Рейтинговые действия, 03.08.2004

Кредитный рейтинг Пермской области
Поделиться
VK

PDF  

Рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&M" присвоил Пермской области рейтинг кредитоспособности "А+" по национальной рейтинговой шкале, означающий высокий уровень надежности с незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.

Оценка уровня кредитоспособности Пермской области была проведена в соответствии с методикой консорциума "Эксперт РА- AK & M" на основании комплексного анализа финансовых, социально-экономических, политико-экономических и управленческих параметров, характеристик и индикаторов развития региона за 2000-2003 гг. и первое полугодие 2004 года.

Рейтинг "А+" с позитивными перспективами означает, что Пермская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности, соответствующий среднему в данном рейтинговом классе. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Пермской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности эмитента отсутствуют. Риск полного или частичного отказа эмитента от выполнения обязательств, сравнительно низок. В перспективе риск невыполнения обязательств, вероятнее всего, будет снижаться. Вместе с тем существует определенная напряженность в текущей динамике финансово-экономического развития региона, обусловленная снижением темпов роста основных социально-экономических показателей.

В ходе работ по присвоению Пермской области кредитного рейтинга был проведен анализ финансовых, социально-экономических, политико-экономических и управленческих характеристик развития Пермской области. Присвоение рейтинга кредитоспособности осуществлялось на основе аналитической оценки совокупности параметров кредитоспособности, а также тенденций их изменения, определяющих возможность области отвечать по долговым обязательствам.

Высокий кредитный рейтинг Пермской области определяется устойчивостью налоговой базы, высоким качеством финансового управления, эффективной политикой управления государственным долгом, значительным ресурсно-экономическим потенциалом региона и рядом других факторов.

Анализ устойчивости бюджетной системы Пермской области свидетельствует о том, что область обладает максимальной способностью своевременного выполнения текущих финансовых обязательств, а уровень ее платежеспособности является высоким. Особенно следует отметить, что все без исключения показатели, определяющие кредитоспособность бюджета области, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и нормативам Министерства финансов РФ.

Пермская область обладает достаточно сбалансированной и устойчивой структурой бюджета как для сохранения существующего уровня платежеспособности, так и для дальнейшего улучшения показателей. В Приволжском ФО Пермская область, наряду с Башкортостаном, Татарстаном, Оренбургской и Самарской областями, является донором, не получающим трансферты из ФФПР. В 2003 году значительно улучшились параметры консолидированного бюджета. Соотношение доходов и расходов бюджета увеличилось с 97,75% в 2002 году до 102,38% в 2003 году.

Важной позитивной характеристикой бюджета области является наличие инвестиционной части ("бюджета развития"), которая выросла с 7% в 2002 году до 20% в 2003 году.

Лишь по показателю объема налогов и сборов, собираемых на территории во все уровни бюджетной системы в расчете на душу населения, Пермская область находится на среднероссийском уровне.

Успехи Пермской области в значительной степени являются результатом деятельности администрации области по стимулированию собираемости налогов. Если в 2002 году уровень собираемости, по сравнению с планируемым составлял 99%, то в 2003 г. - 138%.

Несмотря на определенную зависимость налоговой базы Пермской области от конъюнктуры мировых рынков нефти, нефтепродуктов и минерального сырья, высокий уровень диверсификации налоговой базы позволяет прогнозировать, как минимум, сохранение ее стабильности.

К позитивным тенденциям развития финансово-экономической ситуации в области можно отнести и значительное снижение в 2003 году уровня просроченной задолженности по заработной плате, также стабильно остающегося ниже среднероссийского уровня.

Изменение индикаторов динамики финансово-экономического развития было неравномерным в последние четыре года. Особенно неблагоприятным для Пермской области был 2002 год. Из девяти оцениваемых консорциумом индикаторов лишь у двух темпы роста были выше среднероссийского уровня (динамика розничного товарооборота и реальных доходов населения).

2003 год также не стал годом перелома ситуации и выхода на позитивные тенденции. Темпы роста ВРП, промышленного, сельскохозяйственного производства и реальных доходов населения оставались ниже среднероссийских, а темпы роста платных услуг населению и инвестиций даже снизились. Лишь темпы роста объема розничного товарооборота по-прежнему демонстрировали позитивную динамику.

Анализ предпринимательского климата Пермской области выявил соответствие высокого уровня развития бизнеса и комплекса мер по его развитию и поддержке, предпринимаемых со стороны местных властей. В настоящее время разработаны "Основные направления стратегического развития Пермской области" и "Стратегия социально-экономического развития Пермской области".

Область характеризуется достаточно высоким уровнем развития малого бизнеса и частного предпринимательства, которые вносят существенный вклад в снижение уровня безработицы. В 2003 г. доля занятых в малом бизнесе составляла в Пермской области 14% против 11% по России.

Вместе с тем факторами, в определенной степени ухудшающими кредитоспособность Пермской области, являются низкий уровень развития страхового дела, а также сокращение числа занятых в малом бизнесе, что является причиной снижения налоговой базы и увеличения нагрузки на расходную часть бюджета.

Главной чертой кредитной истории Пермской области является соблюдение всех взятых на себя обязательств по кредитам и займам. Все обязательства по ранее выпущенным ценным бумагам были своевременно и в полном объеме погашены до наступления финансового кризиса 1998 года, после чего область не прибегала к заимствованиям. В настоящее время Пермская область не имеет просроченных задолженностей по своим кредитным обязательствам.

За последний год достигнут заметный прогресс параметров кредитоспособности региона. Еще год назад Пермская область могла быть отнесена к категории "А", то есть за 2003 год кредитоспособность области повысилась на одну ступень. Рейтинговый консорциум полагает, что в течение 2004 года позитивные тенденции кредитоспособности Пермской области будут сохраняться.

В связи с предстоящим объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, исходя из параметров их бюджетов, с большой степенью вероятности прогнозируется сохранение, как рейтинговой категории, так и позитивного прогноза кредитоспособности объединенного Пермского края в 2005 году.