en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге. Ключевым инвестиционным потенциалом региона является туристический и, в меньшей степени, – инфраструктурный. По потребительскому и производственному потенциалу Крым находится в пятом и шестом десятке регионов России, соответственно. При этом для нового региона характерны повышенные социальные, криминальные и финансовые риски.

Планируемые на ближайшие два-три года 250 млрд рублей инвестиций государственного и квазигосударственного характера не дадут прямой отдачи в бюджет Крыма в среднесрочной перспективе. При этом расходы региона уже в этом году могут вырасти в 1,8–2 раза, а доходы в связи с переходом на налоговую систему России сократятся. Бюджетные проблемы республики очевидно будут решаться за счет федерального центра, который «получит на баланс» еще один высокодотационный регион.

В условиях дефицита федерального бюджета высока вероятность усиления тенденции к сокращению трансфертов другим регионам России. Для уменьшения негативных последствий от присоединения необходимо форсированное привлечение частных инвестиций на территорию республики с учетом ее естественных экономических преимуществ.

На фоне остальных субъектов России Республика Крым обладает крайне низкими показателями развития экономики 82-е место по душевому ВРП (уровень Калмыкии и Чечни), 75-е место по объему производства на одного жителя (уровень Адыгеи), последнее место в стране по средним душевым доходам населения (подробнее в таблице 1).

Таблица 1. Для республики Крым характерны пониженные абсолютные показатели развития и очень низкие душевые. Оценка по показателям 2012 года

Показатель Место Показатель Место
ВРП 59-е место ВРП на душу 82-е место (между Республикой Калмыкия и Чеченской Республикой)
Совокупные денежные доходы населения 57-е место (Ивановская область) Средние душевые доходы населения 84-е место (Республика Калмыкия)
Накопленный объем инвестиций за 5 лет 54-е место (Рязанская область) Объем инвестиций на душу 80-е место (Костромская область)
Объем промышленного производства 60-е место (Республика Хакасия) Объем промышленного производства на душу 75-е место (Республика Адыгея)
Оборот розничной торговли 37-е место (Владимирская область) Оборот розничной торговли на душу 77-е место (Республика Алтай)
Объем сельскохозяйственного производства 39-е место (Приморский край) Объем сельскохозяйственного производства на душу 66-е место (Республика Бурятия)

Источник: «Эксперт РА», по данным Укрстата и Росстата
(в скобках указаны регионы с наиболее близкими показателями)

При этом динамика развития региона была лучше, чем в среднем по Украине, но немного хуже, чем в среднем по субъектам РФ (см. графики 1 и 2).

 

 

 

По заявлениям представителей органов исполнительной власти России, в ближайшие два-три года только в инфраструктуру Крыма поступит порядка 250 млрд рублей государственных и квазигосударственных инвестиций, что соответствует совокупному объему инвестиций в регионе за последние пять лет. Основные направления финансовых вложений – обеспечение энергетической самостоятельности республики, строительство моста через Керченский пролив, а также вложения в развитие военной морской базы. Все эти инвестиции не дадут прямой отдачи в бюджет Крыма в среднесрочном периоде.

Одновременно в краткосрочной перспективе в результате повышения зарплат бюджетникам и увеличения размера пенсий в регионе повысятся доходы населения. Это, с одной стороны, приведет к повышению платежеспособного спроса. С другой – увеличит социальные обязательства бюджета Республики Крым. Ввиду особого политического положения региона новые обязательства будут финансироваться за счет трансфертов. По оценкам экспертов, это потребует 88 млрд рублей дополнительных вливаний из федерального центра, в том числе 38 млрд напрямую в бюджет республики.

Об увеличении зависимости республики от федерального центра свидетельствует и текущая структура налоговых поступлений: наибольшая часть доходов в 2013 году приходилась на НДФЛ (27%) и акцизы на товары, произведенные на территории республики (16%). Последние в бюджетной системе Украины зачисляются в региональный бюджет, а в России значительная часть акцизов идет на федеральный уровень. Большая часть налога на прибыль, который в Республике Крым составляет всего 6% от суммарных налоговых поступлений (см. график 3), теперь перейдет из федерального бюджета в региональный. Очевидно, что прямой переход на российскую бюджетную систему приведет к заметному сокращению собственных налоговых доходов, идущих в региональный бюджет Республики Крым.

В результате полного перехода в бюджетную систему России расходы региона уже в этом году могут увеличиться в 1,8–2 раза, а соотношение собственных доходов к расходам ухудшится до уровня Республики Дагестан (см. график 4). По оценке «Эксперта РА», в региональный бюджет Республики Крым в 2014 году может быть направлено до 3,5% всех бюджетных трансфертов регионам (уровень Чеченской Республики, 3-е место среди субъектов РФ).

 

При условии увеличения дефицита федерального бюджета усилится тенденция к сокращению трансфертов другим субъектам РФ (см. график 5).

 

В такой ситуации критически важным является привлечение крупных частных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Крым, которые в перспективе дадут отдачу в бюджет. В связи с этим рейтинговое агентство «Эксперт РА» предварительно оценило существующий потенциал и риски инвестиционной среды региона для частного бизнеса. По данным агентства, Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности 2013 года вошла в группу с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным уровнем риска (3B1) – это уровень Брянской, Владимирской, Рязанской и Астраханской областей, Ставропольского края.

Наибольший инвестиционный потенциал региона – туристический. По нему Республика Крым находится в первой пятерке регионов России. Согласно официальной статистике, регион занимает 2-е место в России по числу мест размещений и 5-е по количеству размещенных туристов. Реальный показатель посещаемости республики значительно выше. По оценке «Эксперта РА», порядка 78% всей индустрии размещения туристов находится «в тени», что обуславливает значительные финансовые потери для бюджета. При сохранении текущей ситуации отдача от инвестиционных вложений в туристическую отрасль для экономики будет минимальной. В качестве основных путей развития этого сектора видится работа одновременно в двух направлениях – привлечение крупных российских гостиничных операторов на территорию республики и облегчение условий легального ведения бизнеса для малых туристических компаний и индивидуальных предпринимателей.

Вторым по значимости инвестиционным потенциалом является инфраструктурный. Благодаря этому в перспективе возможно привлечение в развитие транспортно-логистического комплекса крупных частных российских компаний. На настоящий момент риски развития данного направления высоки. Во-первых, Республика Крым обладает пониженным внутренним экспортным потенциалом, который еще сильнее уменьшился из-за разрыва экономических отношений с Украиной. Во-вторых, импортный потенциал республики также невелик. По потребительскому потенциалу регион находится в пятом десятке субъектов России, а текущие российские потребности в импорте во многом удовлетворяются через Новороссийск – крупнейший порт на черноморском побережье.

По производственному потенциалу Республика Крым сегодня находится в конце шестого десятка регионов России на уровне Астраханской и Костромской области. О слабости производственного сектора свидетельствует крайне низкая доля налога на прибыль организаций и высокая доля электроэнергетики в структуре промышленности (35%). Тем не менее промышленность занимает максимальную долю в ВРП Крыма – 16% – и концентрирует 17% занятых. Основа обрабатывающих производств Республики Крым – пищевой сектор, который в совокупности с сельским хозяйством входит в наиболее перспективные направления развития полуострова. Величина потребления пищевой продукции в значительной степени коррелирует с туристическим потоком в регионе, поэтому совокупное развитие туризма и АПК может дать экономике значительный мультипликативный эффект. Кроме того, потенциал развития отрасли повысился после вхождения республики в состав России за счет расширения рынков сбыта для местных предприятий. В частности, уже сегодня вырос объем экспорта алкогольной продукции из Крыма на территорию России.

Дополнительным фактором привлечения инвесторов в Республику Крым сегодня может стать дешевая рабочая сила. Тем не менее, в условиях текущей политики российского федерального центра по повышению заработных плат в бюджетном секторе, его потенциал будет быстро сокращаться.

Наиболее значимым после финансового риска является социальный (по нему Крым находится в восьмом десятке субъектов), который, с одной стороны, обуславливается высоким уровнем нагрузки на трудоспособное население (доля пенсионеров составляет 28,5%), а с другой – возможностью возникновения социальной напряженности на почве межэтнических конфликтов. Кроме того, повышенным в республике является криминальный риск (учитывается количество и тяжесть зарегистрированных преступлений), по которому республика также находится в восьмом десятке.

Наименьший риск – экологический (самый низкий среди регионов РФ), благодаря общему небольшому уровню загрязнения и большой экологической емкости территории.

Обобщенные преимущества и недостатки инвестиционного климата региона отображены в SWOT-анализе, представленном в таблице 2.

Методика

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России с учетом вхождения Республики Крым в состав страны дополнен на основе официальной информации Укрстата и Государственного казначейства Украины за 2012 год. Пересчет гривен в рубли производился по паритету покупательной способности (4,18 рублей за гривну за 2012 год). Оценивались следующие виды инвестиционных рисков: финансовый, социальный, криминальный и экологический. В анализ также были включены такие виды потенциалов, как производственный, потребительский, трудовой, инфраструктурный, туристический и финансовый. Город Севастополь, учитывающийся статистикой как отдельный субъект, в анализ инвестиционной привлекательности не был включен.

Объем заявленных инвестиций и прогноз по затратам на социальную сферу были составлены на основе мониторинга официальных заявлений органов государственной власти в СМИ за последние три недели.

Таблица 2. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Крым

Сильные стороны Слабые стороны
  1. Особая политическая значимость региона
  2. Значительный природно-рекреационный и культурно-исторический потенциал развития туристической отрасли
  3. Благоприятные природно-климатические условия для развития АПК, в особенности виноградорства и виноделия
  4. Наличие потенциала для развития портового хозяйства и транспортно-логистической отрасли
  5. Дешевая рабочая сила
  6. Потенциал для развития флота и судостроения (в т.ч. военного)
  7. Наличие ряда природных ресурсов (в т.ч. газовых на шельфе)
  1. Территориальная оторванность республики от остальной части страны, что играет особую роль в условиях внешней нестабильной политической ситуации
  2. Необеспеченность территории по газу, электроэнергии и воде в условиях внешней изолированности
  3. Высокий уровень нагрузки на трудоспособное население
  4. Возможные конфликты на почве межэтнической напряженности.
  5. Отсутствие развитых институтов привлечения инвесторов
Возможности Угрозы
  1. Повышенный интерес со стороны российских властей, обуславливающий перспективы значительных инвестиционных вливаний в экономику республики
  2. Большой новый рынок сбыта для производимой в регионе продукции (особенно для продукции АПК)
  3. Потенциал для увеличения туристического потока с российской стороны
  1. Обострение внешнеэкономической ситуации, возможность вооруженного конфликта
  2. Блокировка всех экономических контактов со стороны Украины (по поставками электроэнергии, потребительских и производственных товаров)
  3. Перспективы сокращение инвестиций со стороны России, в условиях внутреннего бюджетного дефицита.

Источник: «Эксперт РА»



Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!