Банки, 28.05.2014

Интернет-банкинг в России: клиент всегда прав
Поделиться
VK


Содержание

Резюме

Обострение конкуренции на рынке ДБО побуждает провайдеров интернет-банкинга вкладывать все больше средств в развитие инструментов управления личными финансами пользователя. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершенные без их согласия и информирования, что повысило риски мошенничества.

Рынок интернет-банкинга насыщается: доля онлайн-транзакций в общем объеме платежей ФЛ по-прежнему растет, но темп ее прироста замедляется. За 2013 год доля интернет-транзакций в количестве и объеме банковских платежах физлиц возросли до 35,3% и 15,3%, соответственно. По сравнению с 2012 годом темп прироста количественной доли практически не изменился, а объемной – сократился на 6,8 п.п. Фаза массового внедрения интернет-банков пройдена, а провайдеры конкурируют на уровне функциональной оснащенности систем. В перспективе 1-2 лет тенденция замедления роста совокупного объема онлайн платежей сохранится, но проникновению ДБО также поспособствуют субъективные факторы, такие как ограничение объема платежей с использованием электронных кошельков без идентификации клиентов.

Для обеспечения роста доли активных пользователей систем ДБО провайдеры дополняют их множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей. Ключевая установка – предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами. В числе дополнительных функций – персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику. Финансами дополнительный функционал не ограничивается. Провайдеры ДБО предлагают интеграцию систем с популярными внешними сервисами (социальными сетями и видеохостингами) и обеспечивают возможность персонализации интерфейса пользователя.

В топ-5 рейтинга функциональности систем интернет-банкинга для физлиц только один новый участник. Мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности, включающего автоматический анализ потенциально мошеннических действий. За ней следуют АЛЬФА-БАНК и ФГ ЛАЙФ, а Банк24.ру, занявший второе место в прошлогоднем рейтинге, сделал ставку на развитие ДБО для юрлиц, и счел нецелесообразным участвовать в рейтинге систем для физлиц. Подняться на три позиции в рейтинге удалось Банку Русский Стандарт: его система прибавила как в числе поставщиков услуг, так и в ряде сервисных функций, включающих инструменты управления личными финансами.

Ужесточение законодательного регулирования рынка ДБО станет причиной дополнительных расходов провайдеров. С 1 января 2014 года банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования со стороны банка. Интернет-мошенники готовят новые схемы, а клиенты могут просто забыть сообщить банку о смене контактных данных. Во избежание конфликтов рынку нужны новые законодательные инициативы, определяющие ответственность клиента как стороны информационного обмена, а системам ДБО – дополнительные инвестиции в безопасность.

Потенциал развития ДБО – приложения для мобильных платформ. В сегменте мобильного банкинга пока не достигнут полный охват рынка и спектра дистанционных банковских услуг. Передовики ДБО совершенствуют функционал облегченных версий систем, отстающие еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний. Последние, по мнению «Эксперт РА», могут предложить оптимальные решения, внедрение которых поспособствуют дальнейшему проникновению дистанционных банковских сервисов.

По прогнозам «Эксперт РА», объемная доля банковских транзакций физлиц через Интернет вырастет до уровня не ниже 18,5% по итогам 2014 года. Замедление темпов ее прироста продолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. Конкуренция провайдеров при этом обострится. Одни решатся на полный перезапуск систем, другие попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. В сфере приложений для мобильных платформ пока сохранится существенный потенциал роста рынка. Благодаря этому, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует ее на уровне 40-41%.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз прибыльности банковского сектора в 2024 году: после золотой лихорадки

Прибыль банковского сектора в 2023 году достигла рекордных 3,3 трлн рублей, три четверти которой при... 04.03.2024
Прогноз прибыльности банковского сектора в 2024 году: после золотой лихорадки

Анализ российского рынка банковских услуг и прогноз развития сектора до 2026 года

В 2022 году российская экономика столкнулась с большим количеством внешних и внутренних шоков, что н... 03.11.2023
Анализ российского рынка банковских услуг и прогноз развития сектора до 2026 года

Итоги банковского сектора за 1пг2023: возвращение королей

В банках с 11-го по 100-е место отмечается мощный рост транзакционной активности клиентов, тем не ме... 27.09.2023
Итоги банковского сектора за 1пг2023: возвращение королей

Ипотечное кредитование в 2022–2023 годах: регуляторное охлаждение

Рост ипотечного кредитования в 2023 году составит порядка 2–4%, около 44% выдач обеспечит льготная п... 18.04.2023
Ипотечное кредитование в 2022–2023 годах: регуляторное охлаждение

Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации

Секьюритизация – это процесс трансформации неликвидных активов в ценные бумаги, например, кредитов н... 17.04.2023
Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации
Вся аналитика