Развитие рынка в 2013 году во многом будет определяться динамикой ж/д сегмента, а также динамикой банковских ставок и инвестиционной активностью в экономике. Поддержку рынку может оказать запрет на использование парка устаревших вагонов и вагонов с ненадежными комплектующими. Наоборот, продление сроков эксплуатации и дальнейшее снижение цен и ставок аренды будут давить на объемы рынка.
Отмена налога на имущество (с начала 2013 года) вряд ли приведет к сокращению рынка. Исчезновение эффекта экономии на налоге за счет ускоренной амортизации будет скомпенсировано отсутствием расходов на уплату этого налога, повышение инвестиционной активности в результате этого затронет и лизинговый рынок, наряду с другими инструментами финансирования. «Отмена налога для движимого имущества никоим образом не должна снизить спрос на лизинговые услуги. Стоимость расходов лизингодателя включается в лизинговые платежи, следовательно, отмена налога приведет к уменьшению суммы платежей по новым договорам», – комментирует Андрей Коноплев.
«Чем дешевле клиенту обходится предмет лизинга с точки зрения его расходов, тем легче ему исполнять обязательства перед лизинговой компанией, а значит, отмена налога повлияет позитивно, – соглашается Олег Литовкин. – Кроме того, у лизинга определяющие преимущества не столько оптимизация налогообложения, сколько скорость принятия решений, распределенность платежей во времени, фиксация процентной ставки и улучшение баланса клиента. В самом крайнем случае клиент может вернуть предмет лизинга. Если же он не вернул банковский кредит, это навсегда испорченная кредитная история. Иными словами, используя лизинг, клиент существенно улучшает свое правовое положение».
Среди крупнейших капиталоемких сегментов рынка (авиатехника, строительная техника, суда, недвижимость), которые могли бы стать точками роста, только строительную технику лизингодатели считают потенциальным драйвером 2013 года (график 16).
Строительная техника. По мнению лизинговых компаний, строительная техника остается относительно недорогим и высоколиквидным сегментом, на который всегда есть спрос. Оптимизм в оценках данного сегмента вызван, в частности, реализацией крупных строительных проектов (Олимпиада, Чемпионат мира по футболу – 2018 и т. д.), которые дополнительно увеличивают спрос на строительную и дорожно-строительную технику.
Авиатехника. На авиатехнику как ключевой растущий сегмент, несмотря на меры господдержки (Постановление №1212 о субсидировании лизинговых платежей), надеются менее 50% участников рынка (график 17). «Отечественный воздушный парк очень изношен и требует обновления техники. Но из-за низкого пассажиропотока на внутренних рейсах нашей страны, обновление основных фондов будет происходить медленно», – говорит Вера Веселова, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами и филиальной сетью ЗАО «Межрегиональная инвестиционная компания» (рейтинг «Эксперта РА» – В++).
«Для лизинговых компаний, не входящих в топ-20 и без госучастия, такие сделки малоинтересны, так как клиенты по ним имеют определенную специфику (не всегда стабильное финансовое состояние), а сами сделки подразумевают временной лаг с момента начала финансирования и до момента начала эксплуатации», – добавляет Дмитрий Паславский, коммерческий директор ООО «Лентранслизинг».
Массовым сегмент не станет из-за дороговизны техники и необходимости доступа к долгосрочному финансированию. «По крупнейшим рыночным перевозчикам сегмент прочно занят госкомпаниями и западными финансовыми институтами (глобальными игроками на рынке лизинга авиатехники). А по региональной авиации этот сегмент не интересен «рыночным» лизингодателям, так как риски крайне велики. Рыночные игроки смогут действовать объективно только на рынке вертолетов, который слишком мал, чтобы стать драйвером», – считает Иван Перелешин, директор по развитию ГК «Альфа-Лизинг».
Водный транспорт. Сегмент водного транспорта, по мнению участников рынка, также не станет драйвером роста (график 18). Предпосылками такого пессимизма являются отсутствие достаточного спроса на суда (несмотря на высокий уровень износа), сложная финансовая ситуация у потенциальных лизингополучателей, узкая специализация рынка, не интересная для рыночно ориентированных лизингодателей, отсутствие адресной господдержки и жестких требований государства к эксплуатируемым судам (трагедии, подобные «Булгарии», пока никак не сказались на запрете использования устаревших и ненадежных судов).
Пятая часть респондентов, позитивно оценившая перспективы лизинга судов, опирается на факторы низкой базы и отложенного спроса.
Недвижимость и техника для ЖКХ. Доля сегмента лизинга недвижимости в России до сих пор в 5-6 раз ниже, чем в целом в Европе (1,5 против 9%, по данным Leaseurope). В нынешнем году, очевидно, прорыва в таких сделках ожидать не стоит, хотя многие участники рынка называют этот сегмент одним из самых перспективных. Во-первых, потому что лизинг коммерческой недвижимости по сути простой продукт, который многим знаком и понятен так же, как ипотека для физических лиц. Во-вторых, передаваемые в лизинг объекты зачастую достаточно ликвидны и могут выступать в качестве залога, что снижает риски по сделке. Тормозят же развитие сделок непрозрачные схемы купли/продажи недвижимости, сложность в реализации договоров долевой собственности и по объектам незавершенного строительства, высокая стоимость объектов коммерческой недвижимости.
Сегмент техники для ЖКХ также остается небольшим по объему, хотя спрос в нем поддерживается участившимися природными катаклизмами – обильные снегопады и «ледяные» дожди способствуют росту спроса на ЖКХ–технику, прежде всего в городах-миллионниках.
Основными сегментами роста и наибольшей конкурентной борьбы в 2013 году станут легковой и грузовой автотранспорт (в частности, спрос на легкий коммерческий транспорт в Москве подстегивает запрет движения крупнотоннажных грузовиков). Эти сегменты могут стать самыми быстрорастущими среди крупнейших сегментов рынка (таблица 3). Перспективными в этом году лизингодатели считают также лизинг автобусов (парк в большинстве регионов сильно изношен, и от его замены отказаться невозможно), оборудования для пищевой отрасли, машиностроительного, дерево- и металлообрабатывающего оборудования.
По ожиданиям участников рынка в 2013 году сегмент МСБ продолжит расти быстрее, чем крупные сделки. При этом будут увеличиваться контракты не только с автотранспортом, но и с технологическим оборудованием. «В 2012 году Программа поддержки МСБ фактически была «перезапущена», – говорит Михаил Афанасьев, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк». – Мы отказались от поддержки по направлениям, с которыми рынок прекрасно справляется самостоятельно, то есть финансирования предприятий торгового сектора, а также лизинга легковых автомобилей. Вместо них были разработаны новые продукты, разбитые на группы по приоритетам: основная их масса направлена на финансирование инноваций, модернизации, мероприятий по повышению энергоэффективности, а также поддержку прочих проектов «неторгового» сектора экономики и социальных проектов МСП, в том числе проектов в регионах с неблагоприятными социально-экономическими условиями и в моногородах».
Таблица 3. В 2013 году тенденции на рынке вагонов будут во многом определять динамику рынка лизинга
Открыть таблицу в новом окнеВ слабом плюсе
Торможение в крупнейшем сегменте рынка (железнодорожной технике) и отсутствие других драйверов обусловили сдержанные ожидания участников рынка в части развития в 2013 году. Быстрый рост вновь не предполагается – исходя из прогнозов компаний, в среднем по рынку новый бизнес может увеличиться на 1-2%. Разброс индивидуальных ожиданий каждой компании значительный: от смелых 150 до скромных 2% и пессимистичных -40% (при этом топ-3 компаний не указали прогноз своих показателей).
На наш взгляд, в текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае мы ожидаем прирост объема новых сделок на уровне 8%, а их сумма составит 1,42 трлн рублей (график 7). Пессимистичный сценарий (базовый) предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Такой вариант развития событий, на наш взгляд, является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка вагонов и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%, сумма новых сделок останется около 1,32 трлн рублей.