Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
Г. Марченко О. Мачульская
Г. Марченко О. Мачульская

для журнала "Новые рынки" (N6 2002).

Преимущества наличия рейтинга
Особенности муниципального образования как заемщика
Виды рейтингов кредитоспособности
Обзор деятельности международных и российских рейтинговых агентств
Практика и перспективы присвоения кредитных рейтингов
Механизм присвоения рейтинга

Преимущества наличия рейтинга

В последнее время едва ли не ежедневно мы слышим о необходимости инвестиций в российскую экономику. Тем временем темпы роста инвестирования замедляются, а объемы прямых иностранных инвестиций в Россию и вовсе сокращаются. Риск инвестирования в Россию по-прежнему оценивается очень высоко и обладатели капиталов не решаются брать риски на себя.

Между тем, не только зарубежными, но и российскими финансовыми институтами накоплены значительные свободные капиталы, которые должны работать. В условиях, когда инвестировать эти капиталы напрямую слишком рискованно, финансовые институты предпочитают работать на рынке в качестве кредиторов, перекладывая значительную часть рисков на заемщика. При этом в качестве заемщика или эмитента ценных бумаг могут выступать как корпорации (в том числе, и сами финансовые институты), так и органы власти субъектов федерации или муниципальных образований (МО) под гарантии региональных или муниципальных бюджетов.

Муниципальный рынок инвестиций включает в себя прямое и портфельное инвестирование, лизинг, а также инвестиционное кредитование, включая покупку муниципальных ценных бумаг.

Соответственно, инвестиционная привлекательность МО является комплексной характеристикой, которая не исчерпывается параметрами и свойствами, существенными для прямых инвесторов и рисками, возникающими для них при вложении капитала в конкретные проекты, сферы, объекты или площадки.

Для привлечения инвестиций в форме муниципальных кредитов и вложений в муниципальные ценные бумаги наиболее важным для инвестора (кредитора) являются способность заемщика к своевременному выполнению как взятых на себя ранее, так и будущих долговых обязательств.

Комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязательств на весь срок погашения долга или период обращения ценной бумаги с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации отражает рейтинг кредитоспособности (кредитный рейтинг).

Наличие кредитного рейтинга раскрывает объективные финансовые возможности города, повышает репутацию городской власти как готовой для приема инвестиций и открытой для диалога с инвесторами.

Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности города при любой коммерческой или финансовой операции. Независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг, сбыта продукции, илирасширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет местному органу власти, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Кредитный рейтинг является эффективным средством, при помощи которого местный орган власти может сообщить о своей кредитоспособности инвесторам, покупающим долговые обязательства, банкам, поставщикам и клиентам, заключающим долгосрочные контракты с муниципалитетом. Рейтинг также является важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами, способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности.

Наличие достаточно высокого кредитного рейтинга может быть использовано городской властью в следующих направлениях деятельности:

 

 

  • Распространение информации о городе, создание более благоприятного имиджа и репутации.
  • Расширение круга потенциальных инвесторов за счет появления интереса к городу со стороны крупных корпораций, финансовых структур, государств и международных организаций.
  • Облегчение ведения переговоров с кредиторами с целью изменения условий предоставления кредитных линий.
  • Облегчение финансовых условий реализации долгосрочных проектов.
  • Повышение эффективности управления затратами, связанными с привлечением заемных средств.
  • Повышение шансов кандидатуры города в рамках какого-либо конкурса, например, на право организации крупномасштабного экономического, культурного или спортивного мероприятия.

Выход города на внешний, в том числе, международный инвестиционно-кредитный рынок в современных условиях невозможен без наличия у города кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

Особенности муниципального образования как заемщика

Первые рейтинги кредитоспособности муниципалитетов - рейтинги муниципальных облигаций появились в США после Великой депрессии перед началом Второй Мировой войны. Появление рейтингов было отражением потребности кредиторов в сокращении рисков на растущем финансовом рынке. С другой стороны, присвоение рейтинга городу становится существенным фактором повышения его конкурентоспособности в получении кредитов.

За долгие годы своего существования муниципальные кредитные рейтинги завоевали широкое признание среди инвесторов в качестве удобного инструмента дифференциации кредитоспособности эмитентов.

Среди существующих четырех типов кредитных рейтингов: суверенных (страновых), корпоративных, региональных и муниципальных, последние два типа занимают особое место.

В отличие от корпорации, которая является, преимущественно экономическим субъектом заимствований (заемщиком), муниципальное образование (МО) и, особенно, регион (субъект федерации) является одновременно экономическим, социальным и политическим субъектом заимствования.

С точки зрения объективных параметров МО, как и субъект федерации - менее рисковый (более надежный) заемщик по сравнению с корпорацией, поскольку:

 

 

  • имеет разнообразные и постоянные, законодательно определенные источники бюджетных доходов;
  • финансово-бюджетная системы МО "встроена" в бюджетную систему региона и страны, следовательно, на законодательно определенных условиях возможна помощь из регионального и федерального бюджета;
  • МО по закону обладает значительной собственностью (муниципальное имущество), которая может выступать в качестве залога;
  • МО как юридическое лицо может быть ликвидировано лишь в крайнем случае, но и в этом случае, обязательно присутствует его правопреемник.

Поэтому инвесторам, как правило, удается рано или поздно вернуть вложенные в МО средства и проценты по ним, тогда как банкротство корпоративного эмитента может повлечь полную потерю вложенных средств.

Напротив, более существенными по сравнению с корпоративными заемщиками источниками рисков региональных (муниципальных) займов являются субъективные (ситуационные) параметры, в связи с тем, что:

 

  • невозможна быстрая смена муниципальной власти, в случае проведения ею негативной по отношению к кредитору политики;
  • отсутствует персональная ответственность муниципальных чиновников за несвоевременное выполнение взятых долговых обязательств;
  • в распределении муниципальных финансов действует принцип "одной корзины", поэтому кредитные ресурсы могут быть направлены не по оговоренному в кредитном соглашении назначению;
  • в деятельности муниципальных властей часто возникает ситуация политической необходимости приоритетного финансирования социальных нужд в ущерб выплаты долговых обязательств.

Виды рейтингов кредитоспособности

Перечисленные особенности определяют сложность системы рейтинговых оценок, применяемых в отношении кредитоспособности муниципальных образований.

Прежде всего, существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги) , позиционирующие уровень кредитоспособности муниципалитета среди выбранного ряда других городов. Такие рейтинги отвечают на вопрос, где меньше или больше риск невозврата кредита, но не позволяют прогнозировать конкретное поведение заемщика по отношению к кредитору.

Более конкретными являются классические индивидуальные рейтинги , в которых каждый эмитент относится к определенному рейтинговому классу не только по уровню риска невозврата (дефолта), но и по вероятному типу его поведения в отношении кредитора.

Наиболее общими среди классических рейтингов являются кредитные рейтинги эмитентов , - оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства.

Помимо них существуют кредитные рейтинги отдельных эмиссий. Это текущая оценка кредитоспособности эмитента в отношении конкретного финансового обязательства, конкретного типа финансовых обязательств или конкретного финансового проекта.

Еще более точным инструментом оценки кредитных рисков служат специализированные рейтинги, присваиваемые определенным видам долговых обязательств, банковским кредитам, инвестиционным проектам и частным размещениям ценных бумаг.

Например, рейтинги частных размещений включают оценку гарантийных и залоговых обязательств, необходимых для того, чтобы снизить риск потерь в случае неисполнения обязательств.

Рейтинги банковских ссуд служат для нужд рынков синдицированных кредитов и проектного финансирования и заключают в себе оценку перспектив получения средств кредитором в случае неисполнения обязательств, которая строится на анализе стоимости залогов или иных защитных механизмов, обычно предусматриваемых в таких схемах.

В странах с "проблемной" валютой, к которой пока относится и Россия, обычно различаются рейтинги по заимствованиям в местной и иностранной валютах . Эти рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной валюте. При этом, рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте.

Кредитные рейтинги различаются также по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные и краткосрочные .

Долгосрочный рейтинг оценивает способность заемщика своевременно исполнять свои финансовые обязательства на срок не менее одного года. Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Как правило, краткосрочный рейтинг присваивается на срок не более одного года.

Эти два вида рейтинга связывает дополнительная рейтинговая характеристика - прогноз рейтинга, иногда выделяемая в отдельный прогнозный рейтинг. Он показывает возможное направление изменения рейтинга в ближайшие два-три года.

Все рейтинги построены по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов. В качестве примера можно привести категории кредитных рейтингов агентства Standard& Poor's:

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ:
ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;
ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ РЕЙТИНГИ:
ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;
В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.

АУТСАЙДЕРСКИЕ РЕЙТИНГИ:
ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;
С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;
D - долги просрочены.

Обзор деятельности международных и российских рейтинговых агентств

Поскольку кредитные рейтинги впервые появились в США, то крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми службами и агентствами, специализирующимися на присвоении кредитных рейтингов являются Moody's Investors, Standard & Poor's, Fitch-IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и действуют не только по единым стандартам для всех стран, но имеют примерно одинаковые методики оценки кредитоспособности и шкалы кредитных рейтингов.

Вследствие использования единых для всех стран стандартов, рейтинги, присвоенные международными службами имеют ряд существенных недостатков. Прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, не всегда учитывают национальную, региональную и, тем более, муниципальную специфику. В своей деятельности международные агентства защищают интересы, прежде всего американского бизнеса, вследствие чего склонны к занижению суверенного (странового) рейтинга, к которому "привязаны" субнациональные (региональные) и муниципальные рейтинги. Несмотря на чрезвычайно высокую стоимость услуг по присвоению рейтинга, международные агентства и их национальные партнерские организации не занимаются "продвижением" рейтингов регионов и муниципалитетов внутри страны.

При присвоении рейтингов международные агентства вынуждены поддерживать баланс интересов многочисленных инвесторов и эмитентов из многих стран, что по сути и на практике представляет собой неиссякаемый источник конфликтов интересов, особенно учитывая сложность оценки странового риска. К сожалению, иногда это даже становится поводом к манипуляциям: например, открыв свое представительство на Кипре, агентство Moody's начало присваивать не заказанные рейтинги некоторым банкам в этой стране. При этом рейтинги эти были несколько ниже, чем у конкурентов; вследствие чего банки вынуждены были заказать у Moody's полноценное исследование, чтобы отстоять свою репутацию.

Доверие к международным агентствам было резко подорвано скандалом с корпорацией ENRON и разорением вследствие этого одного из крупнейших международных агентств - ArthurAndersen.

В отличие от международных агентств, национальные полностью зависят от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей рейтинга, вероятность конфликта интересов которых значительно меньше. Таким образом, для национальных агентств репутация и максимальное удовлетворение потребностей клиентов на внутреннем рынке становится основной и единственной целью. Этим и объясняются зачастую существенные отличия деятельности национальных агентств от международных. Например, цена рейтинга национального агентства составляет обычно от 5 тыс. до 30 тыс. долларов США, в то время как у международных агентств - от 70 тыс. до 100 тыс. долларов и выше. В значительной степени высокая цена услуг международных агентств связана с тем, что присваиваемые ими рейтинги предназначены для получения регионами или МО крупных зарубежных валютных кредитов или размещения муниципальных ценных бумаг на внешнем рынке. Но, по мнению председателя Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы Сергея Пахомова, "достойный еврозаем", обеспечивающий ликвидность, составляет 500 млн., а лучше 1 млрд. евро.

В то же время, статья 111 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что "предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня". По этому критерию заемщиками внешних кредитов на сумму свыше 500 млн. долларов на срок в три года могли бы стать (по итогам бюджета 2001 года) лишь 7 субъектов федерации: Москва, Ханты-Мансийский авт. округ, Республика Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий авт. округ. Естественно, что российским муниципальным образованиям такие займы просто "не по карману". Не случайно, что в настоящее время международные рейтинги смогла получить лишь эта семерка регионов, а также Свердловская, Самарская и Иркутская области, надеющиеся на улучшение бюджетной ситуации.

Национальные рейтинговые агентства уделяют особое внимание сопровождению рейтинга после присвоения, что менее распространено в практике международных агентств. Национальные агентства помимо рейтингов предлагают также широкий спектр информационно-аналитических услуг, то есть следуют цели создания эффективной инфраструктуры рынка долговых обязательств, а не цели продажи отдельного продукта; международные агентства не могут позволить себе этого в такой степени, уделяя больше внимания международным рынкам.

Национальные агентства глубже понимают специфику рынка, что позволяет им делать более объективные оценки; но важнее то, что национальные агентства принципиально заинтересованы в развитии национального рынка долговых обязательств для расширения собственного бизнеса, и это является важнейшей гарантией качества и объективности их оценок.

Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стало сознательно поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. Если в 80-е годы в различных странах действовало не более 30 национальных рейтинговых агентств, то в 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира. Особенно интенсивно развитие собственных рейтинговых служб шло в ФРГ, где в настоящее время их насчитывается более 90, вследствие чего влияние международных рейтинговых агентств резко снизилось.

Доверие к международным рейтинговым агентствам было резко подорвано скандалом с корпорацией ENRON и последующим разорением одного из крупнейших агентств Arthur Andersen.

В России более 20 структур позиционирует свои услуги как рейтинговые, из которых лишь 8 именуют себя рейтинговыми агентствами. Наиболее известные из них специализированные рейтинговые агентства: независимое Рейтинговое агентство "Эксперт РА", информационые агентства AK&M и "Интерфакс". Специализированное рейтинговое агентство "EA-Ratings" в 2002 году потеряло свою самостоятельность, сменив статус российского партнера компании Standard & Poor's на статус регионального подразделения этой международной компании.

Практика и перспективы присвоения кредитных рейтингов

На сегодняшний день число рейтингуемых заемщиков ведущими международными рейтинговыми агентствами составляет десятки тысяч. В их число входят практически все страны мира и крупнейшие корпорации, а также муниципалитеты наиболее "благополучных" стран мира. Только в США за всю историю рейтингования было присвоено более 100 тысяч рейтингов,включая рейтинги отдельных эмиссий ценных бумаг.

Значение рейтингов в кредитно-инвестиционном процессе настолько возросло, что во многих странах существует практика выдачи кредитов только тем муниципалитетам, которые имеют кредитный рейтинг, не ниже определенной категории (как правило, инвестиционной).

Первым условием получения международного муниципального рейтинга является получение страной национального рейтинга. Российская Федерация получила кредитный рейтинг от международных рейтинговых агентств в октябре 1996 года. Однако, при присвоении региональных или муниципальных рейтингов международные агентства придерживаются правила, согласно которому он не может превышать национального рейтинга. Поскольку кредитные рейтинги России, присвоенные агентствамиStandard & Poor's и Moody's никогда не поднимались выше категории "B", то есть "спекулятивных", то ни одному российскому эмитенту до сих пор не был присвоен международный кредитный рейтинг инвестиционной категории.

Следовательно, существующие международные кредитные рейтинги муниципальных образований Росиии не являются фактором повышения инвестиционной привлекательности и привлечения внешних инвестиций. Наоборот, по сути, они предостерегают иностранных инвесторов вкладывать деньги не только в российские города и регионы, но и в Россию в целом.

К настоящему моменту в России накоплены значительные инвестиционные ресурсы в корпоративной, банковской и страховой сфере. С середины 2002 года на инвестиционный рынок выходят ресурсы пенсионных фондов и Ассоциации ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Для эффективного вложения этих средств и снижения рисков инвесторы и кредиторы нуждаются в структурированном и должным образом оцененном рынке заемщиков, среди которых основными должны стать не только регионы, но и крупные города - региональные "столицы", а также крупнейшие промышленные центры, типа Тольятти, Новокузнецка, Череповца, Нижнего Тагила, и другие.

Этой масштабной работой должны заняться российские национальные рейтинговые агентства. Города, первыми получившие национальные кредитные рейтинги, могут претендовать на первоочередное внимание со стороны инвесторов.

В наибольшей степени готовности к присвоению национальных кредитных рейтингов регионов и муниципалитетов находятся Рейтинговое агентство "Эксперт РА", и Информационно-аналитическое агентствоAK&M, которые 3 декабря объявили о создании Рейтингового консорциума"Эксперт РА-AK&M" по присвоению единого кредитного рейтинга для регионов и городов.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" является первым и крупнейшим в стране независимым рейтинговым агентством, созданным журналом "Эксперт" в начале 1997 года. Оно имеет многолетнюю практику присвоения инвестиционного рейтинга российским регионам, а также опыт присвоения инвестиционных рейтингов регионам Казахстана, административно-территориальным единицам субъектов федерации. С 2002 года Рейтинговое Агентство присваивает классические рейтинговые оценки кредитоспособности отдельным промышленным предприятиям, банкам, страховым компаниям. Интеллектуальные и аналитические продукты деятельности Рейтингового агентства "Эксперт РА", публикуемые в журнале "Эксперт", получили признание и стали необходимым инструментом в работе российских банков, производственных, финансовых и торговых компаний, федеральных и региональных органовуправления.

Рейтинговый центр Информационно-аналитического агентства AK&M имеет опыт составления рейтинга относительной кредитоспособности субъектов РФ, опубликованный в 2002 году, осуществляет мониторинг на рынке региональных и муниципальных облигаций, издает бюллетень "Кредитный вестник".

Объединение усилий этих двух организаций направлено на создание наиболее мощного и авторитетного национального рейтингового центра в России.

Механизм присвоения рейтинга

Рейтинговая процедура обычно состоит из следующих основных этапов:

 

Согласование условий присвоения рейтинга и заключение договора между городскими властями и рейтинговым агентством.

 

2. Рейтинговое исследование осуществляется по специальной индивидуальной методике рейтингового агентства. Рейтинговое агентство гарантирует присвоение кредитного рейтинга заказчику в строгом соответствии с методикой. Присвоение и периодичность пересмотра рейтинговой оценки, а также последовательность проведения рейтинговых процедур и порядок взаимодействия между структурами,принимающими участие в рейтинговом процессе, определяется на основании договора агентства с заказчиком.

Для комплексной и объективной оценки агентство запрашивает у города информацию, характеризующую:

 

 

 

  • Финансовую устойчивость эмитента.
  • Экономическую ситуация в городе.
  • Сложившуюся динамику финансово-экономического развития.
  • Авторитетность муниципальной власти.
  • Уровень благоприятности предпринимательского климата.
  • Характер высказываний высших должностных лиц города относительно кредитных обязательств города.
  • Кредитная история города как заемщика (эмитента).

 

Встреча с руководством города предпринимается обычно для разъяснения дополнительных вопросов о качественных характеристиках управления городом и его финансами.

 

 

Собрание и принятие решений рейтинговым комитетом. На основании исследования рейтинговым комитетом, в который помимо самих экспертов агентства обычно приглашаются известные эксперты из других компаний и государственных структур, принимается решение о присвоении рейтинговой оценки по рейтинговой шкале агентства. Рейтинговая шкала "Эксперт РА" является классической национальной шкалой и в укрупненном виде выглядит следующим образом:

 

  • Эмитенты (заемщики) с высоким уровнем надежности (тип A)
  • Эмитенты (заемщики) с удовлетворительным уровнем надежности (тип B)
  • Эмитенты (заемщики) с низким уровнем надежности (тип C)
  • Эмитенты (заемщики) с неудовлетворительным уровнем надежности (тип D)

 

Пересмотр присвоенного рейтинга осуществляется в следующих случаях:

 

 

 

  • в соответствии с оговоренной в соглашении с заказчиком периодичностью;
  • по внеочередной просьбе заказчика;
  • при получении агентством информации о резком изменении способности эмитента отвечать по своим долговым обязательствам.

 

Агентство имеет право на отзыв (аннулирование) присвоенного ранее кредитного рейтинга в случаях:

 

 

 

  • отказа от предоставления заказчиком информации, предоставляемой агентству по договору;
  • вынужденного изменения агентством методики оценки кредитного рейтинга под влиянием резкого изменения социально-экономической и политической ситуации в стране;
  • резкого ухудшения исходных параметров оценки кредитоспособности эмитента.

Процедура присвоения рейтинга занимает обычно 3-4 месяца и заканчивается его презентацией, после чего целесообразно развернуть масштабную PR-кампанию по привлечению кредиторов и инвесторов и подготовке к эмиссии и размещению муниципальных ценных бумаг.



Исследования по теме
Рейтинг 100 крупнейших управляющих компаний ЖКХ Москвы: неизвестные лидеры
11.02.2015
Реформа ЖКХ побуждает пристально взглянуть на субъекты управления в отрасли – собственно управляющие компании. А здесь налицо парадокс: несмотря на декларируемое обилие открытой информации, основные игроки рынка остаются неизвестными. Составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) рейтинг 100 крупнейших управляющих компаний Москвы служит устранению этой очевидной лакуны и закладывает основу независимой системы оценки деятельности УК.
Результаты интерактивного опроса участников XII Регионального инвестиционного конгресса: «Регионы в борьбе за инвестора: лучшие практики»
21.01.2015
Умеренный оптимизм: Почти половина участников опроса Регконгресса считает, что в текущей ситуации появился стимул для развития импортозамещения в широком наборе отраслей.
Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым: рискованный актив
11.04.2014
Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге. Ключевым инвестиционным потенциалом региона является туристический и, в меньшей степени, – инфраструктурный. По потребительскому и производственному потенциалу Крым находится в пятом и шестом десятке регионов России, соответственно. При этом для нового региона характерны повышенные социальные, криминальные и финансовые риски.
Статьи экспертов по теме
Незваный гость
14.03.2017 / Юрий Беликов
3 марта 2017 года была отозвана лицензия ПАО «Татфондбанк» — второго по величине активов банка Республики Татарстан. На начало 2017 года на Татфондбанк приходилось 22% активов локального банковского рынка, 27% привлеченных средств физических лиц и 12% ресурсов корпоративных клиентов в Татарстане.
С чистого листа
05.12.2008 / Григорий Марченко
Впервые зимняя олимпиада будет проводиться на южном морском курорте. Победа может сделать Сочи модным местом отдыха даже для тех, кто раньше предпочитал отдыхать за границей. Помешать грандиозным планам может объективная реальность — протяженность береговой линии, принадлежащей России, — 300 км, на которых уместились не только пляжи, но и авто- и железные дороги. Улучшить ситуацию могло бы строительство тоннелей.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
декабря
2015
Цель проекта: Содействие улучшению инвестиционного климата в регионах России через обмен опытом и координацию действий региональной, федеральной власти и инвесторов
12
декабря
2014
Цель проекта: содействие улучшению инвестиционного климата в регионах России через обмен опытом и координацию действий региональной и федеральной власти, институтов развития, инвесторов.