Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Резюме

Большинство представителей рынка ожидают роста нового бизнеса своих компаний в 2017 году. Итоги опроса, проведенного в рамках юбилейной XV конференции «Лизинг в России», показывают увеличение числа оптимистов среди участников рынка. Если годом ранее рост нового бизнеса на 5% и более прогнозировали 45% респондентов, то в этом году 46% топ-менеджеров рассчитывают, что объем нового бизнеса их компаний вырастет на 5–15% в 2017 году, а каждый третий прогнозирует увеличение более чем на 15%. Снижения объемов лизингового бизнеса своей компании ожидают 13% участников опроса против 22% в прошлом году.

В 2017 году прогнозируются рост автолизинга и снижение доли лизинга ж/д техники. Участники опроса настроены оптимистично относительно динамики автолизинга в следующем году. По мнению 42% участников опроса, доля автотранспорта на лизинговом рынке будет расти, еще 46% более консервативны – они не ожидают существенных изменений в 2017-м. Годом ранее, напротив, около 80% топ-менеджеров прогнозировали либо стагнацию, либо отрицательную динамику автолизинга на 2016-й. Пессимистичные настроения распространены в отношении ж/д сегмента: 40% респондентов прогнозируют снижение доли лизинга ж/д техники и 32% не ожидают каких-либо существенных изменений.

Точкой опоры рынка в 2017 году останутся розничные сегменты. По мнению 54% респондентов, развитие рынка возможно за счет сделок в сегменте легкового и грузового автотранспорта. Еще 26% считают, что потенциал развития рынка лежит в лизинге сельскохозяйственной и строительной техники. Таким образом, 80% топ-менеджеров делают ставку на развитие розничных сегментов. Примечательно, что после дефолта компании «Трансаэро» никто из респондентов не прогнозирует в 2017-м роста рынка за счет авиасделок, годом ранее этот вариант лидировал по количеству голосов участников (30%).

Слабая инвестиционная активность бизнеса – ключевой вызов для развития лизинга в 2017 году. В прошлом году основные опасения участников опроса на 2016-й касались сокращения спроса на лизинг (41%) и ухудшения качества клиентов (39%). Низкую инвестиционную активность российского бизнеса как основной вызов для лизингового рынка в 2017 году видят 32% опрошенных руководителей. Еще 28% респондентов отмечают конкуренцию за клиентов со стороны банков. Вопрос о потенциальном ухудшении качества клиентов в этом году стоит менее остро, за него проголосовали 16% респондентов. Проблему в доступе к фондированию требуемого объема и срочности главной считают 20% участников опроса.

Введение стандартов корпоративного управления и риск-менеджмента – залог повышения надежности лизинговых компаний. Такого мнения придерживаются 38% участников опроса. С их точки зрения, стандартизация принципов корпоративного управления и риск-менеджмента способна не только снизить подверженность компаний риску, но и повысить степень доверия со стороны клиентов и контрагентов. Необходимость повышения требований к транспарентности лизинговых компаний отмечают 29% респондентов. Наименьшее влияние на надежность лизинговых компаний оказало бы введение запрета на совмещение лизинговой деятельности с любой другой, за этот вариант было отдано 4% голосов.

Лишь немногие ожидают значимого позитивного эффекта от реформирования рынка лизинга. Только 8% участников опроса полагают, что в результате реформы повысится надежность лизинговых компаний и лизинг станет более конкурентоспособным по сравнению с банковским кредитом. Каждый третий уверен, что реформирование отрасли снизит конкурентоспособность лизинга; 38% ожидают ухода с рынка схемных компаний, но, по их мнению, надежность остальных не изменится; 21% респондентов вовсе полагают, что ничего не изменится. Оценивая наиболее оптимальный способ регулирования рынка, 40% участников опроса ответили, что не считают нужным что-либо менять, их устраивает текущая модель регулирования.

Методика исследования

RAEX (Эксперт РА) провело опрос участников лизингового рынка в рамках XV Ежегодной конференции «Лизинг в России», состоявшейся в Москве 1 декабря 2016 года. В опросе приняли участие руководители и финансовые директора крупнейших лизинговых компаний, на которые приходится около 45% рынка. Среди респондентов – руководители следующих компаний: «ВЭБ-лизинг», «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «CARCADE Лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «МКБ-лизинг», «ЗЕСТ», «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», «Элемент Лизинг», «Универсальная лизинговая компания», «Интеза Лизинг». Опрос был проведен в интерактивном формате. В его рамках респондентам предложили ответить на восемь вопросов, касающихся текущей ситуации, тенденций и перспектив развития, а также реформирования российского рынка лизинга.

Вопрос 1. Какую динамику нового бизнеса вашей компании вы ожидаете в 2017 году?

Подавляющее большинство (79%) респондентов настроены оптимистично относительно динамики нового бизнеса своих компаний в следующем году: 46% руководителей компаний, участвовавших в опросе, ожидают прироста нового бизнеса в 2017-м в диапазоне от 5 до 15%; еще 33% респондентов рассчитывают на рост более чем на 15%. Более консервативно настроенных участников опроса 8%, по их оценке, в 2017 году изменения будут незначительны, в пределах ±5%. Пессимистично настроены лишь 13% респондентов, они ожидают падения объемов бизнеса более чем на 15%. Годом ранее негативные прогнозы делали 22% опрашиваемых топ-менеджеров.

Вопрос 2. В чем вы видите главный вызов лизинговому рынку в 2017 году?

Основными вызовами устойчивому развитию лизингового рынка в 2017 году большинство опрошенных топ-менеджеров лизинговых компаний считают слабую инвестиционную активность бизнеса (32%) и конкуренцию с банками за клиентов (28%). Пятая часть респондентов главным вызовом видит ограниченность в доступе к фондированию требуемого объема и срочности. Платежную дисциплину клиентов в качестве основной проблемы определили 16% участников опроса, при этом годом ранее данный вариант ответа набрал 39% голосов. Свертывание программ господдержки в экономике как ключевой фактор, ограничивающий развитие рынка лизинга, определили 4% опрошенных.

Вопрос 3. Как будет развиваться сегмент автолизинга (доля на рынке за 9 месяцев 2016-го составила около 38%) в 2017 году?

В 2017 году 12% участников опроса ожидают сокращения доли лизинга автомобилей. Большинство же респондентов выражают сдержанный оптимизм в отношении автолизинга в 2017 году: 46% опрошенных полагают, что доля сегмента сохранится на прежнем уровне, 25% прогнозируют, что доля лизинга автомобильного транспорта вырастет в диапазоне от 1 до 5 п. п., еще 17% респондентов рассчитывают на рост более чем на 5 п. п. Годом ранее 29% респондентов полагали, что доля сегмента автолизинга не претерпит существенных изменений, а 51% участников опроса ожидал снижения приблизительно на 5 п. п.

Вопрос 4. Как будет развиваться сегмент лизинга ж/д техники (доля на рынке за 9 месяцев 2016-го составила около 13%) в 2017 году?

Перспективы развития лизинга железнодорожной техники в 2017 году менее оптимистичные в сравнении с лизингом автотранспорта (см. вопрос 3). Так, 32% респондентов ожидают сокращения доли сегмента ж/д техники на 1–5 п. п., еще 8% считают, что она снизится более чем на 5 п. п. Тем не менее, около трети участников опроса прогнозируют сохранение доли железнодорожной техники в 2017 году на текущем уровне; 16% опрошенных топ-менеджеров рассчитывают, что она увеличится в диапазоне от 1 до 5 п. п., а 12% уверены в росте более чем на 5 п. п. Таким образом, 28% участников опроса положительно оценивают перспективы лизинга железнодорожной техники в 2017 году.

Вопрос 5. Какую из мер повышения надежности российских ЛК вы считаете сегодня наиболее эффективной?

Учитывая планы Банка России по введению требований для лизинговых компаний, данный вопрос сегодня стоит наиболее остро. По мнению 38% респондентов, введение стандартов корпоративного управления и риск-менеджмента является наиболее действенным механизмом повышения надежности лизинговых компаний. Значимость повышения прозрачности лизинговых компаний отметили 29% участников опроса. Обязательное составление отчетности по МСФО и ограничение минимального размера собственных средств набрали 17 и 12% голосов соответственно. По мнению 4% респондентов, наибольшее позитивное влияние на надежность лизинговых компаний способен оказать запрет на совмещение лизинговой деятельности с какой-либо другой.

Вопрос 6. Какой способ регулирования лизинговой деятельности вы считаете оптимальным?

Против изменения текущей модели регулирования рынка лизинга проголосовали 40% респондентов. Мнения участников опроса относительно других вариантов ответов распределились достаточно равномерно. Так, 20% участников опроса отметили, что создание регулятора на базе Банка России было бы наиболее оптимальным решением. Саморегулирование рынка за счет вступления всех участников рынка в СРО поддержали 16% респондентов. За возврат лицензирования деятельности и разделение полномочий по регулированию между СРО и Центральным Банком высказались по 12% топ-менеджеров компаний.

Вопрос 7. Как повлияет на ЛК реформирование рынка в ближайшие годы?

Большинство представителей компаний, участвовавших в опросе, скептически оценивают влияние реформирования рынка на деятельность лизинговых компаний. По мнению трети респондентов, лизинг станет менее конкурентоспособным по сравнению с банковским кредитом; 21% опрошенных полагает, что реформирование не окажет какого-либо существенного влияния на рынок; 38% придерживаются мнения, что, несмотря на очищение рынка от схемных компаний при проведении реформы рынка, надежность других лизинговых компаний не изменится. Позитивно реформирование рынка лизинга оценивают лишь 8% участников опроса.

Вопрос 8. Какой сегмент станет драйвером / точкой опоры рынка в 2017 году?

По мнению профессионального сообщества, в 2017 году, как и в 2016-м, основная доля новых сделок будет приходиться на розничные сегменты, в первую очередь на легковой и грузовой автотранспорт (54% голосов участников опроса), а также строительную и сельскохозяйственную технику (26%). Несмотря на то, что большинство опрошенных ожидают снижения доли сегмента железнодорожной техники (см. вопрос 4), тем не менее, каждый пятый отмечает сделки с ж/д техникой в качестве возможного драйвера развития рынка в 2017 году. Ни один из участников опроса не отдал свой голос за вариант «авиатехника», при том, что в прошлом году именно с авиализингом были связаны основные надежды на 2016-й.