Управление активами, 23.09.2015

Отрасль НПФ: влияние пенсионной реформы 2013-2015 гг.
Поделиться
VK


С момента создания накопительной составляющей пенсионной системы РФ было проведено две радикальные реформы. Первая в 2005 году отменила участие в накопительной системе граждан, рожденных до 1967 года, и увеличила взнос с 2% до 6% от заработной платы. Вторая пенсионная реформа началась в 2013 году. В рамках отрасли НПФ было предпринято ряд мер, направленных на повышение ее прозрачности и надежности. При этом был определен единый регулятор отрасли в лице ЦБ РФ.

Реформа определила, что до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ.

На 20.07.2015 процедуру акционирования завершили 74 НПФ. Из них 9 фондов акционировались с разделением на два фонда, специализирующихся на НПО и ОПС. 29 фондов из 74 вступили в систему гарантирования. При этом у 7 фондов (из 74) были отозваны лицензии в ходе проведения проверки ЦБ РФ после акционирования. У оставшихся фондов есть возможность подать заявку на вступление в систему до 31.12.2015. После этого у фондов будет 120 дней на прохождение проверки ЦБ и вступление в систему гарантирования. В фондах-участниках системы гарантирования сконцентрировано около 90% всех пенсионных накоплений и застрахованных лиц, выбравших отчисление 6% от заработной платы в накопительную систему.

Процедуру акционирования фонды проходят в два этапа. На первом этапе распределяется 75% акций. В течение следующих 12 месяцев у всех, кто вносил средства в совокупный вклад учредителей фонда с момента его создания, есть возможность заявить о своих правах на часть акционерного капитала фонда. 9 фондов акционировались путем разделения на два фонда. При этом собственником фонда с лицензией по ОПС выступает фонд, имеющий лицензию по НПО, который должен акционироваться до конца 2018 года.

Основными требованиями ЦБ в ходе проверки были создание риск-менеджмента или повышение его качества, а также улучшение качества портфелей пенсионных накоплений и капитала. При этом косвенная оценка риск-менеджмента проводилась на базе оценки качества активов, составляющих пенсионные резервы. Наличие «плохих» активов в структуре резервов свидетельствовало о невысоком качестве риск-менеджмента фонда, что может негативно повлиять на формирования портфеля пенсионных накоплений.

Также в ходе текущей реформы были повышены требования к минимальному объему собственных средств фондов (с 100 до 150 млн. рублей) и введены требования к объему уставного капитала в размере 120 млн. рублей. В результате этого за 2014 год совокупный объем ИОУД и капитала фондов увеличился на 12,3% до 143,2 млрд рублей, за 1 полугодие 2015 года прирост составил 5,3%. Помимо этого были введены требования к достаточности капитала фондов, косвенно вводящие и требования к структуре капитала. При расчете достаточности учитывается только капитал, структура размещения которого соответствует требованиям к структуре инвестирования пенсионных накоплений.

Рисунок 7. Распределение пенсионных накоплений в фондах с разным размером капитала (ИОУД) на 30.06.2015

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Таблица 1. Динамика размещения капитала (ИОУД) НПФ

Вид актива Структура размещения ИОУД фондов на 31.12.2013, % Структура размещения капитала/ИОУД фондов на 31.12.2014, %
Денежные средства на счетах в кредитных организациях 10,9 5,6
Денежные средства в банковских депозитах 23,4 38,4
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 0 0,0
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 0,3 0,0
Облигации российских эмитентов, помимо государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ 14 3,4
Акции российских эмитентов 12 13,9
Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов 4,2 1,0
Ипотечные ценные бумаги 0 4,0
Ценные бумаги международных финансовых организаций 3,8 2,0
Прочие активы 31,4 31,8

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ, НПФ

В результате пенсионной реформы 2013-2015 гг. отрасль НПФ стала прозрачнее, а качество риск-менеджмента и инвестиционной политики фондов улучшилось. При этом увеличилась концентрация в сегменте ОПС. На конец 2014 года на топ-10 НПФ в сегменте ОПС приходилось 69,2% пенсионных накоплений, на топ-30 – 92,9%. С учетом притока средств по переходным кампаниям в мае 2015 года доля крупнейших фондов в отрасли существенно увеличилась.

Рисунок 8. Динамика концентрации НПФ в сегменте ОПС

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Корпоративный сектор на долговом рынке: рефинанс – для всех, дебюты – в МСБ, весеннего окна ждут 40% компаний

Российский долговой рынок – рынок рефинансирования. Именно такую цель как основную в работе с долгов... 01.03.2023
Корпоративный сектор на долговом рынке: рефинанс – для всех, дебюты – в МСБ, весеннего окна ждут 40% компаний

Российский рынок розничных инвестиций: оседлать кризис

Обвал российского фондового рынка стал шоком для нескольких миллионов новичков, которые вышли на бир... 18.05.2022
Российский рынок розничных инвестиций: оседлать кризис

ESG-трансформация на рынке управления активами: вектор развития

ESG-трансформация на рынке управления активами находится в зачаточном состоянии. Большинство управля... 15.04.2022
ESG-трансформация на рынке управления активами: вектор развития

Обзор рынка ДУ и коллективных инвестиций за 2021 год: рынок накануне

За 2021 год рынок доверительного управления (ДУ) и коллективных инвестиций вырос на 17,6 %, увеличив... 17.03.2022
Обзор рынка ДУ и коллективных инвестиций за 2021 год: рынок накануне

Предварительные итоги рынка доверительного управления в IV квартале 2021 года

Согласно предварительным данным, объем рынка доверительного управления (ДУ) и коллективных инвестици... 25.01.2022
Предварительные итоги рынка доверительного управления в IV квартале 2021 года
Вся аналитика