Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Управление средним бизнесом: лучшие практики

 


КАРТА ПРОЕКТА
Управление средним бизнесом: лучшие практики

Содержание

  Скачать текст исследования

  Перейти к итогам проекта

 

 

 

 

Резюме

Быстроразвивающиеся компании среднего масштаба – «газели» – уверенно преодолевают последствия кризиса. Многим из них экономический спад помог отыскать катализаторы повышения эффективности бизнеса: в кризис как никогда отчетливо обозначились проблемные точки, создававшие помеху динамичному развитию. Решение многих задач сопровождалось непопулярными мерами – «закручиванием гаек» в сфере трудовой дисциплины, увольнением сотрудников, перекройкой бизнес-процессов ради их совершенствования. При этом никто из «газелей» не признался в том, что пришлось пересматривать все на корню – это было бы все равно что подписаться под беспомощностью ранее разработанной стратегии. Другое дело – точечные изменения, оптимизация некоторых важных процессов, улучшения, до которых раньше по каким-то причинам не доходили руки. Какие из них выступили в качестве спасательного круга?

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело углубленные интервью с руководством двух десятков компаний среднего бизнеса, чтобы получить информацию от первых лиц, определяющих тактику и стратегию компаний. Акцент делался на обсуждении конкретных управленческих практик, на анализе конкретных проблем и инструментов, на разборе примеров успехов и неудач в решении практических задач в двух сферах: информационные технологии для среднего бизнеса и управление персоналом.

Говоря о реалиях, логично начать с темы управления персоналом: именно кадровые решения стали первой реакцией средних компаний на кризис. Но спешное «латание дыр» – выбивание долгов из дебиторов, краткосрочные займы на пополнение оборотных средств и стремительное сокращение списка сотрудников – не стало нормой, и меры «пожарного режима» оказались не столь длительными, как полагали скептики. Тем не менее период конца 2008 – середины 2009 года прошел под знаком снижения издержек. Самым уязвимым и неэффективным звеном бизнеса признавался собственный персонал. Однако с весны 2010 года тренд изменился в пользу мер, направленных на повышение эффективности – в первую очередь, эффективности труда работников.

Спрос на консалтинг начал восстанавливаться с 4 квартала 2009 года. До этого момента даже столь популярная услуга, как помощь при сокращении персонала, к которой охотно прибегал крупный бизнес, не была широко востребована компаниями среднего размера.

В целом кризис стал для компаний среднего бизнеса моментом истины. Оказавшись в условиях спада активности на рынке, снижения объемов заказов на товары и услуги, компании были вынуждены подумать о собственной эффективности, получили время и возможность перестроить некоторые бизнес-процессы. Многие из опрошенных в ходе исследования компаний в ходе кризиса предложили сотрудникам потуже затянуть пояса: увеличили требования к системе отчетов о проделанной работе, ввели более жесткий контроль за опозданиями сотрудников, в том числе с помощью средств автоматизации, уменьшили объемы бонусов или отменили их, нагрузили специалистов большим объемом работ.

С ослаблением кризиса вновь обрела актуальность мотивация персонала. Если в ходе экономического спада лучшим стимулом было сохранение прежнего уровня зарплаты – люди просто держались за своих работодателей, то теперь эти меры перестали действовать. По вопросу о целесообразности выплаты бонусов, правда, опрошенные руководители компаний не находят общего языка.

Аутсорсинг услуг средний бизнес использует намного реже, чем это принято в крупном бизнесе. Это правило одинаково применимо и к сфере управления персоналом, и к автоматизации бизнеса с помощью ИТ.

Автоматизация «средних» компаний обычно «лоскутная», без явной доминирующей системы, каковой в крупных компаниях можно считать ERP. Исключение составляют компании, которые вот-вот из среднего сегмента перейдут на более высокий уровень. В большинстве же случаев ИТ-системы внедряются не из-за желания снизить издержки и повысить эффективность – чаще автоматизация происходит в силу появления новых задач, не решаемых с помощью ИТ.

Непрозрачность рынка ИТ-услуг создает объективные трудности при выборе средств автоматизации. Отсутствие банка лучших практик проектов мешает бизнесу выбрать ИТ-систему, и это особенно сказывается на «газелях», чей штат ограничен для проведения тщательного самостоятельного исследования плюсов и минусов систем. «Газели» обращались к консультантам и системным интеграторам – в этих компаниях средний бизнес ищет, но не всегда находит компетенции, которыми сама компания не обладает. Довольно часто сотрудничество с провайдерами ИТ-услуг больше напоминает покупку рабочей силы и перекупку чужого софта. «Газели», недовольные таким положением дел, наносят ответный удар – из бегают общения с интеграторами и самостоятельно разрабатывают системы. Впрочем, ситуация может измениться, если произойдет консолидация интеграторов: консультантам и ИТ-компаниям необходимо сформировать обширную базу знаний, а для этого нужно располагать большим количеством успешных внедрений, что под силу только очень крупным игрокам.



  Информационные технологии для среднего бизнеса
Исследования по теме
Региональные гарантийные организации в первом полугодии 2014 года: качество в ущерб росту
10.12.2014
За 1пг2014 под поручительства гарантийных организаций было выдано кредитов МСБ на сумму 22 млрд рублей, что на четверть меньше результатов 1пг2013. Спрос на их услуги сокращается вслед за ухудшением динамики кредитования МСБ. Консервативнее стали и сами гарантийные организации, как при инвестировании гарантийного капитала, так и при выдаче новых поручительств. Это позитивно влияет на надежность гарантийных фондов, но ограничивает поддержку малых и средних предприятий.
Кредитование малого и среднего бизнеса в России: «Ставка на качество»
14.10.2014
Объем кредитного портфеля МСБ в 1ПГ2014 вырос на 4% против 8% за 1ПГ2013 и достиг 5,4 трлн руб. Как ранее прогнозировал «Эксперт РА», темпы прироста портфеля МСБ впервые за последние 3 года оказались ниже темпов кредитования крупного бизнеса (9% за 1ПГ2014). На динамике кредитования МСБ отразилось ужесточение кредитных политик банков на фоне роста просроченной задолженности. Дополнительное давление на рынок оказал рост ставок по кредитам в среднем на 1,5-2 п.п., связанный с удорожанием фондирования для самих банков. В результате даже при оптимистичном сценарии по итогам 2014 года портфель кредитов МСБ прибавит не более 10%, а основной акцент банкиры сделают на низкорискованные продукты с «твердым» залогом и некредитные сервисы для МСБ.
Итоги интерактивного опроса на конференции «Лидеры среднего бизнеса» 21 марта 2013 года
06.05.2013
По мнению участников опроса, средний бизнес сегодня находится на периферии внимания государства: меры, призванные облегчить функционирование и развитие этой страты экономики, предпринимаемые власти, не приводят к ощутимым результатам, доступ к участию в обеспечении госзакупок (включая закупки компаний с госучастием и бюджетов всех уровней) затруднен, а снижение административного давления на компании среднего уровня остается декларативным намерением. При этом значительная часть опрошенных не оставляет надежды на изменение экономической политики, предпочитая при этом – например, в вопросе подготовки квалифицированных кадров – не ждать милостей от кого бы то ни было, а опираться на собственные силы.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
13
апреля
2016
Цель проекта: выявить качественного заемщика на фоне расширения спроса на кредитные услуги
22
апреля
2015
Цель проекта: Определение оптимальных стратегий работы банков в условиях замедления рынка и растущих рисков