Рейтинговые действия, 16.08.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» на уровне ruAА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 августа 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Трансмашхолдинг» на уровне ruAА, прогноз по рейтингу стабильный.

АО «Трансмашхолдинг» (далее – ТМХ, компания) является материнской компанией крупнейшей машиностроительной группы на территории СНГ, разрабатывающей и производящей широкий спектр подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта: локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда, вагоны метро, дизели и прочее оборудование; одним из крупнейших разработчиков и производителей такой продукции в мире.

Агентство позитивно оценивает блок бизнес-рисков компании. Отрасль транспортного машиностроения является крайне капиталоемкой. В результате этого для нее характерны высокие барьеры для входа новых игроков, что вытекает в ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство сдержанно оценивает подверженность отрасли деятельности компании к внешним шокам. По итогам 2022 года на долю 10 крупнейших заказчиков компании приходится порядка 80% выручки. В кризисные периоды экономики инвестиционные программы крупнейших заказчиков могут сокращаться. В тоже время компания обладает значительной долгосрочной контрактной базой, а конкурентные позиции компании на ключевых рынках пространства СНГ близки к монопольным, что сглаживает возможное негативное влияние на компанию макроэкономических изменений. ТМХ занимает более 70% рынка производства локомотивов, около 90% пассажирских вагонов и порядка 90% вагонов метро. Кроме того, парк техники ОАО «РЖД», крупнейшего заказчика компании (порядка 40% выручки вместе с дочерними структурами), характеризуется достаточно высоким уровнем износа, что в совокупности с наличием у Трансмашхолдинга крупнейшего производственного потенциала в области подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта на постсоветском пространстве позволяет положительно оценить перспективы наращивания контрактной базы. При этом до определенного момента условия по контрактам с крупнейшими покупателями не позволяли в полной мере индексировать цену на производимую компанией продукцию на сопоставимом уровне с увеличением затрат.  В результате этого на фоне роста себестоимости, вызванного главным образом удорожанием металлопродукции, по итогам 2021 года у компании снизилась рентабельность – EBITDA margin по итогам 2021 года снизилась до 9% по сравнению с 12% годом ранее. В 2022 году в контракты с крупнейшими заказчиками были внесены изменения, касающиеся индексации цен на производимую продукцию, которые должны были позволить нарастить финансовые результаты. Однако, из-за санкционного давления компания в 2022 году была вынуждена частично изменить структуру поставщиков, выстроить новые логистические маршруты, что не позволило увеличить показатели маржинальности. По итогам 2022 года показатель EBITDA margin составил 9%, как и годом ранее, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Компания характеризуется высоко диверсифицированной продуктовой линейной. На долю крупнейшего вида продукции – локомотивов, приходится порядка 25-30% выручки. Агентство позитивно оценивает географическую диверсификацию производства – доля крупнейшей производственной площадки не превышает 30% выручки.

В течение 2021 году у компании значительно увеличился долговой портфель до 136 млрд. руб. на конец года по сравнению с 86 млрд. руб. на начало года. В 2022 году долговой портфель продолжил расти на фоне изменившейся экономической конъюнктуры, связанной с активным импортозамещением иностранных комплектующих, изменением структуры поставщиков и выстраиванием новых логистических цепочек. В результате этого на конец 2022 года долговой портфель компании составил 143 млрд. руб. При этом агентство отмечает, что компания поддерживает значительный объем денежных средств на расчетных счетах, что позволяет поддерживать показатель чистого долга на приемлемом уровне. По состоянию на 31.12.2022 (далее – «отчетная дата») отношение чистого долга (с учетом арендных обязательств) к EBITDA LTM увеличилось до 3,1x по сравнению с 2,2x годом ранее. По мере адаптации компании к новой экономической конъюнктуре, а также увеличения отгрузки продукции в ближайшей перспективе агентство ожидает снижения уровня долговой нагрузки. По расчетам агентства, на горизонте 2023-2025 отношение чистого долга к EBITDA будет находиться в диапазоне 2-2,5х. При расчете показателей долговой нагрузки агентство учитывало забалансовые обязательства компании, которые представлены выданными гарантиями и поручительствами. Существенная часть забалансовых обязательства представлена поручительствами по долговым обязательствам АО «Трансхолдлизинг» (далее – «ТХЛ»), которое не входит в периметр консолидации ТМХ. С учетом квазигосударственного характера обязательств Московского метрополитена перед объектом поручительств – ТХЛ, агентство трактует вероятность реализации поручительства как низкую и не учитывало в расчетах долговой нагрузки. Увеличение долгового портфеля в абсолютном выражении, снижение маржинальности, а также увеличение оборотного кредитования негативно отразилось на показателях процентного покрытия. По итогам 2022 года отношение EBITDA/процентные платежи снизилось до уровня 1,7х по сравнению с 3,9х годом ранее, что свидетельствует о высокой процентной нагрузке. При этом агентство ожидает возращение показателя до уровня выше 3х в ближайшей перспективе в связи с оптимизацией оборотного капитала и ростом финансовых показателей компании.  

Компании присуща низкая дюрация кредитного портфеля. Более 50% долговых обязательств компании имеют сроки погашения до года. При этом на балансе компании находится значительный объем денежных средств. Также компания постоянно поддерживает значительный объем открытых кредитных линий. Учитывая многолетний опыт работы с крупнейшими кредиторами, по мнению агентства, у компании не возникнет сложностей в получении финансирования в необходимом объеме.  В результате этого, агентство позитивно оценивает показатели ликвидность компании. По расчетам агентства, сильный операционный денежный поток компании в совокупности с значительным объемом аккумулированных денежных средств и существенным объем открытых кредитных линий значительно превышают потребности компании в капитальных расходах и выплатах по долгу.

Агентство продолжает позитивно оценивать изменения в системе риск-менеджмента компании в связи с изменением политики компании по страхованию рисков в сторону полного страхования имущественных комплексов и производственных рисков, а также усиление регламентации по управлению рисками. Качество корпоративного управления оценивается как достаточно высокое, но его оценку сдерживает регулярное предоставление поручительств по долговым обязательствам связанных сторон. Кроме этого, ТМХ после юридического объединения находится в интеграции бизнес-процессов с ООО «ЛокоТех-Сервис», сервисной компанией, осуществляющей техническое обслуживание локомотивных парков ОАО «РЖД» и других компаний.  

ТМХ характеризуется высокой системной значимостью и пользуется инструментами государственной поддержки. В 2022 году компания получила льготное кредитное финансирование в рамках поддержки системообразующих организаций. Также компании было выделено льготное финансирование от фонда развития промышленности для развития новых направлений деятельности в машиностроении.  Вследствие этого агентство выделяет сильный внешний фактор поддержки со стороны государства.

По данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО, на 31.12.2022 активы компании составляли 376 млрд руб., капитал – 93,8 млрд руб. Выручка за 2022 год составила 314,7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» был впервые опубликован 10.02.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.08.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Трансмашхолдинг», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Трансмашхолдинг» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало АО «Трансмашхолдинг» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023