Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

  Перейти к итогам проекта

Резюме

По мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, замедление рынка в 2013 году продолжится. Почти 53% опрошенных топ-менеджеров считают, что рынок (объем новых сделок) в 2013 году вырастет не более чем на 10%.  По результатам аналогичного опроса на 2012 год 58% респондентов ожидали роста до 20%. Увеличилось число участников рынка, ожидающих стагнации – если в 2011 году 17% респондентов полагали, что объем рынка не увеличится, то сегодня  такого мнения придерживаются 20%,  еще 10% участников ожидают сокращения рынка. Ощутимого роста рынка (более 10%) ждут только 16% руководителей. Основанием для негативных ожиданий стал целый ряд факторов: изменения в ж/д сегменте (падение ставок аренды и цен на вагоны), высокая база роста, отмена налога на имущество.

Дальше – больше: большинство топ-менеджеров лизингового рынка не ждут «дешевых денег» в 2013 году. 66% респондентов считают, что ставки по кредитам умеренно вырастут, на 1-2 п.п. Пятая часть участников опроса (22%) полагают, что колебания ставок будут незначительны. По 6% респондентов полагают, что рост ставок составит более 2 процентных пунктов и что ставки понизятся на 1-2 п.п. Сильного снижения ставок (более чем на 2 п.п.) не предполагает никто из участников опроса.

Несмотря на ожидаемое сокращение доли ж/д техники и интерес лизингодателей к «розничным» сделкам, по мнению участников опроса быстрого увеличения доли «розницы» в новом бизнесе не будет. Почти половина респондентов (48%) считают, что доля сделок стоимостью до 5 млн. руб. в 2013 году вырастет менее чем на 3 п.п.  16% респондентов ожидают умеренного роста – на 3-6%, и 8% прогнозируют значительное увеличение доли «розницы» на рынке – более чем на 6 п.п. Более четверти участников опроса пессимистичны в отношении «розничных» сделок – 12% считают, что их доля не изменится, еще 16% ожидают сокращения доли «розницы».
Уже второй год мнения топ-менеджеров лизингового рынка распределяются достаточно равномерно – треть респондентов считает,  что важнейшим вызовом будущего года будет снижение спроса (в 2012 году так ответили 32%, в 2011 - 34%). Вторым важным вызовом топ-менеджеры рынка считают поиск новых источников фондирования, доля этого вызова за год снизилась на 2 п.п. – с 32 до 30%. Третьим по значимости вызовом стало соблюдение платежной дисциплины клиентами и их кредитное качество (26% проголосовавших респондентов). Последовательность трех основных угроз для рынка и их суммарная доля за год не изменились.

Новое препятствие: отмена налога на новое движимое имущество с 2013 года (согласно 202-ФЗ от 29.11.2012) снижает степень привлекательности лизинга по сравнению с кредитом. Тем не менее, большинство  топ-менеджеров не ожидают катастрофических последствий для лизингового рынка. 44% респондентов считают, что отмена налога значимо не повлияет на объем нового бизнеса в 2013 году, еще четверть участников рынка полагают, что сокращение новых сделок будет незначительным – менее 5%. Наиболее пессимистично перспективы рынка оценили 6% респондентов – по их оценке новый бизнес сократится более чем на 10% в результате снижения конкурентных преимуществ лизинга.

Методика исследования

В опросе приняли участие руководители и финансовые директора более 50 лизинговых компаний. Опрос был проведен в интерактивном формате в рамках ежегодной профессиональной конференции "Лизинг в России - 2012", состоявшейся в Москве 11 декабря 2012 года.

Среди респондентов опроса, в частности, были руководители компаний Абсолют Лизинг, БелФин, Бэлти-гранд, ВТБ-Лизинг, Газпромбанк Лизинг, Дэнмар-Лизинг, ЗЕСТ, ИНТЕЗА Лизинг, КАМАЗ-ЛИЗИНГ, Лизинг Стандарт, МКБ-лизинг, МСП Лизинг, Петербургская лизинговая компания, Райффайзен Лизинг, РЕСО-Лизинг, РТК-Лизинг, Сбербанк Лизинг, Соллерс Финанс, Ханса Лизинг, ЭкономЛизинг, ЮникКредит Лизинг.

Итоги опроса

 

Мнения топ-менеджеров лизингового рынка уже второй год распределяются достаточно равномерно – 32% респондентов считают,  что важнейшим вызовом 2013 года будет снижение спроса (в 2011 году аналогично ответили 34% респондентов). Вторым важным вызовом топ-менеджеры рынка считают поиск новых источников фондирования, доля этого вызова за год снизилась на 2 п.п. – с 32 до 30%. Третьим по значимости вызовом стало соблюдение платежной дисциплины клиентами и их кредитное качество (26% проголосовавших респондентов). Последовательность трех основных угроз для рынка и их суммарная доля за год не изменились. На фоне актуальности вызовов, связанных с сохранением и развитием бизнеса, вопросы работы с существующим портфелем (а именно проблемы обеспечения прав лизингодателя при изъятии имущества) отошли на второй план – никто их респондентов не назвал данные проблемы основным вызовом 2013 года.

 

Большинство топ-менеджеров лизингового рынка не ждут «дешевых денег» в 2013 году – 66% респондентов считают, что ставки по кредитам умеренно вырастут, на 1-2 п.п. Пятая часть участников опроса (22%) полагают, что колебания ставок будут незначительны. По 6% респондентов полагают, что рост ставок составит более 2 процентных пунктов и что ставки понизятся на 1-2 п.п. Сильного снижения ставок (более чем на 2 п.п.) не предполагает никто из участников опроса.

 

Сложившаяся конъюнктура на рынке ж/д техники (падение цен на вагоны и ставок аренды вагонов) обусловила пессимистичные прогнозы в отношении сегмента лизинга подвижного состава. Три четверти руководителей лизинговых компаний (74%) считают, что доля данного сегмента в новом бизнесе в 2013 году сократится, при этом 35% полагают, что она сокращение будет небольшим – менее 5 процентных пунктов,  а 39% респондентов ожидают более сильного сокращения. 22% топ-менеджеров считают, что доля ж/д техники останется примерно на том же уровне, что и в 2012 году – около половины новых сделок.

 

Несмотря на ожидаемое сокращение доли ж/д техники и интерес лизингодателей к «розничным сделкам», по мнению участников опроса быстрого увеличения доли «розницы» в новом бизнесе не будет. Почти половина респондентов (48%) считают, что доля сделок стоимостью до 5 млн. руб. в 2013 году вырастет менее чем на 3 п.п. 16% респондентов ожидают умеренного роста – на 3-6%, и 8% прогнозируют значительное увеличение доли «розницы» на рынке – более чем на 6 п.п. Более четверти участников опроса пессимистичны в отношении «розничных» сделок – 12% считают, что их доля не изменится, еще 16% ожидают сокращения доли «розницы».

 

Участники опроса преимущественно полагают, что филиальная сеть российских лизинговых компаний уже достаточно развита и значимого роста филиалов не предполагают. 28% респондентов считают, лизинговые услуги достаточно широко представлены в регионах и точки присутствия заметно увеличиваться не будут. 22% топ-менеджеров ждут роста числа представительств, еще 24% прогнозируют развитие сети агентов лизинговых компаний. 16% участников опроса считают, что широта филиальной сети не является определяющим фактором для роста бизнеса лизинговой  компании.

 

Пессимизм нарастает: 53% опрошенных топ-менеджеров считают, что рынок (объем новых сделок) в 2013 году вырастет не более чем на 10% (по результатам аналогичного опроса на 2012 год 58% респондентов ожидали роста до 20%). Увеличилось число участников рынка, ожидающих стагнации – если в 2011 году 17% респондентов полагали, что объем рынка не увеличится, то сегодня  такого мнения придерживаются 20%, и еще 10% участников ожидают сокращения рынка. Ощутимого роста рынка (более 10%) ждут только 16% руководителей. Основанием для негативных ожиданий стал целый ряд факторов: изменения в ж/д сегменте (падение ставок аренды и цен на вагоны), высокая база роста, отмена налога на имущество.

 

Отмена налога на новое движимое имущество с 2013 года (согласно 202-ФЗ от 29.11.2012) снижает степень привлекательности лизинга по сравнению с кредитом. Тем не менее, большинство  топ-менеджеров не ожидают катастрофических последствий для лизингового рынка. 44% респондентов считают, что отмена налога значимо не повлияет на объем нового бизнеса в 2013 году, еще четверть участников рынка полагают, что сокращение новых сделок будет незначительным – менее 5%. Наиболее пессимистично перспективы рынка оценили 6% респондентов – по их оценке новый бизнес сократится более чем на 10% в результате снижения конкурентных преимуществ лизинга. 23% участников рынка придерживаются мнения, что сокращение нового бизнеса составит от 5 до 10%. Нашлись и оптимисты среди респондентов – 2%  полагают, что отмена налога на имущество будет стимулировать предприятия к новым инвестициям, и объем нового бизнеса в результате этого вырастет.



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка