текущие бюджетные обязательства, включая своевременные расчеты по долговым обязательствам, заработной плате работникам бюджетной сферы, коммунальным платежам и другим расходам.
Руководство области имеет четкий план действий на перспективу. Принята Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы.
За успехи в организации бюджетного процесса Министерство финансов Ростовской области в феврале 2004 года получило благодарность от Министра финансов РФ.
Одной из важных отличительных особенностей Ростовской области является низкий уровень долговой нагрузки, что существенно снижает кредитный риск и создает благоприятные условия привлечения заемных средств. Государственный долг Ростовской области по состоянию на 1 января 2004 года составил 1.78 млрд. руб. Отношение государственного долга к объему собственных доходов бюджета составляет 15.4%. При этом в последние годы отчетливо прослеживается тенденция снижения уровня долговой нагрузки. По сравнению с 2001 годом отношение государственный долг/собственные доходы снизилось на 2.5 процентных пункта. При этом в качестве еще одного позитивного фактора можно отметить то, что значительная часть долга (61.6% по данным на 1 января 2004 года) приходится на государственные гарантии. Валютной составляющей долга нет, что определяет независимость бюджета от валютных рисков.
В контексте анализа кредитных рисков нельзя не отметить хорошую кредитную историю Ростовской области. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. Долги по выпущенным облигациям Ростовской области погашены в полном объеме и в установленные сроки. В настоящее время в структуре задолженности Ростовской области отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.
Ростовскую область можно охарактеризовать как информационно-открытую. Информация обо всех аспектах развития региона и деятельности администрации в полном объеме представлена на интернет-сайте Ростовской области и широко освещается в СМИ. Бюджетный процесс характеризуется прозрачностью и открытостью. Все это свидетельствует о желании региональных властей вести открытый диалог с инвесторами, способствует формированию благоприятного предпринимательского климата и снижает кредитные риски.
Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, существуют факторы риска, ограничивающие рейтинговую оценку. Мощный экономический потенциал области пока не реализован. Ряд макроэкономических показателей ниже среднероссийского уровня. Так ВРП на душу населения по итогам 2003 года составляет 41.6 тыс. руб. против 92.1 тыс. руб. ВВП на душу населения по России. Отстают от среднероссийских и доходы населения. Вероятно, ситуацию удастся переломить за счет активизации инвестиционных процессов в области в рамках реализации намеченных Администрацией области планов.
Регион является дотационным, что определяет зависимость от федерального бюджета. Доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в доходах областного бюджета Ростовской области в 2003 году составила 24.5%. При этом доля собственных доходов областного бюджета (все доходы-финансовая помощь бюджетов других уровней) составила 54.64%. Среди наиболее развитых регионов Южного федерального округа (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область) это самое низкое значение, которое также ниже, чем среднероссийский уровень (56.07%). В то же время в качестве фактора, уменьшающего данный риск, следует отметить позитивную динамику роста доли собственных доходов в общем объеме доходов. Показатели, приведенные в Законе о бюджете Ростовской области на 2004 год, свидетельствуют о том, что доля собственных доходов в 2004 году составит 67.2%.
В качестве фактора риска выступает высокая доля сельскохозяйственного производства в экономике области, что определяет зависимость от деятельности АПК, а следовательно, обуславливает зависимость поступления налогов от природно-климатических факторов. В аграрном секторе производится почти 15% валового регионального продукта, сосредоточено 17 % производственных основных фондов, в нем занято более 15% работающих в отраслях экономики. Основное значение в структуре аграрного сектора имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Вкупе с фактором урожайности зерновая продукция в наибольшей степени подвержена влиянию конъюнктурных колебаний.
Уровень диверсификации налоговой базы Ростовской области недостаточный. 2% от количества действующих налогоплательщиков области обеспечивают 71.5% поступлений в целом по области во все уровни бюджетов и 88.7 % в федеральный бюджет. В то же время крупнейшие налогоплательщики относятся к различным отраслям экономики, причем не сырьевой направленности, что снижает зависимость налоговой составляющей бюджета от внутриотраслевых конъюнктурных факторов и уменьшает негативное влияние фактора диверсификации на кредитоспособность.
В сфере региональных финансов можно отметить невысокий уровень капитальных расходов бюджета. Капитальные расходы областного бюджета невысоки и демонстрируют тенденцию к снижению. Кроме того, можно отметить отставание фактического финансирования на эти цели от первоначально установленных бюджетом показателей. В 2002 году доля капитальных вложений в основные фонды составила 8.4%, а в 2004 году - уже 5.8%. Низкая доля капитальных расходов бюджета, с одной стороны, снижает возможности финансового маневра администрации (за счет их сокращения при необходимости и получения дополнительных средств на текущие расходы), а с другой стороны, ограничивает возможности по полной реализации потенциала экономического развития региона.