Содержание |
Резюме
Крайне высокая доля незаявленных убытков (90%) привела к низкому уровню выплат в ОСОПО (1,5% за 1-е полугодие 2013 года) и резкому отставанию выплат от показателей убыточности. Коэффициент убыточности этого вида, учитывающий изменение резервов, составил 40%, а с учетом расходов на ведение дела – 60%. В 2014 году рост выплат и снижение взносов за счет увеличения скидки за уровень безопасности приведут к росту комбинированной убыточности ОСОПО до 80%, а в случае крупного страхового события этот показатель может превысить 100%. Для развития рынка необходимо не пересматривать тарифы, а повышать уровень информированности населения и минимизировать случаи отказов и занижения выплат.
Неожиданная стагнация: несмотря на распространение 225-ФЗ на объекты в государственной и муниципальной собственности, объем рынка ОСОПО в 2013 году останется на прежнем уровне (9,2 млрд. рублей). Прогноз роста рынка (на 10-20%) не оправдался в результате переклассификации опасных объектов, зачастую приводившей к снижению страховых сумм и взносов, и из-за проблем с бюджетированием у госпредприятий. При этом добровольное расширение покрытия по ОСОПО в 2013 году приобрел лишь 1 из 100 владельцев опасных объектов. С точки зрения страховщиков ОСОПО остается прибыльным направлением бизнеса. По данным «Эксперт РА» по итогам 1-го полугодия 2013 года, средняя убыточность вида с учетом резервов составила 40%.
Дальше - хуже: даже без учета корректировки тарифов в ОСОПО убыточность в этом виде будет стремительно расти. По оценкам «Эксперт РА» взносы по ОСОПО в 2014 году упадут на четверть до 7 млрд. рублей, в то время как выплаты составят минимум 1 млрд. рублей (145 млн. рублей за 2012 год), а крупное страховое событие с учетом лимита в 6,5 млрд. рублей сделает рынок убыточным. Такой прогноз объясняется:
- Ростом уровня обращаемости, в том числе по риску нарушения условий жизнедеятельности (в 2012 году доля заявленных убытков находилась на уровне 10%).
- Ростом средней выплаты по здоровью, что связано с введением таблицы выплат с начала 2013 года и ее синхронизации с таблицей выплат по ОСГОП (с 1-го сентября).
- Ростом комиссий. По данным СБРФР за 1-е полугодие 2013 года, комиссии в этом виде выросли на 5,7 п.п. по сравнению с 1-ым полугодием 2012 года (до 18,5%).
- Снижением взносов в результате переклассификации опасных объектов и роста максимальной скидки за высокий уровень безопасности (с 1-го января 2014 года).
Все это приведет к снижению наполняемости гарантийного фонда и ограничению привлекательности рынка ОСОПО. По прогнозам «Эксперт РА», уже 2014 году многие небольшие компании начнут отказываться от лицензии на этот вид страхования.
Лицом к потерпевшим: развитие ОСОПО должно идти по пути повышения информированности населения и минимизации случаев отказа либо занижения страхового возмещения. Кроме того, корректировки 225-ФЗ должны быть направлены на упрощение порядка получения выплат, более гибкий и прозрачный андеррайтинг, а также усиление экономических стимулов повышения уровня безопасности. «Эксперт РА» выделил следующие ключевые направления настройки системы ОСОПО:
- Повышение страховых сумм в страховании владельцев шахт с 10 до 50 млн. рублей.
- Введение дополнительных параметров, влияющих на стоимость страхования (например, число людей, проживающих в непосредственной близости к опасному объекту).
- Включение в покрытие экологических рисков.
- Расширение круга лиц, имеющих право на получение возмещения по риску смерти.
- Создание эффективной системы контроля расчета и применения КУБ.