Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

Содержание

 

 Скачать полный текст исследования

  Перейти к итогам проекта

Резюме

Быстрый рост социальной значимости системы НПФ диктует необходимость скорейшего выделения «профильного» регулятора рынка и упорядочения законодательства. Восстановившись после кризиса в 2009 года, рынок уверенно продолжил наращивать клиентскую базу (по ОПС она достигла к концу 2010 года 11 млн человек) и объем активов (800 млрд рублей на конец 2010 года, по оценке «Эксперта РА»). Основные тренды прошедшего года – повышение неустойчивости клиентской базы и снижение консервативности инвестиционных портфелей – сохранятся и в 2011 году.

Накопительному элементу быть. Доклад Минздравсоцразвития, опубликованный осенью 2010 года, предусматривал в качестве возможных вариантов развития системы как отмену обязательного накопительного элемента пенсии, так и его комплексную трансформацию вместе с реформированием НПФ. Консолидированная позиция участников пенсионного рынка предполагает сохранение обязательности накопительного элемента при значительном изменении принципов регулирования НПФ.

НПФ нужен один «профильный» регулятор. Регулированием деятельности НПФ сейчас одновременно занимаются Минздравсоцразвития (собственно, пенсионное обеспечение и стратегия), ФСФР (лицензирование и оперативный контроль), МЭРТ (стратегические вопросы), Минфин (инвестирование пенсионных накоплений). Фонды также должны отчитываться перед Минюстом, ФНС и Банком России. Длительные согласования позиций ведомств вопросов регулирования НПФ тормозят развитие отрасли. Выделение «профильного» регулятора для НПФ может помочь развитию всей отрасли пенсионного обеспечения.

Рынку необходим закон о выплатах. Приближение сроков выполнения обязательств по выплате диктует необходимость скорейшего принятия закона, формализующего порядок выплаты накопительной части пенсии. В противном случае отрасль может столкнуться с потоком судебных исков и обострением недоверия со стороны населения.

Система страхования пенсионных накоплений не должна противоречить интересам будущих пенсионеров. Снижение ставок на рынке заставляет фонды чаще рисковать при инвестировании, а объем собственного капитала большинства фондов не позволяет покрывать заметные убытки. В преддверии начала выплат рынку требуется определить конфигурацию и принципы работы компенсационного механизма для четкого исполнения обязательств перед пенсионерами, не создающего для рынка проблему «ухудшающего отбора».

Назрело изменение порядка финансирования НПФ. Снижение доходности и вызовы, с которыми сталкиваются НПФ при инвестировании пенсионных средств, повышают актуальность вопроса об изменении порядка отчислений на обеспечение уставной деятельности и введении возможности удержания фиксированного объема пенсионных накоплений для обеспечения деятельности. Однако даже такие меры не смогут замедлить консолидацию рынка.



  Методология исследования
Исследования по теме
Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
24.05.2017
К концу 2016 года объем рынка НПФ достиг 3,2 трлн рублей, а за счет переходной кампании в начале 2017-го приблизился к 3,5 трлн рублей. Закат эпохи обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждают фонды ставить рекорды продаж ОПС: ПФР получил 12 млн заявлений о выборе фонда по итогам 2016 года. При этом пересмотр планов развития НПФ для работы с ИПК затруднен нерешенным вопросом правовой корректности «автоподписки» людей на участие в системе, невысокими шансами на государственное софинансирование, а также ограниченными возможностями для маркетинга фондов.
Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
26.05.2015
С начала 2014 года наблюдается значительное улучшение качества риск-менеджмента и инвестиционного портфеля НПФ. На фоне успешного запуска системы гарантирования пенсионных накоплений это свидетельствует о повышении надежности системы НПФ. К концу апреля 2015 года более 83% от всего объема накоплений и застрахованных лиц находились в системе гарантирования. Теперь регуляторам НПФ и фондам предстоит разработать меры по повышению эффективности системы. Из-за ужесточения требований к инвестиционной политике фондов на фоне высокой инфляции и проблем в экономике НПФ становится труднее обеспечивать доходность выше инфляции. На среднесрочном горизонте 2009–2014 годов накопленная доходность фондов опережает инфляцию лишь на 2 п. п. Смягчение рейтинговых требований к облигациям и субординированным депозитам, которые могут составлять пенсионные накопления, поможет повысить эффективность системы НПФ.
Прогноз развития рынка НПФ на 2015 год: Рынок готовится к росту
14.01.2015
«Разморозка» пенсионных накоплений за 2013 год обеспечит рынку НПФ рост более чем на 0,5 трлн рублей в 2015 году. Но приток накоплений может сопровождаться дальнейшим усилением регулирования рынка за счет требований к УК, управляющим накоплениями НПФ. Ближайшим вызовом для участников рынка станет резко ухудшившаяся после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% ситуация на долговом рынке. В 2015 года фондам и УК предстоит пересмотреть свою инвестиционную политику в отношении порядка 450 млрд рублей пенсионных накоплений, инвестированных в корпоративные облигации, чтобы обогнать инфляцию.
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.