Рейтинговые действия, 08.11.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА- и изменил прогноз на позитивный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 8 ноября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА- и изменило прогноз на позитивный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruA- со стабильным прогнозом.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по дальнейшему улучшению ряда экономических и финансовых показателей. Вместе с тем наблюдается поступательное снижение долговой нагрузки, рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета.

Волгоградская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками, объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей, что на 1,0% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал рост промышленного производства (+2,9%), объема продукции сельского хозяйства (+16,9%), строительных работ (+18,2%) и платных услуг (6,2%). За январь-август текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 103,0%, рост которого был поддержан обрабатывающими производствами (+5,6%), включая химический и машиностроительный комплексы, а также легкую промышленность. По итогам 2023 года регион ожидает рост объема ВРП в сопоставимых ценах на 0,5%, динамика объема промышленного производства также ожидается в положительной зоне.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 481,6 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности населения региона и относительно невысокий уровень среднедушевых денежных доходов населения. По данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 2470,1 тыс. человек, что на 0,9% ниже аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,6. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 13,0% до 31,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 17,8%, до 12,0 рублей. По итогам 2023 года регион ожидает среднедушевые денежные доходы населения на уровне 34,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума на 2023 год установлена в размере 13,4 тыс. рублей. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году составила 3,5%, что на 1,4 п. п. ниже уровня 2021 года, за июнь-август 2023 года безработица составила 2,8%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 3,2% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 216,5 млрд рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 35,1%. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 18,2%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 226,5 млрд рублей.

Регион имеет умеренно высокую бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 65,2%, что на 4,3 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД (+17,4%) при снижении объема межбюджетных трансфертов (-5,4%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияния на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния одной компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 27,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 48,0% налоговых доходов регионального бюджета. За девять месяцев 2023 года ННД выросли на 17,6% к аналогичному периоду 2022 года, в том числе поступления увеличилась по НДФЛ (+20,1%), налогу на прибыль организаций (+28,5%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+7,8%) и налогу на имущество организаций (+18,5%), при этом акцизные поступления сократились (-3,5%). Существенный прирост поступлений по НДФЛ обусловлен ростом фонда начисленной заработной платы, по налогу на прибыль организаций – увеличением авансовых платежей в бюджет региона на фоне отмены института консолидированных групп налогоплательщиков, а также ростом прибыльности предприятий, по УСН – погашением сумм задолженности, по налогу на имущество организаций – ростом налоговой базы, погашением сумм задолженности. Негативная динамика по акцизным поступлениям обусловлена сокращением поступлений акцизов на пиво, напитков, изготавливаемых на основе пива, в связи со снижением объемов реализации пива. Межбюджетные трансферты за девять месяцев текущего года выросли на 4,9%, что обусловлено увеличением поступлений дотаций (+19,1%) и субсидий (+11,9%) при снижении объема субвенций (-38,9%) и иных межбюджетных трансфертов (-11,6%). По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется рост ННД на 14,8% относительно 2022 года, в результате которого доля ННД в доходах увеличится на 3,1 п. п. и составит 68,3%.

Расходы бюджета выросли в 2022 году на 8,8% и составили 157,7 млрд рублей, из которых 97,0 млрд рублей (61,5% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренная гибкость расходной части бюджета региона: на капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 7,3% от суммарных расходов бюджета. За девять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 9,9% к аналогичному периоду 2022 года. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на образование (+3,2 млрд рублей), национальную экономику (+3,5 млрд рублей) и здравоохранение (+1,4 млрд рублей). Прирост расходов на образование и здравоохранение обусловлен индексацией заработной платы, увеличением МРОТ, а также увеличением расходов на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в связи с корректировкой коэффициента удорожания, на национальную экономику – ускорением доведения субсидий сельхозпроизводителям, реализацией инфраструктурных проектов и увеличением отдельных видов трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов областного бюджета на 12,0% относительно результатов 2022 года.

По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с профицитом. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 3,6 млрд рублей или 3,0% ННД, за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и остатков средств на счетах на его финансирование исполнение бюджета будет бездефицитным.

На 01.01.2023 долг региона составил 59,7 млрд рублей, что на 4,6% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 72,2% из бюджетных кредитов, на 16,9% из банковских кредитов и на 10,9% из облигационных займов.  Долговая нагрузка составила 58,0% (без учета ИБК– 55,9%), что на 7,1 п. п. ниже предыдущей отчетной даты на фоне отмеченного роста ННД.

По итогам 2023 года ожидается снижение долга на 0,8% за счет сокращения объема долга по банковском кредитам и облигационным займам с одновременным ростом объема бюджетных кредитов (регион планирует привлекать ИБК, СКК и бюджетный кредит на опережающее финансирование расходов). В том числе на фоне ожидаемого роста ННД долговая нагрузка снизится до 50,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов снизится до 43,3%). График погашения обязательств оценивается как умеренный, доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2023 составляет 21,9% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 2,6%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоял из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 157,9 млрд рублей, объем расходов – 157,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.05.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023