Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Реформа рынка лизинга: возможности и риски

 


КАРТА ПРОЕКТА
Реформа рынка лизинга: возможности и риски

Резюме

Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.

Большинство руководителей лизинговых компаний считает, что ключевой задачей рынка лизинга должна стать защита прав лизингодателей. 28% участников опроса полагают, что реформа, прежде всего, должна преследовать цель повышения конкурентоспособности лизинга в сравнении с банковским кредитом. Кроме того, каждый четвертый респондент отмечает проблемы, связанные с привлечением фондирования: по их мнению, приоритетом реформирования рынка должно стать расширение доступа к банковскому кредитованию и иным источникам финансирования.

Лизинговые компании с государственным участием необходимо регулировать наиболее строго, считают 48% респондентов. Большинство участников опроса отметило, что существенная опасность для стабильности рынка сопряжена с деятельностью крупных лизингодателей, прежде всего, государственных лизинговых компаний и лизингодателей при госбанках. Другая значимая часть респондентов (24%) обращает внимание на то, что проводимая реформа не предполагает регулирования деятельности иностранных лизинговых компаний (это грозит ростом конкуренции с их стороны), и считает, что наиболее строгое регулирование должно быть применено к таким лизингодателям.

Наибольший позитивный эффект от реформы получат госучреждения и крупный бизнес. В ходе опроса около 30% представителей лизингового сообщества затруднились оценить влияние реформы на отдельные сегменты рынка и предпочли воздержаться от голосования по данному вопросу. Из отдавших свой голос подавляющее число респондентов убеждено, что в наиболее выигрышном положении окажутся госучреждения и крупный бизнес.

Методология

RAEX (Эксперт РА) провело в интерактивном формате опрос участников лизингового рынка в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски», состоявшегося в Москве 20 апреля 2017 года. В опросе приняли участие руководители и финансовые директора крупнейших лизинговых компаний, на которые приходится около 45% рынка. Среди респондентов опроса руководители следующих компаний: «ВЭБ-лизинг», «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «Европлан», «ГТЛК», «Газпромбанк Лизинг», «МКБ-лизинг», «Элемент Лизинг». Респондентам было предложено ответить на пять вопросов, касающихся опасений и ожиданий, связанных с реформой российского лизингового рынка.

Вопрос 1. Что вызывает наибольшие опасения у вашей компании в связи с реформой отрасли?

Большинство респондентов (46%) в качестве основной сложности для своих компаний отметило переход на новый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий высказывает тревогу, связанную с потенциальным введением пруденциальных нормативов. Ограничение совмещения лизинга с иными видами деятельности вызывает наибольшие опасения у 17% опрошенных топ-менеджеров. За варианты «создание СРО и реестра лизинговых компаний» и «введение требований к капиталу» не было отдано ни одного голоса.

Вопрос 2. Какие задачи должна в первую очередь решить реформа лизинговой отрасли?

Отвечая на вопрос о том, какие цели должна преследовать реформа лизингового рынка, 40% респондентов проголосовали за повышение прав лизингодателей. Второй, по мнению профессионального сообщества (28%), является задача повышения конкурентоспособности лизинга относительно кредита. Текущие проблемы с фондированием и необходимость их решения во время реформы за счет увеличения объемов кредитования и расширения доступа к иным источникам финансирования отмечают 24% участников опроса.

Вопрос 3. Деятельность каких лизинговых компаний необходимо регулировать наиболее строго?

По мнению 48% участников опроса, наибольшая угроза для стабильности рынка сопряжена с деятельностью государственных лизинговых компаний и лизингодателей при госбанках. В этой связи они предлагают тщательнее регулировать деятельность таких компаний. Наиболее строгое регулирование должно быть применено к иностранным лизингодателям, считают 24% респондентов. За усиленное регулирование банковских лизинговых компаний и небольших региональных компаний было отдано по 4% голосов. Каждый пятый участник опроса выбрал иной вариант ответа.

Вопрос 4. Сколько СРО необходимо лизинговому рынку?

Мнения участников рынка относительно необходимого рынку лизинга количества саморегулируемых организаций разделились, но все же большинство (34% респондентов) считает, что рынку достаточно трех саморегулируемых организаций. Вариант ответа, предполагающий одну СРО на рынке, поддержали 23% опрошенных топ-менеджеров, 19% полагают, что хватит двух саморегулируемых организаций. Целесообразность создания СРО оспаривают 12% профессионального сообщества. Также 12% участников опроса уверены в необходимости большей диверсификации саморегулируемых компаний на рынке лизинга, они проголосовали за вариант ответа «более трех СРО».

Вопрос 5. Какому сегменту рынка реформа принесет наибольший позитивный эффект?

Наибольший позитивный эффект от реформы получат госучреждения и крупный бизнес, такого мнения придерживаются 44 и 28% участников опроса соответственно. Напротив, меньше всего позитивное влияние реформы будет заметно субъектам среднего бизнеса, лишь 6% респондентов уверены в обратном. 11% руководителей лизинговых компаний считают, что в наиболее выигрышном положении окажутся представители малого бизнеса и ИП, еще 11% убеждены, что физические лица получат максимальный эффект от реформирования лизингового рынка. Стоит отметить, что 30% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос и предпочли воздержаться от голосования.



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление
05.04.2017
Объем лизингового бизнеса за 2016 год вырос на 36% и составил 742 млрд рублей, достигнув уровня 2011 года. Столь существенный прирост рынок показал в том числе за счет крупных сделок в IV квартале, на который пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год. Однако, помимо крупных сделок, важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого в автопродажах достигла 10%. В 2017 году рынок лизинга, согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), продолжит расти и превысит рекордные 800 млрд рублей, а с 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка