Рейтинговые действия, 25.03.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Тульской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 марта 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Тульской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, сдержанным инвестиционном климатом, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и сдержанный уровень инвестиционного климата, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и низкая безработица.

Тульская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики акцентирована на обрабатывающих производствах, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона 1,1 трлн рублей, что на 4,3% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+14,5% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+11,6%), объема платных услуг населению (+2,0%), объема строительных работ (+14,1%). В структуре промышленного производства позитивное влияние оказывает прежде всего развитие обрабатывающих производств (+16,0%), в том числе производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+29,0%, в том числе в связи с расширением производства на предприятиях ООО «Промет» и ООО «Промсорт Тула»), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 2,5 раза, в том числе на фоне увеличения выпуска автомобилей Haval). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 9,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,7 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 1,2 трлн рублей, что на 3,0% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,7, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.  Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 13,8% и составили 39,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 4,3% до 14,2 тыс. рублей.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1474,4 тыс. человек, однако за последние три года она снизилась на 2,2% на фоне естественной убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2023 года, по оценке региона, безработица составила 2,7%, снизившись на 0,9 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 2023 года.

Инвестиционный климат оценивается на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 1,6% в сопоставимых ценах и составил 235,1 млрд рублей. Позитивная динамика поддерживается как реализацией новых проектов (производство сжиженного газа, станков для производства, продукции импортозамещения), так и расширением существующих производств. Инвестиционный климат в регионе оценивается на умеренном уровне, отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 21,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 126,2 млрд рублей, из которых 83,6% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 15,9% к уровню 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, за исключение налога на имущество организаций, который снизился на 7,4% в связи с предоставлением отдельными крупными налогоплательщиками уточненных деклараций за прошлые отчетные периоды к уменьшению налоговых отчислений. Наиболее существенный рост в структуре налогов показали налог на прибыль организаций (+23,1%) в связи позитивными финансовыми результатами предприятий ОПК, а также банковского, химического и металлургического секторов и НДФЛ (+20,6%) в связи с ростом заработной платы, в том числе на предприятиях указанных секторов и организациях бюджетной сферы. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 7,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 22,5% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились почти на 20% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдается по всем видам трансфертов, за исключением дотаций. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение объема ННД на 4,2% к уровню 2023 года, однако на фоне опережающего сокращения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля ННД в доходах вырастет до 86,9%.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 125,2 млрд рублей, что на 3,3% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 66,8% расходов бюджета. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на общегосударственные вопросы (+1,0 млрд рублей в связи с оказанием поддержки в восстановлении новых регионов), образование (+2,4 млрд рублей на фоне роста заработной платы в образовательных учреждениях) и социальную политику (+2,1 млрд рублей в связи с организацией пунктов временного размещения и социальных выплат по линии СВО), при этом в большей мере сокращение наблюдалось по расходам на ЖКХ (-1,3 млрд рублей на фоне завершения программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья) и здравоохранение (-1,6 млрд рублей в связи с сокращением финансирования ковидных мероприятий). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 7,6% совокупных расходов бюджета, что умеренно позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. По итогам 2024 года регион ожидает снижение объема капитальных расходов в связи с завершением реализации крупных объектов, доля капитальных расходов снизится до 4,3% совокупных расходов.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с профицитом в размере 1,0 млрд рублей или 0,9% от ННД. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 6,4 млрд рублей или 6,4% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах на его финансирование и инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) дефицит бюджета составит 2,9 млрд рублей (2,9% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 22,7 млрд рублей, что на 13,7% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК и специальных казначейских кредитов (далее – СКК). Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 21,5% (без учета ИБК и СКК снизилась до 15,1%), что на 0,4 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг вырастет до 31,6 млрд рублей, долговая нагрузка – до 31,3% от ННД (до 23,7% без учета ИБК и СКК) в связи с ожидаемым привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита и возможным увеличением гарантийных обязательств. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 97,4% бюджетными кредитами и на 2,6% гарантийными обязательствами. По итогам 2024 года доля бюджетных кредитов снизится до 70,9%, при этом доля гарантийных обязательств вырастет до 12,6%, вклад банковских кредитов составит 16,5%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель составит 0,7% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.10.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023