Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Конфликты с управляющими компаниями заставляют негосударственные пенсионные фонды создавать собственные подразделения риск-менеджмента. Это смогут позволить себе лишь крупнейшие НПФ, поэтому рынок ждет новая волна консолидации.

Убытки, показанные в 2008 г. от размещения пенсионных средств управляющими компаниями (по оценке «Эксперт РА» – до -25% по пенсионным резервам и до -20% по пенсионным накоплениям) привели к серии судебных процессов между НПФ и УК по поводу минимально гарантированной доходности (МГД) и сохранности средств.

При этом в судебные иски вылилась лишь небольшая доля разногласий: большинство участников рынка предпочли договориться. Однако итоги 2008 года повлияют на взаимоотношения между УК и НПФ: поскольку в конечном итоге именно фонды несут обязательства перед вкладчиками и застрахованными лицами, им придется взять часть функций по управлению рисками на себя.

Путь переговоров

Расширение инвестиционной декларации по пенсионным резервам делает переговорные позиции НПФ в вопросе регламентации отношений более прочными: пенсионные средства составляют около трети рынка доверительного управления и служат для УК важным источником дохода. Таким образом, фонды смогут снизить свои риски, связанные с возможными излишне агрессивными действиями УК на рынке, закрепив дополнительные условия в договоре, например, ограничив список эмитентов, в которые могут быть размещены средства. «На наш взгляд, такой инструмент позволяет негосударственному пенсионному фонду повысить качество управления кредитным риском, поскольку в таком случае фонд сможет самостоятельно контролировать размещение средств и отсечь потенциально рискованные бумаги», – делится опытом председатель совета НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» Александр Жирков.

Другой вариант контроля УК со стороны фонда – регулярные встречи с корректировкой представителями НПФ инвестиционной стратегии управляющего. «Мы регулярно проводим заседания Инвестиционного комитета совместно с представителями управляющих компаний, – рассказывает исполнительный директор НПФ «Телеком-Союз» Антон Островский. – Это позволяет в оперативном режиме производить мониторинг, анализ и контроль рисков, возникающих в процессе размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также повысить устойчивость фонда».

Описанные варианты контроля действий УК будут малоэффективны без создания качественной системы риск-менеджмента внутри самих фондов. Однако создание качественной системы управления рисками, способной оперативно отслеживать и реагировать на изменения в экономике, возможно лишь в рамках крупных фондов. Пенсионный фонд с небольшим бизнесом и низким объемом имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) просто не сможет себе позволить обеспечить функционирование такой системы. Перспективы небольших НПФ усугубляются и необходимостью компенсировать убытки от размещения пенсионных средств, полученные в 2008 г.

Игра на выбывание

По данным «Эксперт РА» на 01.10.09 большинство НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако при этом наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года составила лишь 5,5% по пенсионным резервам и 4,19% по пенсионным накоплениям). Необходимость компенсировать этот разрыв не позволит фондам в полной мере отвлекать прибыль текущего года на свои нужды. Это ограничит возможности НПФ по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

На фоне сокращения корпоративных пенсионных программ (по оценке «Эксперт РА» пенсионные взносы снизились в среднем по рынку на 30%) небольшие фонды не смогут закрыть убытки и одновременно организовать системы риск-менеджмента, а потому будут вынуждены уйти с рынка. В лучшем случае - слившись с более крупными игроками, а в худшем – с пропущенной «дырой» между обязательствами и активами и отозванной лицензией. «Текущие ограничения, накладываемые на минимальный уровень ИОУД, являются слишком мягкими, - утверждает исполнительный директор Национального НПФ Светлана Касина. - В условиях отсутствия инвестиционного дохода, фондам необходимо не менее 300-500 млн. рублей для обеспечения беспроблемного функционирования». Схожей позиции придерживается и Александр Жирков из НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»: «По нашим оценкам, самостоятельное развитие негосударственного пенсионного фонда – именно самостоятельное развитие, которое происходит не за счет средств учредителей – возможно при наличии суммы пенсионных накоплений и пенсионных резервов от 1 млрд. долларов. Такой размер бизнеса позволяет, не рискуя средствами участников и застрахованных лиц, развивать и поддерживать региональную инфраструктуру, повышать качество обслуживания клиентов».

В течение 2010-2011 гг. под давлением изменившихся правил игры с рынка может уйти 25% - 35% участников, но при этом консолидация рынка вокруг крупных фондов станет шагом к повышению качества управления рисками, а потому – важным шагом на пути к повышению надежности системы и защиты интересов будущих пенсионеров.

Доходные консерваторы

На волне борьбы с рисками растет консервативность инвестиционных портфелей НПФ. Если в структуре пенсионных резервов принципиальных изменений в 2009 г. не произошло, то структура пенсионных накоплений претерпела значительные изменения именно в текущем году за счет роста доли инструментов с фиксированным доходом и относительно небольшой рискованностью – таких, как денежных средств на счетах в банках и субфедеральных облигаций (см. врез).

На протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ, скорее всего останется столь же консервативной, как и сейчас. В то же время, состав инструментов, используемых фондами, скорее всего, пополнится инфраструктурными облигациями. С одной стороны запуск подобных бумаг в обращение продвигается крупнейшими игроками рынка и эмитентами, с другой стороны – длинные и надежные бумаги остро требуются фондам. «Проведенные исследования показывают, что доходность инфраструктурных проектов выше доходности по акциям. Так, вложения в американскую инфраструктуру позволили получить среднегодовую доходность инвестирования порядка 12.8% годовых по сравнению с 9.2% годовых по инвестициям в фондовый рынок США на периоде с 1997 по 2007 годы, – рассказывает Юрий Сизов, заместитель генерального директора УК «Лидер» по стратегическим вопросам. – При этом вложения в инфраструктурные проекты менее волатильны, так как во времена кризиса спрос на услуги инфраструктуры в большинстве случаев снижается значительно меньше, чем в других сферах».

Врез.

В 2009 г значительно возросла консервативность структуры пенсионных накоплений. Так, если на конец 2008 г. по данным «Эксперт РА» на депозиты в коммерческих банках и деньги на расчетных счетах приходилось не более 9% пенсионных накоплений, то уже на 01.10.09 доля таких инструментов превысила 16%. Другой тенденцией, наметившейся на рынке пенсионных накоплений, является рост доли субфедеральных облигаций, что обусловлено их сравнительно высокой доходностью при фактических низких рисках на фоне широкой финансовой поддержки федеральными властями регионов.

Источник: «Эксперт РА»

Таблица 1. Крупнейшие НПФ по объему пенсионных резервов на 01.10.09, млн. руб.

Открыть таблицу в новом окне
Название НПФ Объем пенсионных резервов
1 ГАЗФОНД 244058
2 Благосостояние 96095
3 Ханты-мансийский НПФ 23029
4 НПФ Электроэнергетики 18798
5 НПФ Транснефть 17 073*
6 ЛУКойл-Гарант 11503
7 Телеком-Союз 11068
8 НЕФТЕГАРАНТ 9619
9 Норильский никель 7997
10 СтальФонд 6 125*
11 Национальный НПФ 5955
12 Алмазная осень 5 823
13 РЕГИОНФОНД 3 557
14 Профессиональный 3 286*
15 НПФ Сургутнефтегаз 2 786*
Источник: «Эксперт РА»
* - по данным ФСФР на 01.07.09

Таблица 2. Крупнейшие НПФ по объему пенсионных накоплений на 01.10.09, млн. руб

Открыть таблицу в новом окне
Название НПФ Объем пенсионных накоплений
1 "Благосостояние" 15 388
2 "ЛУКойл-Гарант" 10826
3 Норильский никель 4992
4 "ГАЗФОНД" 4786
5 НПФ Электроэнергетики 3821
6 Большой ПФ 3608
7 "Социум" 3346
8 Ханты-мансийский НПФ 2116
9 НПФ Русь 2019
10 НПФ Сберегательного банка 1952
11 "Национальный НПФ" 1326
12 "СтальФонд" 1 304*
13 Социальное развитие 1233
14 Промрегионсвязь 1 175*
15 НПФ Райффайзен 1091
Источник: «Эксперт РА»
* - по данным ФСФР на 01.07.09

Рейтинг-лист

Действующие рейтинги надежности НПФ на 30.11.09

Открыть таблицу в новом окне

Расшифровка рейтинговых классов

  • Класс A++: Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности.
  • Класс A+: Очень высокий уровень надежности.
  • Класс А: Высокий уровень надежности.

Рыбалкин Роман



Исследования по теме
Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
24.05.2017
К концу 2016 года объем рынка НПФ достиг 3,2 трлн рублей, а за счет переходной кампании в начале 2017-го приблизился к 3,5 трлн рублей. Закат эпохи обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждают фонды ставить рекорды продаж ОПС: ПФР получил 12 млн заявлений о выборе фонда по итогам 2016 года. При этом пересмотр планов развития НПФ для работы с ИПК затруднен нерешенным вопросом правовой корректности «автоподписки» людей на участие в системе, невысокими шансами на государственное софинансирование, а также ограниченными возможностями для маркетинга фондов.
Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
26.05.2015
С начала 2014 года наблюдается значительное улучшение качества риск-менеджмента и инвестиционного портфеля НПФ. На фоне успешного запуска системы гарантирования пенсионных накоплений это свидетельствует о повышении надежности системы НПФ. К концу апреля 2015 года более 83% от всего объема накоплений и застрахованных лиц находились в системе гарантирования. Теперь регуляторам НПФ и фондам предстоит разработать меры по повышению эффективности системы. Из-за ужесточения требований к инвестиционной политике фондов на фоне высокой инфляции и проблем в экономике НПФ становится труднее обеспечивать доходность выше инфляции. На среднесрочном горизонте 2009–2014 годов накопленная доходность фондов опережает инфляцию лишь на 2 п. п. Смягчение рейтинговых требований к облигациям и субординированным депозитам, которые могут составлять пенсионные накопления, поможет повысить эффективность системы НПФ.
Прогноз развития рынка НПФ на 2015 год: Рынок готовится к росту
14.01.2015
«Разморозка» пенсионных накоплений за 2013 год обеспечит рынку НПФ рост более чем на 0,5 трлн рублей в 2015 году. Но приток накоплений может сопровождаться дальнейшим усилением регулирования рынка за счет требований к УК, управляющим накоплениями НПФ. Ближайшим вызовом для участников рынка станет резко ухудшившаяся после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% ситуация на долговом рынке. В 2015 года фондам и УК предстоит пересмотреть свою инвестиционную политику в отношении порядка 450 млрд рублей пенсионных накоплений, инвестированных в корпоративные облигации, чтобы обогнать инфляцию.
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.