Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Содержание

Резюме

За время функционирования накопительной составляющей пенсионной системы России, введенной в 2002 году, число застрахованных, выбравших для формирования пенсионных накоплений НПФ, достигло 28,1 млн человек на 30.06.2015, а объем накоплений – 1,7 трлн рублей. При этом отрасль НПФ уже сейчас показала свою эффективность. На среднесрочном горизонте доходность фондов превышает и инфляцию, и доходность государственной УК-ВЭБ. А накопления НПФ стали важным источником инвестиций для развития реального сектора экономики. Дальнейшему повышению эффективности отрасли могут способствовать завершение дискуссии о сохранении обязательного накопительного компонента и ослабление текущих требований к инвестиционной политике фондов.

За 13 лет функционирования накопительной пенсионной системы более трети застрахованных лиц выбрали НПФ, а объем пенсионных накоплений отрасли достиг 2,4% от ВВП. По данным ЦБ РФ, к 30.06.2015 количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 28,1 млн человек. При этом объем пенсионных накоплений, сконцентрированных в фондах, вырос с конца 2005 года до конца первого полугодия 2015 года с 2 млрд до 1,7 трлн рублей.

В результате пенсионной реформы 2013-2015 гг. повысилась прозрачность и надежность отрасли НПФ. В ходе этой реформы до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ. На конец июля 2015 в фондах-участниках системы гарантирования было сконцентрировано около 90% всех пенсионных накоплений и застрахованных лиц.

Подтверждением эффективности отрасли НПФ являются высокие показатели доходности, а также масштабные вложения в реальный сектор экономики. На среднесрочном горизонте фонды показывают доходность по пенсионным накоплениям выше инфляции и доходности ВЭБ. При этом на конец 2014 года более 70% накоплений НПФ были инвестированы в облигации и банковские депозиты и счета. За последние годы на средства пенсионных накоплений были построены объекты недвижимости, автомагистрали, реализованы инфраструктурные программы естественных монополий.

Для повышения эффективности отрасли НПФ необходимо завершение дискуссии о сохранении обязательного накопительного компонента на политическом уровне и ослабление текущих требований к инвестиционной политике фондов на уровне регулирования отрасли. Регулярное обсуждение дальнейшей судьбы обязательного накопительного компонента на протяжении последних двух лет на фоне ужесточения требований к инвестиционной политике фондов снижало инвестиционную привлекательность отрасли и негативно сказывается на ее эффективности.



  Накопительная составляющая пенсионной системы РФ: 2002-2015 гг.
Исследования по теме
Солидарность в деталях, разобщенность по существу.
07.05.2010
В ближайшие три года рынок ждет уверенный рост и консолидация: 69% участников опроса ждет, что объем рынка НПФ превысит к концу 2012 г. 1,5 трлн. рублей (т.е. увеличится более чем в 2 раза за 3 года), при этом 72% полагает, что на рынке останется не более 90 фондов (не более 70 по мнению 39%).
Обзор рынка НПФ по итогам 2009 года
20.04.2010
Отрасль негосударственных пенсионных фондов может рапортовать об успешном прохождении кризиса. За 2009 года объем собственного имущества фондов вырос на 28 % и превысил 700 млрд. рублей (в т.ч. ИОУД – 89 млрд.), в течение года 1,8 млн. застрахованных по ОПС лиц сделали свой выбор в пользу НПФ.
Обзор рынка НПФ по итогам 9 месяцев 2009 г.
02.12.2009
Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50-60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным
Статьи экспертов по теме
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рост требует инфраструктуры
10.05.2012 / Павел Митрофанов, Александр Гущин
НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, повысить надежность участников и внедрять стандартизацию.
Неуловимая доходность
28.11.2011 / Ольга Курятникова
Российская система негосударственных пенсионных фондов (НПФ) пережила спад 2011 года успешнее, чем 2008 год, и по итогам текущего года большинство фондов собираются выйти в незначительный плюс по доходности. Серьезных убытков удалось избежать за счет более продуманного поведения на рынке акций. При этом защита НПФ все еще слаба: вкладчики могут пострадать от нечеткого государственного регулирования рынка, а предложение ФСФР разрешить фондам разносить убытки по счетам вносит дополнительную неопределенность в судьбу пенсионных денег.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.