Лизинг и факторинг, 24.04.2013

Рынок лизинга по итогам 2012 года: вагоны подвели
Поделиться
VK


Стратегический партнер:

Партнеры:

Содержание

Резюме

В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники и ростом процентных ставок по кредитам. На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам. В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста только в сегментах автотранспорта и строительной (дорожно-строительной) техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента.

Объем нового бизнеса в 2012 году практически не изменился (+1,5%), а без учета ВЭБ-лизинга рынок даже сократился на 5%. Сумма новых сделок за год составила 1 320 млрд рублей. Годом ранее рынок вырос почти на 80%. «Остановка» рынка обусловлена резким снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка. Причины: наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 году. Негативно на динамике лизингового рынка отразился и рост ставок по кредитам в сочетании с сохраняющимися опасениями дальнейших негативных тенденций в экономике.

Сокращение сделок с ж/д транспортом повысило диверсификацию рынка по сегментам и по клиентам. Небольшой вклад в повышение диверсификации (около 2 п. п.) внесло участие в текущем исследовании крупного игрока рынка – Росагролизинга. Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты: грузовой и легковой автотранспорт (соответственно, +19 и +38% по объему нового бизнеса), авиатехнику (+18,5%). Индекс «розничности», рассчитываемый «Экспертом РА» увеличился на 5 п. п. в 2012 году и составил 28%. Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу – впервые за 4 года его доля в сделках ощутимо выросла (с 28 до 35% за 2012 год). Снижение концентрации наметилось и среди участников рынка: доля топ-10 по объему нового бизнеса составила 63% против 66,5 годом ранее, доля компаний с госучастием снизилась на 5 п. п., до 47%.

Способствовать дальнейшей диверсификации портфелей могут сами лизинговые компании, если укажут ее в своих стратегических документах и будут их четко придерживаться. По данным опроса, проведенного «Экспертом РА», 93% респондентов заявили, что имеют разработанные стратегические документы. Долгосрочные планы (более 1 года) разрабатывают только 64% опрошенных компаний. Наличие в компании топ-менеджера, ответственного за выполнение стратегических планов, отметили 71% опрошенных.

Драйверы в дефиците: лизингодатели в 2013 году надеются на быстрый рост только сегментов автотранспорта и строительной техники. Лизинговые компании традиционно ценят автотранспорт (как легковой, так и грузовой) за высокую ликвидность, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов (например, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу – 2018). Крупными капиталоемкими сегментами, которые могли бы «вытянуть» рынок являются авиатехника, суда и недвижимость. Однако более половины опрошенных участников рынка считают, что они не станут драйверами рынка в 2013 году.

По прогнозу «Эксперта РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне в случае реализации пессимистичного сценария. Реализация обоих сценариев в основном зависит от динамики рынка ж/д техники, которая в свою очередь будет зависеть от введения запрета на использование парка устаревших вагонов и вагонов с некачественными комплектующими. Оптимистичный (базовый) сценарий предполагает слабый рост железнодорожного сегмента и стабильный рост остальных крупнейших сегментов рынка (сумма новых сделок составит 1,42 трлн рублей). Прирост новых сделок на уровне 8% в данном случае будет сопоставим с инфляцией. Пессимистичный сценарий базируется на дальнейшем сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 15%) в сочетании со слабым ростом остальных сегментов рынка. Но даже в этом случае максимум, что ожидает рынок – стагнация: темпы прироста рынка составят около 0%, а сумма новых сделок останется на уровне 1,32 трлн рублей.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика