Содержание |
Резюме
За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынку лизинга удалось избежать серьезного падения в 2013 году: объем новых сделок практически не изменился и составил 1,3 трлн руб. Однако в текущем году вытянуть весь рынок авиализингу не удастся: в лучшем случае сегмент покажет небольшое снижение (-10%). Осложнить ситуацию может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний до конца года покинуть рынок, не исключена и активизация сделок M&A. В результате даже в оптимистичном сценарии возможен только незначительный рост рынка – не более 1%, а в пессимистичном падение достигнет 15%. Потенциал роста для компаний заложен в сегменте легкового и грузового транспорта.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений (-1,5%, в 2012 году +1,5%). Сумма новых контрактов составила 1 300 млрд руб. (1 320 млрд руб. в 2012 году). Второй год подряд объем новых лизинговых сделок существенно не меняется. Лидер рынка - «ВЭБ-лизинг» - сократил объем новых сделок в 2013 году почти на 30% относительно 2012 года. Самые высокие темпы прироста среди ТОП-10 компаний показали «ТрансФин-М» (63,3%) и «Сбербанк Лизинг» (51,5%), не дав тем самым сильно упасть лизинговому рынку.
Согласно динамике стоимости имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам, рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%).С точки зрения такого показателя, как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам (данный показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope) рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%). Это может означать, что и в 2012 и в 2013 гг. сокращался размер финансовой надбавки по лизингу – снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку рост стоимости имущества меньше инфляции в экономики.
Авиа- и автотранспорт удержали рынок от сильного падения. В 2013 году сокращение сегмента-лидера – ж/д техники – продолжилось: -17,6% относительно 2012г. Сильного падения рынка лизинга удалось избежать за счет рекордного объема авиасделок – наибольшего за последние 7 лет. Факторами, способствовавшими столь мощному росту авиализинга (+68,6%), стали стимулирующие государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Сегмент автотранспорта также продемонстрировал высокие темпы прироста объема новых сделок: легковой – 13,5%, грузовой – 33%.
Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге на 01.01.2014 составил около 3,5-4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам – около 1-1,5%. Некоторые лизингодатели уже столкнулись с ростом просрочки в 4кв. 2013г. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса либо продажи активов конкурентам.
Потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге. Фактором поддержки может выступить авиализинг, несмотря на его вероятное сокращение в абсолютных цифрах. Наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2012гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет). Фактором поддержки рынка будет авиализинг в силу значительного объема этого сегмента, что подкрепляется необходимостью обновления парка воздушных судов в стране, а также субсидированием государством лизинговых платежей (Постановление Правительства РФ №1212 и пр.). Ожидания от ж/д сегмента диаметрально противоположны авиализингу, несмотря на принятое недавно Постановление Правительства РФ №41 от 20.01.2014 (о субсидировании потерь при приобретении инновационных вагонов) и высокий износ вагонного парка ОАО «РЖД».
По прогнозу «Эксперт РА», даже в оптимистичном сценарии возможно сохранение текущего объема рынка лизинга, а в пессимистичном - падение достигнет 15%. При реализации пессимистичного (базового) прогноза «Эксперт РА» ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста: сокращение продолжится на рынке ж/д техники (-14%); авиация после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (-30%). От автосегмента в связи с колебаниями курса рубля и снижением грузоперевозок также будет трудно ожидать роста (сокращение составит порядка -5-6%). Оптимистичный сценарий базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10-12%) сумма новых сделок в 2014 году на уровне прошлого года.