Будущее рынка закупок в России: траектория устойчивости

Итоги конференции

Все конференции Все конференции
22 мая 2024 года в Москве состоялась IV ежегодная конференция «Будущее рынка закупок в России: траектория устойчивости», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». Участниками мероприятия стали 180 человек: регуляторы рынка, директора по закупкам, руководители тендерных направлений, первые лица ведущих ЭТП, представители ИТ-компаний, СМИ. Они обсудили точки роста рынка закупок, регулирование рынка и другие актуальные темы.

Пленарную дискуссию конференции «Устойчивость закупок: технологии, кадры, регулирование» открыл генеральный директор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов, который выступил одним из ее модераторов. Он представил обзор «Рынок электронных закупок: цифровая трансформация продолжается», основанный на опросах крупнейших участников рынка.

Главным преимуществом проведения закупок через ЭТП опрошенные назвали снижение коррупционных рисков – 25% голосов. Среди факторов, препятствующих развитию рынка, резко выросла нехватка дополнительной экспертизы о надежности поставщиков – до 33% по сравнению с 19,6% годом ранее. Снижению рисков способствует использование рейтингов контрагентов. «Если говорить о трендах в 2023 году, помимо цифровизации отрасли, импортозамещения, оценки контрагентов, также можно отметить перевод большего процента стандартных закупок на маркетплейсы, объединение крупных заказчиков с целью формирования конкурентного рынка, увеличение преференций малому бизнесу, рост использования аналитики данных для принятия решений и уход крупных заказчиков на закрытый контур площадок», – рассказал Митрофанов.

Главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах предложил вниманию собравшихся новый макроэкономический прогноз, который задал вектор всему происходящему на площадке конференции. Наиболее важными трендами текущего периода спикер обозначил мягкую посадку мировой экономики; экономический рост в США и Индии и рецессию в ЕС и Японии; сохранение высоких ставок и высоких цен на сырье; санкции и набирающие оборот торговые войны; рост политических рисков. Все эти процессы диктуют большие решения на локальном уровне. Например, в 2018 году такими решениями стали повышение НДС и пенсионного возраста, в 2024-м это будет налоговая реформа. Кроме того, предупредил спикер, многим участникам российского рынка, особенно тем, кто фондируется за счет кредитования, придется нелегко из-за затянувшейся эпохи дорогих денег.

Председатель комитета по управлению закупочной деятельностью «Ассоциации менеджеров» Виктор Симоненко, который выступил основным модератором пленарной дискуссии, отметил, что фокус внимания участников рынка закупок сдвинулся на взаимоотношения с поставщиками, и передал слово делегату регулятора отрасли – заместителю начальника отдела департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алану Фаизову.

В своем выступлении Алан Фаизов сделал акцент на результатах, вызванных изменениями в регулировании. Он отметил главную задачу нового регулирования – максимально упростить подтверждение российской продукции и облегчить процесс закупки, – которая эффективно выполняется. Так, спикер упомянул Федеральный закон № 658-ФЗ, который направлен на стимулирование приобретения российской промышленной продукции, вступающий в силу с 1 июля 2024 года. Кроме того, он уделил внимание Постановлению Правительства РФ (ППРФ) № 719, которое превращается для производителя в универсальный механизм доступа к господдержке, а также его распространению на ЕвразЭС в рамках решения ЕЭК № 105. Также спикер рассказал об унификации нацрежима и распространении его не только на 44-ФЗ, но и на 223-ФЗ. «Система запретов и ограничений, установленная в государственных и муниципальных закупках, полностью переходит в Закон № 223-ФЗ, а это значит, что у заказчика будет возможность закупить именно российскую и евразийскую продукцию, будет больше стимулов», – подчеркнул Фаизов. Отдельной темой выступления представителя Минпромторга стала выработка директив для офсетных контрактов. «Офсетный контракт – очень важная и нужная тема. Сегодня ему уделяется внимание в рамках 44-ФЗ. И подобные механизмы мы как Минпромторг России, конечно, планируем погрузить в том или ином виде после консультаций с нашими коллегами из Минфина, МЭР и Росимущества и в 223-ФЗ. Этот механизм требуется в любом случае, регуляторка там необходима. Создание, освоение производства, его модернизация должны отвечать уровню локализации – то, что создается, должно по итогу быть российское. Это будет отдельное подспорье не только в рамках нашей работы, но и в экономике в целом», – заключил спикер.

Директор по закупкам «Ростелекома» Татьяна Карасева посвятила свое выступление теме организации импортозамещения в рамках крупной корпорации, подпадающей как под ограничения ППРФ № 2013 (о минимальной доле закупок товаров российского происхождения), так и под требования «Стратегии цифровой трансформации» в области радиоэлектронной промышленности. «Мы выявили более 45 позиций, аналогов которых в принципе нет на российском рынке (MSAN, стационарные свинцово-кислотные моноблочные батареи, базовые станции, антенны базовых станций, маршрутизаторы, серверы доступа абонентов ШПД). Все это нам предстоит импортозаместить путем проактивного участия в развитии российской промышленности», – сказала она. Такая позиция достижима, в частности, при помощи офсетных контрактов, которые помогают выращивать и модернизировать производства оборудования, необходимого крупным компаниям, снижать себестоимость продукции. Всего, по словам Карасевой, «Ростелеком» заключил уже семь таких контрактов и планирует заключить еще пять. «Мы видим в офсетах хороший механизм взаимодействия с отечественным производителем. И тут становится очень актуальным вопрос по рейтингованию поставщиков. Мы планируем такую систему разработать и применять», – отметила Карасева. Кроме того, она рассказала о разработке регламента и политики импортозамещения внутри «Ростелекома», которые помогают управлять большой группой компаний из более чем 50 дочерних обществ.

Директор департамента контроля цен и коммерческой деятельности компании «Русал» Дмитрий Лапин уделил внимание тематике устойчивого развития, которая реализуется компанией в т. ч. и в области закупочной деятельности. «Маркетинговое преимущество компании – это зеленый алюминий. Если китайские компании для производства используют уголь, то у нас это возобновляемая гидроэнергия. Все заводы расположены в Сибири, главный акционер – En+», – заявил он. Лапин рассказал, что на сайте компании созданы «Личные кабинеты» для поставщиков, где они могут пройти ESG-аккредитацию. В ближайшее время планируется внедрить пилотное решение в реальный процесс закупок. Спикер также уделил много внимания вопросу подготовки кадров, который стоит очень остро. Так, в рамках трансформации сферы закупок в «Русале» внедрена специализация персонала по классическому формату «фронт-мидл-бэк». «Фронт – это категорийный менеджмент, мидл – это закупщики на предприятиях, то есть они присваивают источники поставок к заявкам, бэк – это транзакционная деятельность. Мы стремимся развивать эту модель с целью повысить производительность труда за счет специализации», – отметил Лапин. По его мнению, 50% эффективности в закупочной деятельности обеспечивается именно грамотным подходом специалистов.

Александр Чужавский, директор по импортозамещению компании «Газпром шельфпроект», указал на сложную проблему импортозамещения в буровой деятельности и необходимость ее решать общими усилиями отрасли и ФОИВов. Чтобы сделать российский аналог бурового оборудования, надо имеющееся оборудование разобрать, оцифровать, сделать рабочую документацию. В этом направлении сейчас активно работают вновь созданные реинжиниринговые центры, сообщил Чужавский. «Большое спасибо Минпромторгу, который объединил отраслевые предприятия, заказчиков, производителей, реинжиниринговые центры и профильные институты. Они начали работать над общей задачей. Сейчас мы участвуем в реализации дорожной карты, в которой 23 технологии. Она рассчитана до 2030 года. К этому моменту мы должны прийти к уровню локализации продукции по нашему направлению в 80%», – пояснил спикер.

Директор по закупкам и логистике компании «Цемрос» (ранее «Евроцемент») Денис Назаров отметил важность изменения подходов к взаимодействию с поставщиками в русле системы управления рисками и построения новой системы оценки поставщиков в отсутствие проверенной информации о них. «Приоритетом является переход на новые модели. Для нас это модель долгосрочного сотрудничества и ориентация на отраслевых технологических лидеров, в т. ч. и в части загрузки мощностей этих производителей», – подчеркнул он. По его словам, необходимо не только растить и развивать собственное российское производство, но и продолжать эффективно работать с иностранными поставщиками (особенно из машиностроительной отрасли), без чего наращивать экспортный потенциал российских компаний не получится. «Мы видим большую перспективу в работе электронных торговых площадок. ЭТП для бизнеса могут взять на себя функцию глобальных маркетплейсов, в т. ч. по взаимодействию с поставщиками из зарубежных стран», – заключил он.

По окончании пленарной сессии деловая программа конференции продолжилась кейс-секцией «Инновации в закупках для технологического суверенитета» и тренд-секцией «Эволюция закупок».

Владимир Кириленко
Владимир Кириленко,
заместитель генерального директора, «Росэлторг»

«Мы можем говорить о том, что 2023 год стал периодом стабильности, а также о принципах уверенного роста. Когда как не сейчас подумать на тему: «А есть ли место инновациям и новым технологиям?».

Алина Грешникова
Алина Грешникова,
начальник управления по операционным закупкам, «ПГК»

«Наш внутренний заказчик – это наш клиент. Мы должны быть клиенториентированными, адаптированы к потребностям заказчика, давать сбыточные обещания и работать не на сухие цифры и показатели эффективности, а на него. В 2023 году мы доработали наш внутренний портал, сделали обширную базу знаний, провели анализ всего, что мы закупаем, выделили блоки по стратегическим, операционным и тейловым закупкам».

Мария Кравцова
Мария Кравцова,
директор по закупкам, «Банк ДОМ.РФ»

«Закупки малого объема через электронные магазины законодательно к конкурентным закупкам не относятся. На наш взгляд, этот вопрос стоит решать на законодательном уровне, потому что если мы говорим об использовании электронных магазинов, то закупки на них, хоть и маленькие, но конкурентные».

Анна Ермакова
Анна Ермакова,
директор по закупкам, Московская биржа

«Проекты импортозамещения – это всегда дорого. Всегда российские производители определяют цену по принципу «Вы все равно от нас никуда не денетесь». С этим подходом нужно работать и немного самим потрудиться, чтобы отобрать более приемлемое решение по цене или, как минимум, заставить их торговаться и привести к конкуренции».

Вячеслав Греков
Вячеслав Греков,
руководитель направления закупок услуг, «Северсталь-Менеджмент»

«Сейчас нужен симбиоз человеческой мысли, искусственного интеллекта и технических возможностей. С одной стороны, доверять ChatGPT нельзя, так как он может выдать, что угодно, но в то же время он может значительно сократить транзакционные задачи закупочного процесса. Поэтому в целом я за комплексные решения, за совместные проработки, за интеграцию в закупках как на собственных ЭТП, так и на B2B-площадках по ряду направлений».

Екатерина Криницына
Екатерина Криницына,
директор по конкурсным закупкам, «Азбука Вкуса»

«Чем был обоснован переход на собственное решение? Мы очень хотели избавить наших менеджеров от рутинных операций, таких как заполнение шаблонов договоров после тендера реквизитами поставщика, стоимостью, сроками. Идеальная картинка – это когда коммерческое предложение могло бы автоформатироваться в спецификацию к договору. Здесь мы тоже нашли решение с нашим вендором и сейчас доделываем разработку».

Юлия Киндсфатер
Юлия Киндсфатер,
начальник управления закупок и организации тендеров, «Азбука Вкуса»

«Открытые тендеры позволяют нам привлечь новых поставщиков. За прошлый год, работая на ЭТП, на открытых торгах по внутренним некоммерческим закупкам в месяц мы экономили порядка 20 млн рублей».

Виктория Яшина
Виктория Яшина,
директор по организационному развитию, «Росэлторг»

«Людей становится больше, а экспертов – меньше. Когда формируется большое количество якобы экспертов, то хочется всегда их отфильтровать. И нам пришла в голову идея создать сервис онлайн-рекрутинга для поиска экспертов в области закупок».

Александр Геллер
Александр Геллер,
исполнительный директор, «ЭТПРФ»

«Есть проблемы и у поставщиков санкционной продукции, у них она есть, но они не могут публично заявлять об этом, чтобы себя не обнаруживать. Специально для них мы создали электронный магазин закрытых закупок – это прежде всего анонимная витрина для поставщиков санкционной продукции».

Сергей Нечушкин
Сергей Нечушкин,
директор департамента малого и среднего бизнеса, «Абсолют Банк»

«Универсальные торги помогают нам делать несколько простых вещей: для заказчиков это удобный инструмент структурирования своих закупок, второе – это инструмент экономии ресурсов, третье – это позволяет не тратить собственных средств на каждую отдельную процедуру».

Юлия Обаляева
Юлия Обаляева,
заместитель генерального директора, «Сбер А»

«Площадки всегда думают о некоем комплексном предложении для своих клиентов. И все-таки это предложение начинается с простого понятного сервиса, в котором заказчиков никаким образом не регулируют в части способа закупки, просмотра участников до итогового протокола или до окончания подачи заявок, где имеется возможность заключить договор с тем поставщиком, который просто выбран из каталога, исходя из тех отзывов, которые существуют в системе и даны другими заказчиками».

Артем Константинов
Артем Константинов,
руководитель практики «Антимонопольное право и государственный заказ», Лемчик, Крупский и Партнеры

«Предоставление в заявках недостоверных сведений об опыте в первую очередь негативно сказывается на исполнении контракта. У хозяйствующего субъекта может не хватить производственных мощностей для исполнения контракта, что в последующем способно привести к увеличению сроков его исполнения, расторжения и неэффективному расходованию средств заказчика. Также в случае исполнения контракта в срок может возникнуть ситуация ненадлежащего исполнения такого контракта или привлечения иных хозяйствующих субъектов для его исполнения. Все это может негативно повлиять на клиента, поскольку подобные действия способны стать причиной проведения расследования со стороны ФАС с целью установления признаков хозяйствующего субъекта с заказчиком».

Екатерина Свищева
Екатерина Свищева,
директор правового блока, «ВЭБ.РФ»

«Как закупить консультантов и пощупать результат их работы, если он не всегда вещественен? Если говорить о юридической сфере, то были популярны рейтинги ушедших компаний, с которыми экспертное сообщество соотносилось и могло учитывать при совершении в т. ч. закупочных процедур и проведении каких-либо мероприятий. Сейчас есть ряд рейтингов, которые создаются по многим-многим направлениям, но у них есть ряд недостатков. Либо это коммерциализированные проекты, либо они очень широкие и не направлены на подтверждение экспертности. Поэтому 17 мая мы с коллегами из агентства «Эксперт РА» и аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения» опубликовали методологию российского национального рейтинга юридических консультантов по проектам развития, который будет формироваться осенью, сейчас производится сбор заявок. Это проект, который будет помогать заказчикам понять, кого вы выбираете, направленный именно на продвижение нашей страны и на работу по проектам развития».

Павел Митрофанов
Павел Митрофанов,
генеральный директор, «Эксперт Бизнес-Решения»

«Рейтинги – это очень полезная и удобная история для того, чтобы оценить кого-то, как-то квалифицировать и особенно составить мнение об уровне кредитного риска. В скором времени агентством будет запущен совместный с «Интерфаксом» продукт скоринга финансовых рисков для того, чтобы можно было его использовать везде, где возникает потребность в быстрой и чуть более простой оценке кредитоспособности контрагента, его вероятности дефолта и ключевом наборе рисков».

В завершение мероприятия состоялась церемония награждения электронных площадок – лидеров по итогам исследования. За лидерство в номинации «Общая оценка удовлетворенности качеством услуг и результатами закупок» награждены «Росэлторг», «Сбер А», B2B-Center, ЭТП «Фабрикант» и ЭТП «ГПБ». «Росэлторг» отмечен как лидер в одноименной номинации, а также в номинациях «Достаточность торговых секций» и «Качество и полнота дополнительных сервисов». Диплом «Качество работы торговых секций» получил «ТЭК-Торг». Лидером в номинациях «Качество и доступность аналитических инструментов по поставщикам» и «Возможности площадки содействовать импортозамещению» стала ЭТП «ГПБ». Диплом за лидерство в номинациях «Качество и доступность аналитических инструментов по проведенным торгам, заказчикам» и «Уровень конкуренции между поставщиками при проведении закупок» вручен ЭТП «Фабрикант». За лидерство в номинациях «Качество и удобство работы с АРМ» и «Качество клиентской и технической поддержки» награжден B2B-Center. «Сбер А» отмечен в номинациях «Качество и доступность обучающих программ» и «Качество предоставляемых услуг в сегменте проведения закупок малого объема». В специальных номинациях дипломы вручили «ЭТПРФ» – за профессиональные решения для обеспечения безопасности закупочного процесса и защиты информации; ЭТП «Торги 223» – за внедрение эффективных ИТ-решений в отраслевых закупках; АКБ «Абсолют Банк» – за формирование репутации лучших исполнителей госконтрактов в сегменте МСБ.

Контакты

По вопросам партнерства | Эксперт Бизнес-Решения
По вопросам программы | Эксперт Бизнес-Решения
По вопросам партнерства | Эксперт Бизнес-Решения
Мариам Яндиева yandieva@expert-business.ru
По вопросам программы | Эксперт Бизнес-Решения
Юлия Барыбина barybina@expert-business.ru
По вопросам участия | Эксперт Бизнес-Решения
По вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ | Эксперт РА
По вопросам участия | Эксперт Бизнес-Решения
Эльвира Амбарцумян ambarcumyan@expert-business.ru
По вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ | Эксперт РА
Сергей Михеев mikheev@raexpert.ru