Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
(495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
(495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

Резюме

Большинство участников рынка, опрошенных в рамках круглого стола «Будущее пенсионного рынка», придерживается умеренно консервативных взглядов относительно перспектив развития отрасли в ближайшие годы. Почти 90% опрошенных прогнозируют, что прирост рынка НПФ по итогам 2018-го будет в пределах 10% и не превысит прошлогодних результатов. По мнению большей части респондентов (57%), регулятивные риски останутся ключевыми для рынка в 2018–2019 годах. При этом влияние стратегических рисков в условиях неопределенности растет и оценивается выше операционных, кредитных и репутационных. Усиление концентрации и огосударствление отрасли могут привести к тотальной консолидации рынка в руках четырех – шести фондов в ближайшей перспективе: так полагают 59% респондентов. Участники опроса неоднозначно оценили возможное влияние ИПК на пенсионный рынок: лишь 27% респондентов ожидают существенного позитивного эффекта от реформы.

Прироста рынка НПФ в пределах 10% ожидают 88% участников опроса. Более половины респондентов (56%) полагают, что прирост совокупного объема активов НПФ по итогам 2018 года не превысит 5%. 32% опрошенных считают, что объем активов увеличится на 5–10%. Более оптимистичных взглядов придерживаются лишь 8% респондентов, по мнению которых, рынок вырастет на 10–15%. При этом никто из участников опроса не ожидает роста свыше 15%. 4% респондентов прогнозируют, что в 2018 году возможен сценарий падения рынка НПФ.

На фоне усиления концентрации и огосударствления отрасли представители рынка НПФ не исключают возможности его тотальной консолидации в рамках четырех – шести крупных фондов. 59% респондентов оценили вероятность реализации такого сценария в перспективе двух – трех лет как высокую и очень высокую. 41% участников опроса полагает, что сценарий тотальной консолидации в ближайшие годы маловероятен. При этом никто из опрошенных не высказался за невозможность развития подобного сценария.

В 2018–2019 годах НПФ в наибольшей степени будут подвержены регулятивным рискам. Так считает большая часть участников рынка (57%). Стратегический риск в качестве наиболее значимого для отрасли рассматривают 17% респондентов. Оставшиеся 27% голосов поровну распределились между операционным, кредитным и репутационным рисками (по 9% соответственно).

У игроков не сформировалось однозначного мнения относительно перспектив ИПК и его влияния на рынок НПФ. Оптимистичные ожидания от внедрения ИПК разделяют 27% опрошенных: по их мнению, ИПК сможет оказать существенное позитивное влияние на рынок НПФ. Столько же респондентов прогнозируют незначительный позитивный эффект от реформы. В то же время 37% голосующих настроены пессимистично относительно влияния ИПК на отрасль: 32% опрошенных полагают, что от ИПК стоит ждать негативного эффекта, а 5% заявили, что ИПК и вовсе не будет внедрен.

Большинство респондентов придерживаются мнения, что принятие нового законопроекта о переходах станет причиной снижения активности граждан по переводу пенсионных накоплений. 28% респондентов ожидают значительного сокращения объема переводов пенсионных накоплений гражданами из фонда в фонд. Столько же участников опроса считают, что объем переводов снизится, но не существенно. 32% опрошенных заявили, что новые правила переходов не отразятся на объемах переводов пенсионных накоплений. Лишь 12% участников опроса ожидают роста активности граждан по переводу средств из фонда в фонд.

Методология

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) провело опрос участников пенсионного рынка в рамках ежегодного круглого стола «Будущее пенсионного рынка», состоявшегося в Москве 30 мая 2018-го.

Опрос был проведен в интерактивном формате. В его рамках респондентам было предложено ответить на пять вопросов, касающихся текущей ситуации, тенденций и перспектив развития пенсионного рынка.

RAEX (Эксперт РА) выражает признательность всем участникам опроса.



Исследования по теме
Будущее пенсионного рынка: найти выход из тупика
30.05.2018
Пенсионная отрасль оказалась в тупике, выбраться из которого ей поможет лишь поступление на рынок новых больших денег. 2017 год должен был стать периодом создания фундамента новой пенсионной системы, но вместо этого он прошел под знаком огосударствления отрасли и решения накопившихся проблем, связанных с качеством активов. Рынок НПФ нуждается в масштабной перезагрузке, которая должна обеспечить постоянный приток «длинных» пенсионных средств в фонды. В противном случае его ждут стагнация и тотальная консолидация.
Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
24.05.2017
К концу 2016 года объем рынка НПФ достиг 3,2 трлн рублей, а за счет переходной кампании в начале 2017-го приблизился к 3,5 трлн рублей. Закат эпохи обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждают фонды ставить рекорды продаж ОПС: ПФР получил 12 млн заявлений о выборе фонда по итогам 2016 года. При этом пересмотр планов развития НПФ для работы с ИПК затруднен нерешенным вопросом правовой корректности «автоподписки» людей на участие в системе, невысокими шансами на государственное софинансирование, а также ограниченными возможностями для маркетинга фондов.
Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
26.05.2015
С начала 2014 года наблюдается значительное улучшение качества риск-менеджмента и инвестиционного портфеля НПФ. На фоне успешного запуска системы гарантирования пенсионных накоплений это свидетельствует о повышении надежности системы НПФ. К концу апреля 2015 года более 83% от всего объема накоплений и застрахованных лиц находились в системе гарантирования. Теперь регуляторам НПФ и фондам предстоит разработать меры по повышению эффективности системы. Из-за ужесточения требований к инвестиционной политике фондов на фоне высокой инфляции и проблем в экономике НПФ становится труднее обеспечивать доходность выше инфляции. На среднесрочном горизонте 2009–2014 годов накопленная доходность фондов опережает инфляцию лишь на 2 п. п. Смягчение рейтинговых требований к облигациям и субординированным депозитам, которые могут составлять пенсионные накопления, поможет повысить эффективность системы НПФ.
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Непростые пенсионные гарантии
25.09.2013 / Павел Митрофанов
Система гарантий пенсионных накоплений – ключевое условие развития рынка пенсионных фондов. Ее создание снизит риски клиентов, но одновременно уменьшит привлекательность НПФ для инвесторов и в разы сократит число действующих НПФ.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.