Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Российский региональный инвестиционный конгресс

 


КАРТА ПРОЕКТА
Российский региональный инвестиционный конгресс



Очередной рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России показывает ускоренный рост практически всех видов инвестрисков третий год подряд. По нашим наблюдениям, бизнес начал адаптироваться к кризису, что будет способствовать снижению рискованности вложений на местах. Главная зона ответственности региональных администраций сейчас – создание приемлемой инвестиционной среды. Других ресурсов для активизации инвестиций в регионах нет.

Основные выводы

Нынешний рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов демонстрирует беспрецедентную по длительности за всю свою историю (с 1996 года) динамику роста интегрального инвестиционного риска. Этот показатель носит фронтальный характер и увеличивается ускоряющимися темпами третий год подряд: в нынешнем выпуске, который основан на статистике 2015 года, – на 3,7%, в прошлом и позапрошлом рейтингах – на 2,9 и 1,3% соответственно.

Факторы, ранее поддерживавшие региональное развитие, сейчас носят негативный характер. Например, ориентация на локализацию иностранных производств потребительских товаров, особенно в автомобилестроении, сегодня одна из важнейших причин падения регионов в рейтинге: Петербург по показателю интегрального риска опустился на четыре места, Калужская область – на два, Калининградский эксклав – на восемь.

Регионы с высокой долей в ВРП развитого сельского хозяйства в нынешнем рейтинге выступают очевидными точками роста: Ставропольский край поднялся в рейтинге на девять позиций, Алтайский край, Тамбовская и Воронежская области – на одну.

Другим мотором для ряда региональных экономик стал химический комплекс. Тульская область (здесь производят минеральные удобрения, синтетические волокна, бытовую химию) поднялась в рейтинге по интегральному риску на одну позицию. Аналогичную динамику продемонстрировали Татарстан, Новгородская и Ленинградская области.

В нынешнем рейтинге на региональных экономиках отразилось воздействие колоссальной по объемам программы модернизации вооруженных сил в рамках гособоронзаказа. Явным образом рост ОПК в рейтинге проявился в показателях Удмуртии (подъем на 11 позиций в рейтинге по интегральному риску), а также Иркутской (плюс два) и Ульяновской (плюс четыре) областей. Пик загрузки российской оборонки наступит уже следующем году – на приспособление к падающему госфинансированию и увеличение доли выпуска предприятиями ОПК гражданской продукции у регионов остается совсем мало времени.

Крупнейшие по уровню инвестиционного потенциала регионы (Москва с областью, Краснодарский край, Свердловская область и другие) в нынешнем рейтинге в целом смогли избежать падения по уровню инвестриска. В основе этого успеха лежат масштабные инвестпрограммы: собственные, в рамках государственно-частного партнерства или при поддержке федерального бюджета.

Благодаря массированным вливаниям из федерального бюджета стремительно улучшают в рейтинге свои показатели Крым (рост на 11 позиций в рейтинге по инвестпотенциалу и на 13 – по инвестриску) и Севастополь (на пять и восемь позиций соответственно). При активном участии бизнеса наконец начинает работать госпрограмма развития Дальнего Востока, в результате чего Хабаровский край поднялся на девять мест в рейтинге по интегральному риску,
а Амурская область – на 18 позиций.

Экономические итоги 2016 года для регионов будут, скорее всег,о более оптимистичными: в промпроизводстве наметился слабо выраженный позитивный тренд, прекратилась фронтальная тенденция к спаду инвестиций, замедляются темпы падения потребления. В перспективе года-двух это дает надежду на стабилизацию уровня инвестриска, а затем и на слабый экономический рост.

Финансовых возможностей поддержать восстановление экономики у региональных бюджетов нет. Единственное, чем власти большинства регионов могут сейчас привлечь инвесторов, – создать им приемлемые условия для работы. Агентство стратегических инициатив и Минэкономразвития разработали целый пакет «дорожных карт», призванных облегчить жизнь бизнесу на местах. Реализация этих планов объявлена одним из важнейших экономических приоритетов государства.

Позиции участников

Беспрозванных Алексей Сергеевич
директор департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ:
Сейчас активно создаются региональные фонды развития промышленности. Это механизм, с помощью которого предприятия получают возможность привлечь на реализацию проектов заем под 5% на пять лет от 20 до 100 млн рублей. При этом идет совместное финансирование: со стороны федерального бюджета до 70%, региональная составляющая может быть 30%. Сегодня такие фонды есть уже в 12 субъектах. Общая сумма, которую заложили регионы на следующий год, – 2 млрд рублей. Суммы в регионах достаточно разные, все зависит от возможностей региона. Где-то 19 млн рублей, а, к примеру, в Петербурге -- миллиард.
Ганов Александр Николаевич
первый заместитель главы администрации Тамбовской области:
За последние годы благодаря ежегодному росту темпами выше 10% доля агропрома в структуре ВРП Тамбовская область увеличилась более чем вдвое и достигла более чем 23%. За тот же период доля промышленности в ВРП практически не изменилась. Как составляла 15%, так по-прежнему и составляет. Поэтому монозависимость от агропрома нас беспокоит. В новой стратегии, которую мы сейчас разрабатываем, мы фокусируемся на определенной диверсификации региона. Она происходит в двух направлениях. Первое – рост глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Второе направление связано с развитием других секторов, в первую очередь с промышленным производством.
Зарубин Валентин Сергеевичв
первый заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Тульской области»:
Российскому рынку не хватает продукции сельского хозяйства конечной переработки. Здесь я вижу дополнительные возможности для наших предприятий. Но поскольку наши предприятия – это в основном малые и средние предприятия, мы с прошлого года начали активно развивать кооперацию. Именно кооперация в ближайшее время сможет помочь наладить переработку в отрасли.
Пегин Николай Анатольевич
советник губернатора Камчатского края, генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки»:
За последние три-четыре года в рыбную отрасль, одну из ведущих для Камчатского края, было вложено более 15 млрд рублей. Это деньги именно внутренних инвесторов. Это деньги собственников, рыбодобытчиков, живущих и работающих на Камчатке. Помогли и санкции с девальвацией: в нынешнем году почти на 20% увеличились объемы выловленной рыбы лососевых пород, поставляемой на внутренний рынок.
Козодеров Андрей Викторович
заместитель главы администрации Липецкой области:
У нас сегодня одна федеральная особая экономическая зона и 10 региональных особых экономических зон. В федеральной порядка 70% иностранных, 30% российских, а в региональных, наоборот, 70% российских, 30% иностранных. Более крупные инвесторы в федеральной зоне, средние предприятия – в региональных зонах. Сейчас в обоих типах зон идет поток создания хороших российских предприятий в высокотехнологичных отраслях – машиностроении, электротехнической промышленности.
Ялов Дмитрий Анатольевич
заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:
Наш главный акцент в части инвестклимата будет на том, чтобы наш отраслевой проектный офис, занимающийся инвестклиматом, объединил разрозненные отраслевые комитеты, для того чтобы добиться конечного результата – перевода услуг для бизнеса в электронную форму, четкой регламентации этих услуг, синхронизации и сокращения различных этапов, как это было сделано, например, в сфере техприсоединения, а в конечном итоге снижения стоимости и сроков реализации процедур для бизнеса.
Автушенко Евгений Владимирович
директор по работе с инвесторами АО «Особые экономические зоны»:
После ликвидации неработающих особых экономических зон в стране их осталось 26. У регионов появляется больше оперативности, больше возможностей использовать внутренний потенциал разных финансовых инструментов – индустриальных парков, кластеров, территорий опережающего развития, особых экономических зон. Инструментов для бизнеса достаточно много. В большинстве регионов уже на 90% построена соответствующая инфраструктура.
Шубин Андрей Николаевич
исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ»:
В последние лет пять Федерация передает регионам много полномочий, правда, не обеспечивает их бюджетными вливаниями в регион, но дает много возможностей для того, чтобы можно было регулировать деятельность предпринимательства в регионе от налоговых льгот до некоторых аспектов в части региональной составляющей
Шауфф Франк
генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса:
За последние девять работа регионов с иностранными инвесторами намного улучшилась. Региональные власти стали более открытыми, они гораздо профессиональнее стали работать с инвесторами, в том числе иностранными. Губернаторы и администрации сейчас уже понимают, что нельзя слишком много обещать. Вопрос коррупции тоже стал менее важным, чем был.
Кнельц Алексей
руководитель департамента по связям с общественностью Российско-Германской внешнеторговой палаты:
Мы проводили отдельный опрос германских компаний по локализации и задали вопрос: «Как вы относитесь к импортозамещению в принципе?» – 60% относятся к этому негативно, оценивая его как протекционистские меры. Задаем следующий вопрос: «Хотим узнать ваше отношение. Понимаете ли вы пользу этого?» Что удивительно, 75% относятся к этим мерам с пониманием, то есть не может такая страна, как Россия, закупать все полностью за рубежом.
Родзянко Алексей Олегович
президент Американской торговой палаты в России:
Чем меньше власти в Россия будет использовать выражение «специальные условия», тем лучше для инвестиционного климата. Оно говорит о том, что общий инвестиционный климат не годится и нужны специальные условия, чтобы поправлять отсутствие общего климата.

Значимость проекта

На XVI Российском региональном конгрессе представителями федеральной и региональных властей, бизнес-сообщества, включая иностранных инвесторов, были обсуждены наиболее актуальные проблемы взаимодействия власти с предпринимателями, а также наиболее эффективные инструменты улучшения бизнес-климата в регионах.