Рейтинговые действия, 29.09.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 сентября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruВВB+, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (далее – «ТЗК Аэрофьюэлз», «компания») является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» – материнской структуры для российской части бизнеса группы компаний «Аэрофьюэлз» (далее – «Группа»). Группа оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в Российской Федерации (26 аэропортов) и на международном рынке в 150 странах мира. Зарубежный дивизион Группы представлен результатами деятельности компании «Aerofuels Overseas Limited» (далее – «Aerofuels Overseas»), зарегистрированной в Ирландии. Непосредственно «ТЗК Аэрофьюэлз» обеспечивает заправку воздушных судов «в крыло» авиакеросином ТС-1 на территории Российской Федерации, а также оказывает услуги по хранению, перевалке и лабораторному анализу топлива. Объем реализации «ТЗК Аэрофьюэлз» по итогам 2022 года составил 270 тыс. тонн керосина, что соответствовало 48% от групповых объемов.  «ТЗК Аэрофьюэлз» входит в периметр консолидации «Аэрофьюэлз Групп», доля активов компании в консолидированной отчетности составляет около 30%, доля выручки более 50%, кроме того, по всем долговым обязательствам компании действуют поручительства со стороны материнской компании. Учитывая эти факторы, агентство в соответствии с действующей методологией использует консолидированную отчетность «Аэрофьюэлз Групп» по стандартам МСФО для актуализации кредитного рейтинга «ТЗК Аэрофьюэлз».

Повышение кредитного рейтинга обусловлено улучшением показателей долговой нагрузки и рентабельности, фактические результаты 2022 года превзошли ожидания агентства прошлого года. Компания планирует и далее наращивать EBITDA за счет развития региональных и восстановления зарубежных полётов, а также сохранять низкую долговую нагрузку.

Устойчивость отрасли авиатопливообеспечения к внешним шокам оценивается на уровне ниже среднего ввиду высокой подверженности влиянию макроэкономических тенденций. Авиационная индустрия – одна из наиболее пострадавших отраслей от ограничений, вызванных глобальной пандемией COVID-19, которая оказывала существенное влияние на отрасль в 2020-2021 гг., при этом перспективы полного восстановления были дополнительно ограничены международными санкциями на российские авиакомпании и запретом на использование воздушного пространства стран ЕС. Пассажиропоток в российских аэропортах в 2022 году показал снижение на 9% к уровням 2021 года, при этом без учета закрытых аэропортов Юга и Центральной части РФ падение составило 0,3%. Однако, за 1 полугодие 2023 года наблюдается рост пассажиропотока на 18%, что также положительно отражается на операционных и финансовых результатах Группы. В качестве поддержки оценки риск-профиля отрасли агентство отмечает отсутствие прямых и косвенных санкционных ограничений на компанию и собственников Группы, что позволяет зарубежному направлению продолжать деятельность, а также осуществлять заправку зарубежных авиакомпаний в аэропортах Российской Федерации. Также агентство отмечает положительный эффект для компании субсидирования региональных перевозок для отечественных авиакомпаний. Оценка риск-профиля отрасли также поддерживается очень высокими барьерами для входа, которые, в первую очередь обусловлены необходимостью получения соответствующих разрешений на строительство новых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в непосредственной близости от аэропортов и ограниченными возможностями по дублированию действующей инфраструктуры, а также необходимостью наличия квалифицированного персонала для получения допуска к заправке воздушных судов.

Агентство отмечает некоторый рост доли Группы по региональным направлениям, при этом рыночные позиции Группы по-прежнему оцениваются агентством на невысоком уровне из-за небольших масштабов бизнеса по сравнению с основными конкурентами на российском рынке. Несмотря на то, что российский рынок заправки керосина «в крыло» за последние два десятилетия уже сформировался, доля Группы не превышает 6%, при этом более 90% объемов приходится на дочерние компании крупнейших российских нефтегазовых компаний, имеющих собственную сырьевую базу. На международном рынке, в отсутствие собственной инфраструктуры, Группа фактически выступает сырьевым трейдером, выкупая объемы топлива вместе с топливозаправочными услугами у транснациональных и местных поставщиков, в дальнейшем получая небольшую, но гарантированную маржу от авиакомпаний. Агентство, как и ранее, позитивно оценивает наличие у Группы широкой региональной сети собственных ТЗК на территории страны, за счет которой она имеет возможность предоставлять комплексные предложения по заправке на маршрутах российских и иностранных авиакомпаний в России, также Группа предоставляет услуги по заправке отечественных и иностранных авиакомпаний в зарубежных аэропортах.

Общая оценка концентрации бизнеса находится на уровне выше среднего. Агентство отмечает постепенное восстановление доли крупнейшего контрагента (Группа Аэрофлот) в структуре выручки, что сдерживает итоговую оценку. Около половины закупаемого авиакеросина приходится на одну из вертикально-интегрированных нефтяных компаний, при этом вероятность реализации риска концентрации на труднозаменимом поставщике оценивается агентством как низкая ввиду того, что авиакеросин является стандартизированным биржевым товаром. Группа не хеджирует риски изменения цен на топливо, так как действуют формульные контракты на поставку керосина с привязкой базисной цены к биржевой.

По итогам 2022 года (далее - отчетный период) объем заправок Группы составил 564 тыс. тонн, показав прирост на 2,5% к уровню 2021 года, что оказалось ниже плана, но за счет роста цен на авиакеросин плановые показатели блока финансовых рисков были достигнуты. В результате восстановления объема заправок и роста цен на авиакеросин, выручка Группы относительно уровней 2021 года увеличилась на 42% и составила 34,4 млрд руб., EBITDA, по расчетам агентства, выросла более чем в два раза и составила 2,9 млрд руб., рентабельность по EBITDA выросла до 6,4% с 3,7% по итогам 2021 года за счет ограниченной конкуренции при заправке зарубежных авиакомпаний в РФ. По бенчмаркам агентства данный уровень рентабельности по-прежнему оценивается на невысоком уровне, однако низкий уровень маржинальности обусловлен спецификой бизнеса и характерен для всех участников рынка оказания услуг по заправке авиатоплива «в крыло». В отчетном периоде Группа нарастила долговой портфель с учетом арендных обязательств на 21%. Тем не менее благодаря росту доходов удалось достичь более низкого уровня долговой нагрузки по показателю чистый долг/EBITDA на уровне 1,5х по итогам 2022 года при 3,0х годом ранее.  Покрытие EBITDA процентных платежей по итогам отчетного периода увеличилось до 9,4х с 3,8х по итогам 2021 года, что превышает верхние бенчмарки агентства.

Более половины объемов заправляемого Группой керосина внутри РФ приходится на региональные аэропорты, актуальные тенденции по росту прямого авиасообщения между регионами и развитию внутреннего туризма оказывают поддержку темпам восстановления объемов заправок, в том числе за счет государственной поддержки по развитию региональных авиаперевозок, а также снижения конкуренции с ВИНКами, которые попали под санкции и не могут обслуживать иностранные авиакомпании. Сохранение положительной динамики финансовых результатов подтверждается данными неаудированной отчетности по МСФО за первое полугодие 2023 года, а также ростом объемов реализации в натуральном выражении, согласно предоставленным Группой данным. По итогам 2023 года Группа планирует заправить 707 тыс. тонн (+25,4% к объемам 2022 года), в 2024 ожидается рост до уровня выше 842 тыс. тонн, в 2025 году ожидается достижение натуральных показателей периода до пандемии. По ожиданиям агентства, восстановление объемов заправок в совокупности с продолжающейся позитивной динамикой цен на авиакеросин приведет к росту доходов и позволит сохранить маржинальность бизнеса на уровнях выше исторически характерных для компании. Агентство в качестве базового сценария ожидает дальнейший рост EBITDA при сохранении размера долгового портфеля на сопоставимом уровне. По расчетам агентства показатель чистый долг/EBITDA в период 2023-2024 гг. будет ниже 1,5х, что соответствует максимальной оценке по бенчмаркам агентства. Покрытие процентных платежей показателем EBITDA по итогам 2023 года составит не менее 6,1х, в 2024 году агентство допускает снижение показателя до уровня около 5,0х на фоне роста ключевой ставки, что по бенчмаркам агентства будет оцениваться умеренно-позитивно.

По расчетам агентства, на горизонте года от 31.12.2022 (далее – «отчетная дата») прогнозная ликвидность Группы будет находиться на умеренно-высоком уровне: собственный операционный денежный поток, а также общий объем доступной ликвидности, включая невыбранные банковские кредитные линии, превышает расходы на погашение и обслуживание долга, а также на осуществление поддерживающих капитальных затрат и финансирование инвестиционной программы. Дивидендная политика Группой не утверждена, при этом агентство исходит из предпосылки, что дивидендные выплаты на рассматриваемом горизонте времени будут отсутствовать. Программа капитальных затрат Группы предусматривает выполнение инвестиционных контрактных обязательств по реконструкции здания международного аэропорта в г. Чебоксары (с 2016 года находится в долгосрочной аренде у дочерней компании Группы), а также переоснащение действующих ТЗК и приобретение авиатопливозаправщиков. Агентство отмечает рост стоимости инвестиционной программы, при этом у Группы имеется определенная степень гибкости в программе капитальных затрат, часть которых может быть перенесена на более поздние периоды, что не должно оказать негативного влияния на рост доходов Группы. В рамках качественной оценки ликвидности агентство отмечает наличие диверсификации источников фондирования, включающих два облигационных выпуска, размещенных АО «Аэрофьюэлз» в марте и сентябре 2021 года, предстоящих к погашению в 2024 году, а также оборотные кредиты банков. Доля краткосрочных кредитов составила порядка 44% от общего объема долгового портфеля на отчетную дату, и агентство оценивает риски рефинансирования как низкие.

При оценке валютных рисков агентство учитывает наличие естественного хеджа: валютные поступления по контрактам с иностранными авиакомпаниями, а также с российскими авиакомпаниями по заправке за рубежом покрывают соответствующие валютные расходы на закупку керосина, при этом Группа активно использует расчеты в местных валютах с зарубежными авиакомпаниями при заправках в российских и зарубежных аэропортах. Финансовый долг Группы в иностранной валюте минимален, а его обслуживание осуществляется за счет доходов зарубежного дивизиона.

В блоке корпоративных рисков агентство отмечает концентрированную и стабильную структуру собственности: два бенефициара бизнеса владеют соответственно 60% и 40% капитала материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» и активно вовлечены в операционное управление Группой. На уровне материнской компании не созданы коллегиальные органы управления, процесс принятия решений преимущественно сконцентрирован на генеральном директоре, который является крупнейшим акционером, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Уровень стратегического обеспечения оценивается агентством как высокий. Информационная прозрачность оценивается на среднем уровне. Агентство положительно оценивает наличие элементов риск-менеджмента - в Группе действует комитет по управлению рисками, состоящий из 5 постоянных членов. В то же время качество риск-менеджмента ограничивается отсутствием достаточного страхового покрытия имущественных рисков, в том числе, в части резервуарного парка Группы.

По данным отчетности по МСФО, выручка Группы по итогам 2022 года составила 34,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,9 млрд. руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» был впервые опубликован 08.10.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.10.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023