Лизинг и факторинг, 05.12.2012

Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2012 г.
Поделиться
Facebook Twitter VK


Замедление роста рынка лизинга в третьем квартале едва не превратилось в падение – без учета сделок лидера рынка - «ВЭБ-лизинга» - объем нового бизнеса сократился на 3% по отношению к 9 месяцам 2011 года, с его учетом – вырос на 5% до 965 млрд руб. Торможение рынка обусловлено, прежде всего, падением цен на ж/д вагоны и малым числом очень крупных сделок, которые составляют почти 70% рынка. «Розничный» лизинг до сих пор играет весьма скромную роль – во-первых, наладить «конвейер» выдачи мелких сделок (соблюдая разумную степень риска) сложно, во-вторых привлечь финансирование под крупный проект зачастую проще. На наш взгляд, доля «розницы» будет повышаться, однако ее рост будет медленным и нестабильным. Прирост рынка в целом, по оценке «Эксперт РА», в 2012г. составит 2-8%, в 2013 – 15-20%.

Стратегический партнер:

Партнеры:


При поддержке:

Содержание

Резюме

Замедление роста рынка лизинга в третьем квартале едва не превратилось в падение – без учета сделок лидера рынка - «ВЭБ-лизинга» - объем нового бизнеса сократился на 3% по отношению к 9 месяцам 2011 года, с его учетом – вырос на 5% до 965 млрд руб. Торможение рынка обусловлено, прежде всего, падением цен на ж/д вагоны и малым числом очень крупных сделок, которые составляют почти 70% рынка. «Розничный» лизинг до сих пор играет весьма скромную роль – во-первых, наладить «конвейер» выдачи мелких сделок (соблюдая разумную степень риска) сложно, во-вторых привлечь финансирование под крупный проект зачастую проще. На наш взгляд, доля «розницы» будет повышаться, однако ее рост будет медленным и нестабильным. Прирост рынка в целом, по оценке «Эксперт РА», в 2012г. составит 2-8%, в 2013 – 15-20%.

Прирост новых лизинговых сделок за 9М2012 составил символические 5% - меньше индекса цен производителей (106,9%), что говорит о сокращении рынка в реальном выражении. Торможение рынка пришлось в основном на третий квартал – по итогам полугодия прирост был хоть и небольшим, но положительным – 10% без учета ВЭБ-лизинга, 34% с учетом. В 2011-м рынок, наоборот, в третьем квартале демонстрировал ускорение темпов роста. В текущем году слабую динамику сегмента ж/д техники определило падение цен на полувагоны, на остальных «нерозничных» сегментах сказалось общее снижение инвестиционной активности из-за экономической неопределенности.

Высокая концентрация на рынке сохраняется – как по сегментам, так и по участникам рынка. Доля ж/д техники в структуре новых сделок за год не изменилась – за 9 месяцев 2012 и 2011 гг. она составляла около 54%. При этом она могла бы еще вырасти, если бы не падение цен на вагоны. Доля госкомпаний и топ-10 игроков немного снизилась – с 59 до 53% и с 68 до 65% соответственно. При этом концентрация сделок крупнейшей компании выросла, превысив четверть нового бизнеса – с 20 до 26%. Тройка лидеров не изменилась – это ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг, Сбербанк Лизинг.

Хотя лизинг - зачастую самый доступный инструмент финансирования инвестпроектов для МСБ, он остается преимущественно механизмом реализации крупномасштабных проектов. В последние 5 лет на рынке доминируют сделки с субъектами крупного бизнеса - их доля в объеме нового бизнеса увеличилась с 55% в 1П2008 до 69% в 1П2012. Как следствие, в структуре сделок по объему основную долю занимают контракты стоимостью в сотни миллионов рублей (почти 70%). Доминирование на рынке очень крупных сделок обуславливает волатильность его динамики . «Розничные» сделки, хотя и менее подвержены падению в кризисные периоды, не сопоставимы по размеру с крупными, и не могут сгладить скачки объемов рынка.

Для рынка характерна противоречивая ситуация – многие компании хотят развивать «розничные» сделки, но в то же время больше доверяют платежной дисциплине крупных клиентов и признают, что получить кредит под один крупный проект зачастую проще, чем под пул мелких сделок. Среди участников опроса 56% лизингодателей планируют повышение доли «розничных» сделок в своем портфеле. В то же время только 22% полагают, что получить кредит под пул мелких сделок легче, чем под крупный проект. Только 10% ЛК считают, что клиенты - МСБ отличаются большей платежной дисциплиной по сравнению с крупными. 56% лизинговых компаний не планируют в ближайшее время расширять региональную сеть.

Рокировка угроз: по мнению лизингодателей, главным ограничителем роста рынка вновь стала нехватка надежных клиентов. Она же ставилась во главу угла лизингодателями в 2010 году, но в 2011 опускалась на пятое место. Причины остроты данного фактора в 2010 и 2012 гг. различны – два года назад это было улучшение ситуации с ликвидностью у банков, в результате чего лизингодатели получили нехватку качественных клиентов, которым можно было доверить появившиеся ресурсы. В текущем же году ликвидность сжимается, однако темпы падения спроса (из-за снижения инвестиционной активности) опережают сокращение ресурсной базы лизингодателей.

Наряду с поиском надежных клиентов ключевым вопросом в 2013 году станет фондирование: смогут ли независимые компании привлечь необходимые ресурсы на фоне доминирования госкомпаний на рынке? Вопрос обостряется растущими ставками и изменениями банковского регулирования. 22 из 30 компаний, получивших рейтинг «Эксперт РА», удовлетворяют новым требованиям Центрального банка (110-И и 254-П предполагают наличие рейтинга на уровне А и выше). Изменения в 110-И в части требований по рейтингам уже вступили в силу, соответствующие поправки в 254-П начнут применяться в 2013 году.

Если в октябре-декабре не произойдет активизация крупнейших компаний, считавшиеся пессимистич­ными ожидания лизингодателей по росту рынка на 20% окажутся примером оптимизма. В то же время, если сохранится традиционная сезонность (заключение максимального объема сделок в четвертом квартале), сокращения рынка может и не произойти. Впрочем, и в этом случае прирост вряд ли будет двузначным – по нашей оценке он составит около 8%. В 2013 году пессимистичный сценарий предполагает стагнацию или слабый рост рынка (менее 10%) – при дальнейшем снижении цен на вагоны и слабом росте экономики. При оптимистичном сценарии – восстановлении или росте цен на подвижной состав и повышении инвестиционной активности после торможения в 2012 году – прирост новых сделок составит 15-20%, а сумма – 1,55-1,7 трлн. руб.

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

В 2018 году объем выплаченного Факторами финансирования увеличился на 42%, до 2,63 трлн рублей, что... 14.03.2019
Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета г... 03.12.2018
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2018 года: в погоне за маржой

Снижение маржинальности в сегменте корпоративного кредитования на фоне более высоких факторинговых с... 19.09.2018
Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2018 года: в погоне за маржой
Вся аналитика