Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Стратегический партнер:

Партнеры:

Содержание

Резюме

В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники и ростом процентных ставок по кредитам. На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам. В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста только в сегментах автотранспорта и строительной (дорожно-строительной) техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента.

Объем нового бизнеса в 2012 году практически не изменился (+1,5%), а без учета ВЭБ-лизинга рынок даже сократился на 5%. Сумма новых сделок за год составила 1 320 млрд рублей. Годом ранее рынок вырос почти на 80%. «Остановка» рынка обусловлена резким снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка. Причины: наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 году. Негативно на динамике лизингового рынка отразился и рост ставок по кредитам в сочетании с сохраняющимися опасениями дальнейших негативных тенденций в экономике.

Сокращение сделок с ж/д транспортом повысило диверсификацию рынка по сегментам и по клиентам. Небольшой вклад в повышение диверсификации (около 2 п. п.) внесло участие в текущем исследовании крупного игрока рынка – Росагролизинга. Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты: грузовой и легковой автотранспорт (соответственно, +19 и +38% по объему нового бизнеса), авиатехнику (+18,5%). Индекс «розничности», рассчитываемый «Экспертом РА» увеличился на 5 п. п. в 2012 году и составил 28%. Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу – впервые за 4 года его доля в сделках ощутимо выросла (с 28 до 35% за 2012 год). Снижение концентрации наметилось и среди участников рынка: доля топ-10 по объему нового бизнеса составила 63% против 66,5 годом ранее, доля компаний с госучастием снизилась на 5 п. п., до 47%.

Способствовать дальнейшей диверсификации портфелей могут сами лизинговые компании, если укажут ее в своих стратегических документах и будут их четко придерживаться. По данным опроса, проведенного «Экспертом РА», 93% респондентов заявили, что имеют разработанные стратегические документы. Долгосрочные планы (более 1 года) разрабатывают только 64% опрошенных компаний. Наличие в компании топ-менеджера, ответственного за выполнение стратегических планов, отметили 71% опрошенных.

Драйверы в дефиците: лизингодатели в 2013 году надеются на быстрый рост только сегментов автотранспорта и строительной техники. Лизинговые компании традиционно ценят автотранспорт (как легковой, так и грузовой) за высокую ликвидность, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов (например, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу – 2018). Крупными капиталоемкими сегментами, которые могли бы «вытянуть» рынок являются авиатехника, суда и недвижимость. Однако более половины опрошенных участников рынка считают, что они не станут драйверами рынка в 2013 году.

По прогнозу «Эксперта РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне в случае реализации пессимистичного сценария. Реализация обоих сценариев в основном зависит от динамики рынка ж/д техники, которая в свою очередь будет зависеть от введения запрета на использование парка устаревших вагонов и вагонов с некачественными комплектующими. Оптимистичный (базовый) сценарий предполагает слабый рост железнодорожного сегмента и стабильный рост остальных крупнейших сегментов рынка (сумма новых сделок составит 1,42 трлн рублей). Прирост новых сделок на уровне 8% в данном случае будет сопоставим с инфляцией. Пессимистичный сценарий базируется на дальнейшем сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 15%) в сочетании со слабым ростом остальных сегментов рынка. Но даже в этом случае максимум, что ожидает рынок – стагнация: темпы прироста рынка составят около 0%, а сумма новых сделок останется на уровне 1,32 трлн рублей.



  Методология
Исследования по теме
2007 год, 9 месяцев
22.11.2007
Если бы рынок показал такие результаты год назад, то по масштабам он вошел бы в пятерку крупнейших европейских рынков, уступив лишь Великобритании, Германии, Италии и Франции. Более 60 лизинговых компаний России уже сегодня перешагнули рубеж объема нового бизнеса в 1 млрд руб., а к концу 2007 года их количество может возрасти еще на треть. Инвесторов, как правило, интересуют именно компании, имеющие портфель от 1 млрд руб. и выше. Поэтому мы ожидаем, что в следующем году лизинг станет одной из тех отраслей, где процессы слияний и поглощений будут протекать особенно активно.
Рынок лизинга в 1 полугодии 2007: в ожидании эпохи M&A
03.09.2007
Ведущими сегментами рынка остаются автотранспорт и железнодорожный подвижной состав, а также авиатранспорт, энергетическое оборудование и строительная техника. Наибольшую долю в спросе на лизинг занимает малый и средний бизнес - суммарно 72%.
Лизинговый рынок Сибирского региона
10.09.2003
Последние несколько лет на рынке лизинга наблюдаются стремительные темпы роста. Толчком послужили рост российской экономики и значительные изменения в лизинговом законодательстве. По оценкам Рейтингового агентства "Эксперт-РА", общий объем лизингового рынка по стоимости профинансированных сделок в этом году превысит 3 млрд долларов, хотя еще в 1999 году этот показатель был зафиксирован на уровне 350 млн.
Статьи экспертов по теме
Далеко не уехали
15.01.2015 / Руслан Коршунов
Рост автолизинга не компенсировал сокращение крупных сегментов лизингового рынка. В итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года сократился на 10%, а его падение за 2014 год может достигнуть 20%.
Внимание на «розницу»
29.09.2014 / Руслан Коршунов
Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку – на первое место, как и в 2008 году, вышел самый ликвидный сегмент – автолизинг. Но рост «просрочки» и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка.
Лизинг в России
2013-12-19 18:04:47
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка