Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

Обзор рынка НПФ по итогам 2009 г.

Резюме

Из кризиса вышли, но проблемы не решили.
Отрасль негосударственных пенсионных фондов может рапортовать об успешном прохождении кризиса. За 2009 года объем собственного имущества фондов вырос на 28 % и превысил 700 млрд. рублей (в т.ч. ИОУД – 89 млрд.), в течение года 1,8 млн. застрахованных по ОПС лиц сделали свой выбор в пользу НПФ. На рынке доверительного управления НПФ заняли центральную нишу – теперь на них приходится до 40% бизнеса УК. При этом на рынке не произошло ни одного крупного банкротства, а государство не потратило на  поддержку системы ни рубля.

В то же время, из-за быстрого восстановления на рынке по-прежнему остался ряд «мин замедленного действия» – проблем, обнажившихся во время кризиса, но до сих пор не нашедших решения. Перед фондами остро стоят вопросы изменения правил учета в части отражения убытков, мошенничества агентов, повышения доверия населения к системе, создания компенсационных механизмов, утверждения единой концепции развития рынка. Решение этих вопросов станет приоритетной задачей для отрасли в 2010-2011 гг.

Падение доходности инвестиций заставит фонды рисковать.
За полтора года (с 01.07.2008 по 01.01.2010) структура портфелей НПФ стала существенно более консервативной. Так, доля акций в пенсионных резервах снизилась с  35,45%  до 11,45 %, доля денежных средств и депозитов увеличилась с 12,5% о 29,2% При этом крупнейшим фондам удалось компенсировать большую часть убытков, которые они получили в 2008 г. Однако на фоне падения доходностей депозитов и надежных облигаций задача сохранности средств и превышение традиционного бенчмарка - уровня инфляции - становится все более сложной. А значит - фонды будут вынуждены больше рисковать.

Риск-менеджмент в НПФ – уже не миф, еще не идеал.
Подразделения, отвечающие за управление рисками, уже созданы почти в половине крупных фондов, при этом свыше 70% НПФ совместно с УК обсуждают инвестиционную стратегию в рамках комитетов. Дальнейшее развитие риск-менеджмента необходимо для того, чтобы при неизбежном снижении консервативности вложений вновь не обжечься на дефолтах и «трудных» УК. Наметившиеся на рынке тенденции к сотрудничеству с «карманными» управляющими компаниями также диктуют фондам необходимость повышать собственные компетенции в риск-менеджменте.

Дефолты – уже не системная проблема.
Потери некоторых фондов от вложений в бумаги дефолтных эмитентов превысили 7% средних активов в 2009 г., однако средний уровень потерь сравнительно невысок: чуть более 2% при общем объеме вложений в 3%. Однако фонды и УК склонны видеть рынок в темных тонах и говорить о среднем уровне потерь в 5-8% активов.

Социальная активность государства ценой экстремальной нагрузки на бюджет делает негосударственные пенсии неконкурентными.
Ближайшие три года размер средней негосударственной пенсии будет примерно в пять раз меньше средней трудовой пенсии. При этом только за счет государственной пенсии в соответствии с прогнозами Минздравсоцразвития коэффициент замещения средней зарплаты достигнет уже 45-50%. Снижение заметности фактического вклада НПФ в среднюю пенсию усложняет работу фондов по продвижению идеи накопительного элемента. Однако пенсионные успехи государства «стоят» порядка 10% ВВП.

Методология исследования

Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов по итогам 2009 года подготовлен рейтинговым агентством «Эксперт РА» на основе анкетирования негосударственных пенсионных фондов и крупнейших управляющих компаний, а также на основе информации, полученной в ходе присвоения рейтингов надежности ряду НПФ. Совокупный объем собственных средств фондов, информация которых была использована в исследовании, составил на конец 2009 года более 600 млрд. рублей или порядка 82% рынка.

Обзор подготовили:
Роман Рыбалкин,
Эксперт направления инвестиционных рейтингов

Павел Митрофанов,
Руководитель направления инвестиционных рейтингов

Павел Самиев,
Заместитель генерального директора



  Итоги 2009 года на рынке НПФ: успехи маскируют проблемы.
Исследования по теме
Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
24.05.2017
К концу 2016 года объем рынка НПФ достиг 3,2 трлн рублей, а за счет переходной кампании в начале 2017-го приблизился к 3,5 трлн рублей. Закат эпохи обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждают фонды ставить рекорды продаж ОПС: ПФР получил 12 млн заявлений о выборе фонда по итогам 2016 года. При этом пересмотр планов развития НПФ для работы с ИПК затруднен нерешенным вопросом правовой корректности «автоподписки» людей на участие в системе, невысокими шансами на государственное софинансирование, а также ограниченными возможностями для маркетинга фондов.
Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
26.05.2015
С начала 2014 года наблюдается значительное улучшение качества риск-менеджмента и инвестиционного портфеля НПФ. На фоне успешного запуска системы гарантирования пенсионных накоплений это свидетельствует о повышении надежности системы НПФ. К концу апреля 2015 года более 83% от всего объема накоплений и застрахованных лиц находились в системе гарантирования. Теперь регуляторам НПФ и фондам предстоит разработать меры по повышению эффективности системы. Из-за ужесточения требований к инвестиционной политике фондов на фоне высокой инфляции и проблем в экономике НПФ становится труднее обеспечивать доходность выше инфляции. На среднесрочном горизонте 2009–2014 годов накопленная доходность фондов опережает инфляцию лишь на 2 п. п. Смягчение рейтинговых требований к облигациям и субординированным депозитам, которые могут составлять пенсионные накопления, поможет повысить эффективность системы НПФ.
Прогноз развития рынка НПФ на 2015 год: Рынок готовится к росту
14.01.2015
«Разморозка» пенсионных накоплений за 2013 год обеспечит рынку НПФ рост более чем на 0,5 трлн рублей в 2015 году. Но приток накоплений может сопровождаться дальнейшим усилением регулирования рынка за счет требований к УК, управляющим накоплениями НПФ. Ближайшим вызовом для участников рынка станет резко ухудшившаяся после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% ситуация на долговом рынке. В 2015 года фондам и УК предстоит пересмотреть свою инвестиционную политику в отношении порядка 450 млрд рублей пенсионных накоплений, инвестированных в корпоративные облигации, чтобы обогнать инфляцию.
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.