Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Лизинг в России: высокие темпы роста

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России: высокие темпы роста
2004 год

Рейтинг лизинговых компаний России по объему полученных лизинговых платежей

Рейтинг лизинговых компаний по объему профинансированных средств
Рейтинг лизинговых компаний России по динамике объема профинансированных средств
50 крупнейших лизинговых компаний России по размеру собственного капитала
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок за 9 мес. 2004 г.
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению финансирования через векселя
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению банковских кредитов
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению коммерческих кредитов

Рейтинги лизинговых компаний по регионам

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Приволжском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Дальневосточном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Северо-Западном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Сибирском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Уральском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Центральном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Южном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Москва
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Санкт-Петербург
Компании, взаимодействующие с заграницей, по объему текущих сделок

Рейтинги лизинговых компаний по стоимости сделок с отдельными видами объектов лизинга

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с пассажирским автотранспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с грузовым автотранспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для пищевой промышленности
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с полиграфическим оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с деревообрабатывающим и лесозаготовительным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с дорожно-строительной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с другими видами строительной техники
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с сельскохозяйственной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи полезных ископаемых
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи углеводородного сырья
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с телекоммуникационным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с компьютерным и офисным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с ж/д транспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с авиатехникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с судами
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с машиностроительной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с зданиями и сооружениями

Большой спрос малого бизнеса

Главной причиной бурного развития лизинга в России являются уже не налоговые льготы, а спрос со стороны малого и среднего бизнеса

Василий Кашкин

Главной тенденцией года на российском лизинговом рынке стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. Малые и средние предприятия объективно испытывают дефицит финансовых ресурсов. Именно поэтому наиболее привлекателен для них лизинг, при котором практически не возникает проблем с залоговым обеспечением. Однако до последнего времени для малого бизнеса доступ к лизингу был затруднен.

"В 2004 году большинство лизинговых компаний наконец повернулись лицом к малому и среднему бизнесу", - говорит Андрей Николаенко, коммерческий директор компании "Петролизинг Менеджмент" (банк "Петрокоммерц"). Естественно, упрощение процедур финансирования вызвало бурный рост спроса. Комментирует Алексей Лабзин, генеральный директор компании "КамАЗ Лизинг": "В течение последнего года вырос спрос на лизинг со стороны небольших частных компаний. Предприятия, которые еще два года назад не могли рассчитывать на то, чтобы стать лизингополучателем, сейчас довольно легко получают лизинговое финансирование. Это связано с тем, что многие лизинговые компании уже научились работать со вторичным рынком оборудования и собрали достаточно большой объем статистики для достоверной оценки платежеспособности клиента".

По данным проведенного нами опроса руководителей лизинговых компаний, в последние годы неуклонно растет доля клиентских заявок, принимаемых к исполнению. Если три-четыре года назад лизинговое финансирование предоставлялось лишь по 10-20% от заявок клиентов, то сейчас эта доля достигает 50%. Это позволяет говорить о том, что лизинговые компании переходят от стратегии индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг. А это предполагает серьезные изменения в самой организации лизингового бизнеса.

Вызовы массового обслуживания

Прежде всего резко возрос интерес лизинговых компаний к автоматизации управления. "Пока в портфеле лизингодателя всего 100-200 контрактов - управлять ими можно и в Excel, но если контрактов уже тысячи - необходима комплексная автоматизированная система управления", - говорит Ярослав Кончевски, генеральный директор "Райффайзен Лизинг". - "И если бизнес-процессы такой лизинговой компании не будут автоматизированы вовремя, это грозит ей потерей управляемости". В то же время автоматизация управления обеспечивает лизинговой компании ряд конкурентных преимуществ. "Внедрение комплексной системы автоматизации позволило нам повысить качество обслуживания клиентов, ускорить осуществление сделок, снизить транзакционные издержки и усовершенствовать управленческую отчетность", - продолжает Ярослав Кончевски. Не случайно именно в 2004 году началось активное продвижение АСУ для лизинговых компаний целым рядом разработчиков. Свои решения для лизингового бизнеса предложили компании Columbus IT Partners, ComArch, "Инталев", "Импакт Софт", "РБК Софт", "Сибинтек", "МК Финанс" и др. А ведь всего год назад таких решений практически не было, а лизинговые компании предпочитали автоматизироваться собственноручно.

Во-вторых, для более эффективного обслуживания малых и средних клиентов лизинговые компании вынуждены быстро развивать свою региональную сеть. "Находясь в Москве, мы уже сейчас активно работаем с регионами, - говорит Алексей Федоров, генеральный директор компании "Атлант-М Лизинг". - Но, конечно, работа через региональный офис значительно эффективнее". Пока лизинговые компании работали преимущественно с крупными региональными клиентами, не было объективной необходимости содержать дорогостоящие представительства или филиалы - дешевле было оплачивать разовые командировки. К тому же большинство лизинговых компаний руководствовались скорее отраслевыми приоритетами и приоритетами по видам оборудования, передаваемому в лизинг, нежели четкой региональной стратегией. С ростом интереса к малому и среднему бизнесу ситуация изменилась.

"Лизинговые компании все более активно используют сети материнских и родственных структур для продвижения своего ритейлового предложения в регионы, - считает Алексей Лабзин из 'КамАЗ Лизинг'. - Банковские лизинговые компании работают через региональные филиалы банков, а лизинговые компании, созданные страховщиками, вполне успешно начинают работать через их сети". Сама компания "КамАЗ Лизинг", например, имеет на данный момент три филиала и планирует открыть четвертый до конца года. А Универсальному лизинговому холдингу, располагающему в настоящее время девятью собственными филиалами, с точки зрения региональной сети может позавидовать даже крупный российский банк.

Тенденцию развития бизнеса в регионах подтверждают и данные опрошенных нами 110 лизинговых компаний. В 2004 году продолжилось сокращение доли лизинговых компаний в Москве (в 2002 году - 58%, в 2003-м - 51%, в 2004-м - 42%) и, соответственно, увеличение их доли в других регионах.

Несмотря на то что большая часть лизинговых компаний зарегистрирована в Москве, данные проведенного нами опроса демонстрируют довольно равномерное распределение объема лизинговых сделок по территории России.

По уровню спроса на лизинг, по оценкам респондентов, лидируют Москва и Санкт-Петербург (2,56 балла по трехбалльной шкале оценки), а по уровню конкуренции Санкт-Петербург даже опережает Москву (2,56 против 2,51 балла). Как по уровню спроса, так и по уровню конкуренции за лидерами следуют Северо-Западный, Уральский и Центральный ФО.

Наименьшее количество сделок заключается с лизингополучателями зарубежных стран - менее 1%. Однако некоторые лизинговые компании считают это направление весьма перспективным. "Нашей компании представляется перспективным международный экспортный лизинг в страны СНГ. Хотя наши процентные ставки и выше, чем, например, у немецких поставщиков, но зато поставляемое нами российское оборудование дешевле немецкого, а в странах СНГ есть спрос именно на российское оборудование", - говорит Андрей Николаенко из "Петролизинг Менеджмент".

И наконец, работа с малыми и средними клиентами подталкивает лизинговые компании к поиску более доступных для этих клиентов предложений. К таким предложениям можно отнести вполне законные схемы возвратного лизинга, при которых предприятие получает финансирование под уже имеющееся у него оборудование, расплачиваясь затем частями, как и при обычном лизинге. Особый интерес как лизингодателей, так и лизингополучателей в 2004 году привлек механизм оперативного лизинга. В соответствии с прежней редакцией Закона о лизинге оперативный лизинг определялся как лизинговая схема, при которой объект лизинга используется не в одной, а в нескольких лизинговых сделках. Хотя оперативный лизинг не пользуется налоговыми льготами (понятие оперативного лизинга исключено из современного ФЗ "О лизинге"), многие участники рынка видят значительный потенциал этого инструмента, а некоторые уже начали его использовать. Преимущество оперативного лизинга перед финансовым заключается в том, что у клиента нет необходимости выкупать объект лизинга и, следовательно, использовать его как минимум в течение срока договора лизинга, который в российской практике достигает пяти лет. Используя оперативный лизинг (по сути, обычную аренду оборудования или транспорта), арендатор имеет возможность, во-первых, часто обновлять свои основные фонды, во-вторых, платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовый лизинг. Применение оперативного лизинга наиболее перспективно в отношении видов оборудования, характеризующихся быстрым моральным устареванием (например, компьютерное, полиграфическое оборудование), в сезонных отраслях (например, сельское хозяйство), для выполнения разовых или нерегулярных работ (например, дополнительная строительная техника для строительства объектов, не типичных для данной строительной компании). Позволяя более развитым предприятиям постоянно обновлять оборудование, оперативный лизинг в то же время облегчает начинающим предприятиям доступ к использованию подержанного оборудования (в том числе благодаря финансовому лизингу). Хотя макроэкономический эффект от использования этого инструмента не столь велик, как от финансового лизинга, но и он имеет свое место в экономике, в ряде случаев повышая финансовую гибкость лизингополучателя (арендатора). Поэтому в перспективе можно ожидать установления налоговых льгот и для него.

Внешние причины

Впрочем, не все тенденции на рынке лизинга связаны с малым и средним бизнесом. Некоторые изменения в лизинговом бизнесе обусловлены сугубо внешними причинами.

К таковым в первую очередь относится банковский кризис лета 2004 года. "Летний банковский кризис стимулировал рост спроса на лизинг, - считает Алексей Лабзин из 'КамАЗ Лизинг'. - Доступность кредитных ресурсов банков для средних и мелких корпоративных заемщиков с середины лета снизилась. Это затронуло лизинговые компании в меньшей степени, чем других заемщиков, поскольку эти компании - крупные клиенты банков. Лизинговые компании, однако, не смогли в полной мере отработать выросший спрос. С одной стороны, им не удалось быстро увеличить собственные лимиты кредитования, а с другой стороны, система продаж многих лизинговых компаний оказалась недостаточно эффективной".

Александр Кожевников, генеральный директор компании "Авангард Лизинг", настроен в этом отношении еще менее оптимистично. "Вследствие банковского кризиса затруднений с получением кредитов у банков обращений к нам стало больше, - говорит он. - Но кризис негативно отразился на экономике, а это, в свою очередь, негативно отразится на рынке лизинга".

Еще одним внешним по отношению к российскому лизингу изменением стало принятие нового Таможенного кодекса, вступившего в силу с начала 2004 года. Новые нормы дали толчок развитию международного лизинга. В частности, снизилась налоговая нагрузка на предприятия, приобретающие основные средства по договорам международного лизинга. Кроме того, в новом ТК законодательно урегулированы все спорные вопросы, связанные с применением таможенного режима временного ввоза и последующего выпуска в свободное обращение временно ввезенных товаров (раньше из-за свободной трактовки этих вопросов налоговыми и таможенными органами стороны сделки международного лизинга несли дополнительные расходы).

Однако значительного притока иностранного финансирования пока не происходит. Причем не только через договоры международного лизинга, но и через дочерние структуры иностранных финансовых институтов. По мнению Павла Голубкова, генерального директора лизинговой компании "Медведь", иностранцам довольно трудно находить клиентов, так как их требования к лизингополучателям чрезмерно высоки. В этом контексте парадоксальной представляется нынешняя ситуация: в России успешно работает ряд лизинговых компаний с иностранным капиталом, демонстрируя феноменальные для Запада темпы роста при очень низком (даже для Запада) уровне неплатежей и при этом новые лизингодатели с иностранным капиталом на рынке не появляются. Комментирует Джеймс Горхэм, председатель правления Универсального лизингового холдинга: "Приходу иностранного капитала препятствует проблема кадров. Пока еще на российском рынке лизинга мало квалифицированных менеджеров, близко знакомых с западным стилем лизинга и пользующихся доверием у иностранных инвесторов".

О том, что значительного роста интереса иностранного капитала к лизинговому сектору в ближайшие год-два не предвидится, косвенно свидетельствует и ситуация в банковском секторе. Комментирует Джеймс Горхэм: "Обычно иностранные инвесторы переходят к лизинговому финансированию, лишь после того как они поймут, как в данной стране работать с банковскими контрагентами. Пока же и в банковском секторе иностранный капитал присутствует крайне ограниченно".

Дрейф к малому бизнесу

Переход к обслуживанию малого и среднего бизнеса - главная тенденция, которая будет определять развитие российского рынка лизинга в дальнейшем. Она, кстати, вполне соответствует мировой практике, где лизинг является инструментом финансирования преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу он занимает прежде всего в силу своей низкорисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингополучателя до окончания срока сделки, является гарантией (зачастую единственной и достаточной) успешного осуществления сделки для лизингодателя. Поскольку в большинстве стран мира лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента.

По нашему мнению, к 2004 году налоговые льготы перестали быть основной причиной быстрого развития рынка лизинга и у нас. Сегодня развитие лизинга обусловливает спрос со стороны малых и средних предприятий. Их интерес к лизингу объясняется целым рядом факторов.

Прежде всего в силу специфики лизинговой схемы требования к лизингополучателям в среднем гораздо ниже, чем, например, к претендентам на банковский кредит. Эта особенность весьма актуальна для отечественного малого и среднего бизнеса по двум причинам. Во-первых, из-за высоких (по сравнению с крупным бизнесом) темпов роста этих предприятий. Во-вторых, благодаря относительно низким требованиям к финансовому состоянию самого лизингополучателя (зачастую акцент переносится на эффективность проекта, под который приобретается объект лизинга) лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования, доступным для многих средних и малых предприятий, особенно полулегальных. Для теневых предприятий лизинг особенно привлекателен тем, что он позволяет легализовать бизнес, не увеличивая (или незначительно увеличивая) налоговую нагрузку. Ведь если всю добавленную стоимость направлять на выплату лизинговых платежей, она будет включена в состав себестоимости.

Еще об одном факторе развития рассказывает Александр Кожевников из "Авангард Лизинг": "Одно из преимуществ лизинга для среднего и малого бизнеса в России заключается в том, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Например, поставщик настаивает на получении максимальной предоплаты и лишь после этого готов отгрузить оборудование, банк-инвестор хочет получить лучшее обеспечение или гарантии надежности заемщика, а заемщик стремится как можно быстрее и дешевле получить оборудование. То есть лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. В то же время у крупных российских компаний нет необходимости в услугах посредника по организации сделки. В России крупные компании - это холдинги или части холдингов, в составе которых есть и банки, и соответствующие службы, непосредственно занятые организацией таких сделок".

Другие преимущества лизинговых компаний - гибкость и оперативность. Во многом они обусловлены тем, что компании эти менее зарегулированы, чем, например, банки. Это обеспечивает большую маневренность лизинговых компаний, они могут предложить своим клиентам индивидуальный подход.

Сегмент среднего и малого бизнеса представляется в настоящее время наиболее перспективным и для самих лизинговых компаний по двум причинам. Во-первых, рост самих предприятий среднего и малого бизнеса, по нашим данным, опережающий как рост ВВП, так и рост крупных предприятий, обусловливает соответствующий рост спроса на лизинг. Во-вторых, лизинг представляется единственным (или почти единственным) инструментом финансирования для теневых предприятий. Поскольку теневые предприятия составляют значительную долю российской экономики, можно говорить о перспективном направлении развития лизингового финансирования. Кроме того, именно малые и средние предприятия стремятся работать на наиболее современном и высокотехнологичном (а следовательно, ликвидном) оборудовании, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями.

В среднесрочной перспективе с ростом доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний следовало бы предположить увеличение неплатежей. Пока же фактически происходит наоборот. "У компаний малого и среднего бизнеса мы отмечаем лучшую дисциплину платежей и более бережное отношение к предмету лизинга", - говорит Алексей Федоров из "Атлант-М Лизинг". Его поддерживает и Джеймс Горхэм из Универсального лизингового холдинга: "Сейчас в России в сегменте потребительского кредитования, кредитования или лизинга для малого бизнеса уровень неплатежей даже ниже, чем в развитых странах. По данным Фонда поддержки малого бизнеса ЕБРР, уровень просрочки платежей (даже не неплатежей, а просрочки) составляет один процент. Если эти клиенты чувствуют, что не могут расплатиться, они зачастую сами отказываются от финансирования. Русские показали себя как очень порядочные и ответственные люди".

Темпам роста лизинга может позавидовать любая российская отрасль

Объем профинансированных средств

Цена роста

Ценой высоких темпов роста лизинговых компаний может стать их финансовая неустойчивость

Василий Кашкин, Алена Мурзина

Рынок лизинга в России развивается очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга 107 лизинговыми компаниями, за девять месяцев 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года составил 51%. Средний темп прироста объема профинансированных средств за три года находится на уровне 58%.

За 2004 год рынок лизинга по показателю объема средств, профинансированных 107 лизинговыми компаниями по договорам лизинга (не считая авансов лизингополучателей), достигает 2373 млн долларов. Именно столько средств компании привлекли из внешних источников в финансирование реального сектора экономики.

Объем лизинговых платежей, который опрошенные компании получат в 2004 году (по данным за девять месяцев), составил 2003 млн долларов, что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Банковские кредиты по-прежнему остаются основным источником финансирования лизинговых сделок

Размер российского лизингового рынка по традиционному показателю "объем нового бизнеса" в 2004 году, то есть по стоимости всех заключенных сделок, можно оценить в 5 млрд долларов. Это позволяет оценить долю лизинга в ВВП (исходя из прогнозных данных МЭРТ о ВВП за 2004 год) как 0,9%, а в инвестициях в основные средства - как 6% (по данным МЭРТ за десять месяцев 2004 года). В исследовании российского рынка лизинга, проведенном Группой по развитию лизинга Международной финансовой корпорации в 2001 году, доля лизинга в ВВП составляла 0,5% (объем рынка в 2001 году был оценен в 1,7 млрд долларов), а в инвестициях в основные фонды - 3%. То есть эти показатели выросли за три года вдвое - на 0,4 и три процентных пункта соответственно. И все же они еще довольно далеки от показателей стран ОЭСР, где доля лизинга составляет, как правило, от 15 до 30% всех капиталовложений и 2-5% от ВВП и более близки к показателям развивающихся стран, где посредством механизма лизинга осуществляется 3-15% капиталовложений, а его доля в ВВП составляет обычно не более 2%.

Клиенты, инвесторы, поставщики

Деятельность лизинговых компаний характеризуется несколькими основными параметрами: это источники привлечения финансирования, клиенты и каналы их привлечения, а также виды оборудования, передаваемого в лизинг.

Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок - ключевой фактор успеха лизинговой компании. Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. Очевидно, что в этом отношении преимущество имеют компании, созданные при банках. Комментирует Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Одно из значимых конкурентных преимуществ нашей компании заключается в том, что мы работаем в связке с банком и не разделяем заработок компании и заработок банка. Мы можем немного уменьшить маржу банка, немного уменьшить маржу лизинговой компании и получится, например, уже в полтора раза дешевле. Поэтому стоимость предлагаемого нами лизингового финансирования ниже, чем могут позволить себе многие другие компании".

Поскольку источник финансирования является главным конкурентным преимуществом лизингодателя, компании стремятся расширить количество этих источников самыми разнообразными способами.

Уже в 2002-2003 годах обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Их выпустили компании "РТК Лизинг", "Глобус Лизинг", "Информ-сервис-лизинг". Безусловно, облигации - весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными ограничениями. По мнению опрошенных нами руководителей лизинговых компаний, этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективной клиентской базой. Учитывая это, такой способ подходит далеко не всем лизинговым компаниям. Кроме того, эмиссия облигаций связана для лизинговых компаний с рядом трудностей, с которыми они не сталкиваются при получении банковского кредита: проведение аудита известной компанией, получение кредитного рейтинга, полная прозрачность бизнеса. Считается, что для того, чтобы лизинговая компания могла позволить себе эмиссию облигаций, объем ее лизингового портфеля должен составлять не менее сотни миллионов долларов. Можно предположить, что в 2005-2006 годах многие компании достигнут этого уровня, и тогда можно ожидать значительной эмиссионной активности лизинговых компаний.

Лизинговые компании проводят гибкую политику управления рисками , принимая  в качестве обеспечения даже гарангтии физлиц

Если основные эмиссии облигаций еще ожидаются в будущем, то эмиссии векселей уже сейчас становятся все более распространенным явлением. Вексельное финансирование обычно довольно краткосрочное, но позволяет из серии краткосрочных заимствований выстраивать среднесрочные ресурсы для финансирования сделок. Обычно векселя используются для расчетов и финансирования между аффилированными компаниями. Векселя представляются весьма перспективным инструментом финансирования лизинговых сделок: по данным международного рейтингового агентства Fitch, в мире финансовые и лизинговые компании выпускают больше векселей, чем любая другая отрасль.

Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования. Надо отметить, что иностранные поставщики, располагающие большей финансовой мощью и свободными средствами по сравнению с отечественными, охотнее идут на предоставление коммерческих кредитов лизинговым компаниям. Поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки, то в итоге условия сделки для конечного лизингополучателя оказываются очень выгодными.

Основным путем повышения надежности лизинговых сделок с точки зрения инвестора, а следовательно, возможности для лизинговой компании привлекать финансирование на более выгодных условиях, является применение различных способов обеспечения лизинговых сделок. Объект лизинга обычно не является единственным обеспечением лизинговой сделки. Несмотря на это, лизинговые компании все-таки предлагают более гибкие условия финансирования, чем банки, поскольку готовы работать с самыми разными видами обеспечения. Основным видом обеспечения сделки является аванс лизингополучателя (54% от количества текущих сделок, осуществленных во всех опрошенных компаниях), составляющий обычно 25-30% от суммы лизинговой сделки.

Большое значение имеют поручительство юридических лиц (11%), гарантия обратного выкупа со стороны поставщика оборудования (10%) и даже поручительство физических лиц (7%).

Объекты лизинга характеризуются высокой ликвидностью

Страхование риска непогашения лизинговых платежей опрошенные компании используют лишь в 1% сделок. Доля сделок, по которым застрахованы коммерческие риски, в общей стоимости сделок составляет ненамного больше - 2%. По оценкам руководителей лизинговых компаний, страхование коммерческих рисков пока не имеет особых перспектив в лизинге. Комментирует Джеймс Горхэм из Универсального лизингового холдинга: "Зачем нам обращаться в страховую компанию за страхованием финансовых рисков, когда управление рисками - это одна из наших основных задач как финансового посредника. И мы справляемся с этой задачей лучше, чем любой страховщик, поскольку страховщик меньше нас знаком со спецификой управления рисками в лизинге, со спецификой наших клиентов". Поэтому крупные лизинговые компании предпочитают создавать собственные резервные фонды на покрытие убытков и самостоятельно управлять рисками - благо уровень неплатежей российских лизингополучателей очень низок.

Впрочем, страхование имущественных рисков в лизинговых сделках имеет гораздо более широкое распространение. Доля сделок с застрахованными имущественными рисками составляет 90% от общей стоимости сделок опрошенных нами компаний. Страхование объектов лизинга очень привлекательно и для страховщиков. "Убыточность имущественного страхования по договорам лизинга в среднем на двадцать процентов ниже, чем в целом по нашему портфелю страхования имущественных рисков, - отмечает Юрий Чукавин, директор департамента по работе с корпоративными клиентами страховой компании "Энергогарант". - Это обусловлено более бережливым отношением к объекту лизинга со стороны клиентов лизинговых компаний".

Большинство повторно обратившихся клиентов первоначально были привлечены через поставщика

Сотрудничество между лизинговой компанией и страховщиком может быть весьма тесным: компания страхует все свои сделки у одного страховщика, а страховщик инвестирует в нее свои ресурсы. Поскольку эта схема взаимовыгодна, а также в силу высокой привлекательности лизинговых сделок как объекта инвестиций для страховщиков (благодаря высокой надежности этого бизнеса при довольно высокой рентабельности) эта схема получает все более широкое распространение. За последние два года на рынке появилось несколько лизинговых компаний, созданных непосредственно при страховщиках.

Впрочем, при всей своей привлекательности, такие схемы резко повышают риски страховщика: если при реализации сделки возникнут проблемы, страховщик должен будет осуществлять страховые выплаты и при этом потеряет свои инвестиции.

Деятельность лизинговых компаний характеризует прежде всего информация о видах объектов лизинга. Данные о долях сделок с различными видами оборудования и транспорта позволяют констатировать основную закономерность - высокий уровень ликвидности объекта лизинга. Большие доли среди объектов лизинга имеют такие безусловно ликвидные объекты, как пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, машиностроительная и дорожно-строительная техника, деревообрабатывающее и лесозаготовительное, а также полиграфическое оборудование. Значительная доля телекоммуникационного оборудования в портфеле сделок лизинговых компаний объясняется большим внутренним спросом на это оборудование и его высокой стоимостью.

В наиболее развитых сегментах рынка лизинга, таких как автотранспорт, к 2004 году лизинг занял положение ведущего канала сбыта. Комментирует Алексей Федоров, "Атлант-М Лизинг": "Доля продаж при помощи лизинга в общем объеме продаж холдинга 'Атлант-М', специализирующегося на торговле автотранспортом, неуклонно увеличивается. В 2002 году доля продаж грузовой техники при помощи лизинга составляла пять процентов, в 2003 году - двадцать процентов, сейчас эта доля достигает уже пятидесяти процентов".

Вообще грузовой и пассажирский автотранспорт - наиболее популярный объект лизинга: около 90% из 110 компаний - участниц исследования имеют сделки с этими объектами. В то же время участники опроса оценивают уровень спроса на грузовой и пассажирский автотранспорт как наиболее высокий - 2,6 и 2,4 балла (по трехбалльной шкале) соответственно. Выше только спрос на оборудование для добычи углеводородного сырья (2,8 балла). Как наиболее высокий оценивается также спрос на дорожностроительную технику (2,24), железнодорожный транспорт (2,09) и строительную технику (2,03).

Последними по порядку, но не по значению для лизинговой компании являются способы привлечения клиентов. По мнению руководителей лизинговых компаний, цена не является главным критерием для предприятий при выборе лизингодателя. "Опыт нашей компании показывает, что цена лизингового финансирования - далеко не главный критерий выбора лизинговой компании, - говорит Александр Кожевников из 'Авангард Лизинг'. - Речь идет прежде всего о сложности структурирования сделки, о логистике, предоставлении дополнительных услуг". С этой точкой зрения согласен и Джеймс Горхэм из Универсального лизингового холдинга: "Изменились требования к лизингу со стороны клиентов. Если раньше это были требования только в отношении предоставления финансирования, то сейчас клиенты уже более опытные, они ожидают от лизинговой компании качественной организации сделки - прежде всего в плане довольно глубокого понимания специфики оборудования, передаваемого в лизинг".

Среди каналов привлечения клиентов доля повторно обратившихся наиболее велика как количественно, так и качественно - с точки зрения важности для управления качеством портфеля. "Мы заключаем много повторных сделок с нашими клиентами, и это преимущество нашей компании, поскольку внутренняя информационная система позволяет присваивать и отслеживать рейтинг платежеспособности каждого лизингополучателя, - говорит Алексей Лабзин из "КамАЗ Лизинг". - Таким образом, наша компания улучшает качество лизингового портфеля, расширяя объемы бизнеса с клиентами, продемонстрировавшими лучшую платежную дисциплину". Кроме того, важнейшим каналом привлечения клиентов является поставщик оборудования. Хотя формально, по данным анкетирования, доля поставщиков уступает другим каналам привлечения клиентов, на практике большинство клиентов, которые сейчас относятся к разряду повторно обратившихся, первоначально пришли по



Исследования по теме
Российский лизинг-2007: купить для роста, продать для рефинансирования
24.04.2008
В ближайшие несколько лет аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые компании будут активно покупать другие компании или их портфели сделок. Наиболее привлекательные сегменты - рынки со значительной долей "розницы" и высокой ликвидностью предметов лизинга.
Рынок лизинга в 1 полугодии 2007: в ожидании эпохи M&A
03.09.2007
Ведущими сегментами рынка остаются автотранспорт и железнодорожный подвижной состав, а также авиатранспорт, энергетическое оборудование и строительная техника. Наибольшую долю в спросе на лизинг занимает малый и средний бизнес - суммарно 72%.
Лизинговый рынок Сибирского региона
10.09.2003
Последние несколько лет на рынке лизинга наблюдаются стремительные темпы роста. Толчком послужили рост российской экономики и значительные изменения в лизинговом законодательстве. По оценкам Рейтингового агентства "Эксперт-РА", общий объем лизингового рынка по стоимости профинансированных сделок в этом году превысит 3 млрд долларов, хотя еще в 1999 году этот показатель был зафиксирован на уровне 350 млн.
Статьи экспертов по теме
Далеко не уехали
15.01.2015 / Руслан Коршунов
Рост автолизинга не компенсировал сокращение крупных сегментов лизингового рынка. В итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года сократился на 10%, а его падение за 2014 год может достигнуть 20%.
Внимание на «розницу»
29.09.2014 / Руслан Коршунов
Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку – на первое место, как и в 2008 году, вышел самый ликвидный сегмент – автолизинг. Но рост «просрочки» и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка.
Лизинг в России
2013-12-19 18:04:47
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка