Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Список крупнейших лизинговых компаний по итогам 2007 года
ТОП-10 компаний в сегменте ж/д техники
ТОП-10 компаний в сегменте легковых автомобилей
ТОП-10 компаний в сегменте грузовой автотехники
ТОП-10 компаний в сегменте строительной техники
ТОП-10 компаний в сегменте энергетического оборудования

 Скачать итоговые таблицы рэнкингов

Роман Романовский, Павел Самиев

В ближайшие несколько лет аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые компании будут активно покупать другие компании или их портфели сделок. Наиболее привлекательные сегменты - рынки со значительной долей "розницы" и высокой ликвидностью предметов лизинга.

На рынке финансовой аренды намечается тенденция концентрации капитала. Для работы в сфере лизинга компании необходимо быть надежным заемщиком с положительной кредитной историей, обладать диверсифицированным лизинговым портфелем и иметь четкую стратегию развития. Поскольку небольшим компаниям всегда сложней находить финансирование консолидация рынка приведет к резкому уменьшению мелких компаний в результате поглощений, либо к переходу таких компаний к обслуживанию очень узких и малопривлекательных сегментов.

"В целом, рост спроса на финансирование в экономике сохраняется. В то же время, структура предложения изменяется в пользу финансово устойчивых операторов лизинговых услуг. Поэтому малые игроки рынка будут постепенно сходить с дистанции", – говорит Андреас Ланге, генеральный директор ООО "ФБ-Лизинг". Повышение требований к финансовой устойчивости лизингодателей выражается в усилении конкуренции на рынке, повышении "стоимости участия" лизинговой компании в сделке финансовой аренды (тенденция снижения размеров авансовых платежей от лизингополучателя), а также повышении уровня рисков лизинговых проектов (реализуются сделки с более сложными видами оборудования, условиями поставки, установки и обслуживания предмета лизинга).

"Успешное осуществление сделок слияний и поглощений позволяет консолидировать ресурсы компаний, причем не только в плане материальных средств, но и в плане приобретения нового опыта, накопленного каждой из компаний. За счет этого появляется возможность повысить эффективность бизнеса, охватить новые сегменты рынка. С нашей точки зрения, в 2008 году данная тенденция не только сохранится, но и будет иметь дальнейшее развитие", - отмечает Искандер Маслахутдинов, генеральный директор ООО "Лизинг-Трейд".

Неизбежная консолидация

Кому принадлежит российский лизинг?

Специфика лизинговой отрасли – высокая зависимость от стабильности потоков и структуры источников фондирования. Собственные средства лизинговых компаний в 2007 году в среднем составляли всего 5% от валюты баланса компаний (без учета ЛК "Росагролизинг"). Это значит, что "плечо" финансового рычага в лизинговом бизнесе очень велико, а дешевый и мощный источник фондирования – ключевой фактор роста (да и вообще – выживания на рынке). В условиях кризиса у лизингодателей ограничены возможности свободного "финансового маневра", поэтому у ряда компаний с несбалансированным по срокам портфелем, в 2008 году появится заинтересованность в продаже портфеля как способе рефинансирования своих сделок.

Российский лизинговый рынок даже в условиях кризиса ликвидности остается привлекательным, а по мере преодоления последствий финансового кризиса может выйти на лидирующие позиции по инвестиционной привлекательности среди компаний финансового сектора. "Консолидация сектора может быть осуществлена двумя типами компаний: непосредственными участниками рынка, либо финансовыми институтами в лице банков или инвестиционных фондов. В первом случае, очевидно, лизинговым компаниям-консолидаторам понадобится финансовый партнер, которым может стать либо аффилированный (материнский) банк либо финансовый институт из второй группы, который будет выполнять лишь функцию финансового инвестора и опосредованно участвовать в процессе. Во втором случае, крупная независимая лизинговая компания становится центром консолидации, но идеологическую, стратегическую и финансовую функцию будет выполнять новый мажоритарный акционер – инвестиционный фонд или банк", – рассуждает Игорь Белясов, ведущий инвестиционный менеджер ФК "Открытие".

Очевидно, что в нынешних условиях именно лизинговые компании, созданные при банках или находящиеся в собственности инвестиционных фондов, будут иметь наибольшие возможности для покупки других игроков рынка или интересующих их портфелей.

Покупка как способ проникновения

Растет интерес к покупке лизинговой компании с целью выхода в новый сегмент рынка или расширения каналов сбыта продукции. При этом, на наш взгляд, наиболее вероятны сделки в сегментах со значительной долей розницы и массовых клиентов и высокой ликвидностью оборудования, например строительной техники, грузового и легкового автотранспорта.

Ликвидность оборудования и высокий уровень спроса на указанные предметы лизинга привлекает множество лизинговых компаний, поскольку гарантирует наличие заказов и возможность реализовать оборудование в случае вероятного дефолта клиента. В свою очередь, большое количество компаний, оперирующих в данных сегментах, усиливает уровень конкуренции и подталкивает участников рынка развивать технологии работы с клиентами и увеличивать эффективность своей деятельности. В ходе исследования уровень спроса и конкуренции в различных сегментах определялся нами путем опроса экспертных мнений активных участников рынка (17 экспертов, в т.ч. генеральные директора лидирующих компаний – см. график 2). Высокий спрос сохраняется также в секторах железнодорожной и авиационной техники, энергетического оборудования, однако конкуренция в этих отраслях ограничивается административными барьерами входа для новых игроков.

Наиболее высокий спрос и конкуренция сохраняются в сегментах самого ликвидного и относительного недорого оборудования

Каковы драйверы роста стоимости и инвестиционной привлекательности лизинговых компаний? Диверсификация, "розничность" портфеля, размер и "глубина" клиентской базы, надежные поставщики, качество бизнес-процессов, и, конечно, их автоматизация. "Информационная система обеспечивает четкое выстраивание бизнес-процессов и гарантирует прозрачность финансовой отчетности, что является существенным преимуществом в глазах инвестора, – отмечает Дмитрий Курдомонов, директор компании "Хомнет Лизинг", разработчика специализированных систем для автоматизации лизингового бизнеса. - Кроме того, информационная система – это основной инструмент контроля компании-консолидатора над деятельностью приобретенной компании".

Поскольку новым игрокам выйти в сегмент с высоким уровнем конкуренции достаточно сложно, использование существующего бренда и наработанного опыта может стать эффективным вариантом проникновения и закрепления на рынке.

"Сделки слияний и поглощений могут дать особенно заметный эффект в секторе лизинга легкового и коммерческого транспорта, как, например, одна из первых и, на наш взгляд, статусных M&A-сделок – слияние "Рольф-лизинга" и "Европлана". Компании до начала сделки имели четкое позиционирование на рынке и стратегию развития, и слияние дало хороший синергетический эффект. Сформировались сильные конкурентные преимущества для каждой из сторон (и покупателя, и продавца), что мы и наблюдаем в настоящее время: "Европлан" - компания №1 на рынке лизинга легкового и коммерческого транспорта, группа компаний "Рольф" – компания №1 на рынке продаж и обслуживания легковых автомобилей. Мы считаем, что основными M&A-сделками в 2008-2009 гг. будут покупки-поглощения лизинговых компаний, для которых характерна монопродуктовая бизнес-модель", – говорит Дмитрий Кожевников, генеральный директор ООО "Альфа-Лизинг".

Перспективы сегментов: объемы даст инфраструктура

Дефицит ликвидности и сжатие объемов финансирования со стороны банков, очевидно, может привести к снижению темпов роста лизингового рынка. В частности, сами лизингодатели планируют увеличить объемы деятельности в 2008 году в среднем всего на 48,7% (в 3 раза ниже уровня 2007 года и в 2 раза ниже 2006 г.).

Наиболее быстрорастущими сегментами, на наш взгляд, останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Высокий спрос и привлекательность в 2008 году прогнозируется на объекты энергетики, а также оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Сотрудничество лизинговых компаний и предприятий сферы ЖКХ в России только зарождается. Учитывая значительный износ коммуникаций и многих других объектов ЖКХ, развитие лизинговых сделок в этой отрасли имеет значительный потенциал.

В то же время, касаясь сегментов железнодорожной техники и оборудования для энергетики, необходимо отметить, что в работе с естественными монополиями (такими как РЖД, РАО ЕЭС и другими, заказы которых значительно способствовали росту объема рынка в 2007 году), потенциальный спрос спрогнозировать достаточно трудно. Эти сегменты характеризуются низким уровнем конкуренции и высокими административными барьерами для входа новых игроков (график 3). В ходе исследования уровень препятствий для входа в сегмент также определялся нами путем опроса экспертных мнений активных участников рынка. Наиболее открытыми для начала деятельности, по данным экспертных оценок, являются сегменты строительной техники и автотранспорта. В них отсутствуют крупные монополисты-заказчики, которые могут диктовать свои условия работы, как это происходит, например, в сегментах железнодорожного и энергетического оборудования.

Наибольшие барьеры входа присущи сегментам, в которых оперируют естественные монополии

Очевидно, что в таких условиях в секторах авиа- и железнодорожного транспорта и энергетического оборудования продолжат работать крупные лизингодатели с наработанными связями в данных отраслях. В то же время в "массовых" сегментах автотранспорта и строительной техники еще возможно появление новых игроков и усиление конкуренции.

Значительным потенциалом роста в объемном выражении обладает сегмент лизинга недвижимости, развитие которого сдерживает ряд ограничений, в частности, нестыковки в законодательстве и незначительный объем "длинных" денег в экономике. Сегодня для российского рынка сделки с недвижимостью достаточно редки, поскольку они порождают целый комплекс индивидуальных вопросов, которые необходимо решить сторонам сделки. В условиях кризиса ликвидности на необходимость учета юридических и бухгалтерских тонкостей наслаивается задача по привлечению финансовых средств на выгодных условиях с целью сделать лизинговое предложение максимально привлекательным. "Сроки лизинга по объектам недвижимости – за рамками 10 лет с момента передачи - свидетельствуют о том, что это на порядок более сложные проекты по сравнению с другими предметами лизинга. Поэтому говорить о массовости сделок лизинга недвижимости в среднесрочной перспективе не приходится. Например, наша компания в таких сделках не стремится к поточности, а скорее исповедует селективный принцип, предполагающий высокую надежность лизингополучателя и ликвидность объекта. Это может быть коммерческая и офисная недвижимость с прозрачной историей, то есть привлекательные объекты, которые будут пользоваться спросом даже при развороте рынка", – отмечает Ирина Головченко, генеральный директор ОАО "РТК-ЛИЗИНГ".

С ней соглашается и Дмитрий Щукин, Генеральный директор ОАО "Югорская лизинговая компания": "Все временные сложности и трудозатраты реализации сделок лизинга недвижимости возникают при том же уровне доходности, сопоставимом или равном с передачей в лизинг автотранспорта, который относительно быстрее и дешевле. Также существуют и факторы оценки вторичной недвижимости, так как не всегда ясна история объекта и его техническое состояние, значительная разница между рыночной и балансовой стоимостью, вопросы собственности земли и так далее. Лизинговых сделок с недвижимостью было бы больше, если бы технически процедуры регистрации были бы просты и логичны".

"Основой роста лизинга в 2008 году также будет участие в реализации национальных проектов и государственных программ развития отраслей, в частности, в программе "Доступное жилье", в программе по развитию Владивостока, "Олимпийская стройка", в проекте по строительству трубопроводной ветки в Китай, строительству федеральных автодорог, – все это потребует привлечения колоссальных ресурсов, как людских, так и технических. Мы надеемся, что лизинг в этом случае будет играть одну из основных ролей", – резюмирует Дмитрий Кожевников.



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка