en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


Список крупнейших лизинговых компаний по итогам 2007 года
ТОП-10 компаний в сегменте ж/д техники
ТОП-10 компаний в сегменте легковых автомобилей
ТОП-10 компаний в сегменте грузовой автотехники
ТОП-10 компаний в сегменте строительной техники
ТОП-10 компаний в сегменте энергетического оборудования

 Скачать итоговые таблицы рэнкингов

Роман Романовский, Павел Самиев

В ближайшие несколько лет аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые компании будут активно покупать другие компании или их портфели сделок. Наиболее привлекательные сегменты - рынки со значительной долей "розницы" и высокой ликвидностью предметов лизинга.

На рынке финансовой аренды намечается тенденция концентрации капитала. Для работы в сфере лизинга компании необходимо быть надежным заемщиком с положительной кредитной историей, обладать диверсифицированным лизинговым портфелем и иметь четкую стратегию развития. Поскольку небольшим компаниям всегда сложней находить финансирование консолидация рынка приведет к резкому уменьшению мелких компаний в результате поглощений, либо к переходу таких компаний к обслуживанию очень узких и малопривлекательных сегментов.

"В целом, рост спроса на финансирование в экономике сохраняется. В то же время, структура предложения изменяется в пользу финансово устойчивых операторов лизинговых услуг. Поэтому малые игроки рынка будут постепенно сходить с дистанции", – говорит Андреас Ланге, генеральный директор ООО "ФБ-Лизинг". Повышение требований к финансовой устойчивости лизингодателей выражается в усилении конкуренции на рынке, повышении "стоимости участия" лизинговой компании в сделке финансовой аренды (тенденция снижения размеров авансовых платежей от лизингополучателя), а также повышении уровня рисков лизинговых проектов (реализуются сделки с более сложными видами оборудования, условиями поставки, установки и обслуживания предмета лизинга).

"Успешное осуществление сделок слияний и поглощений позволяет консолидировать ресурсы компаний, причем не только в плане материальных средств, но и в плане приобретения нового опыта, накопленного каждой из компаний. За счет этого появляется возможность повысить эффективность бизнеса, охватить новые сегменты рынка. С нашей точки зрения, в 2008 году данная тенденция не только сохранится, но и будет иметь дальнейшее развитие", - отмечает Искандер Маслахутдинов, генеральный директор ООО "Лизинг-Трейд".

Неизбежная консолидация

Кому принадлежит российский лизинг?

Специфика лизинговой отрасли – высокая зависимость от стабильности потоков и структуры источников фондирования. Собственные средства лизинговых компаний в 2007 году в среднем составляли всего 5% от валюты баланса компаний (без учета ЛК "Росагролизинг"). Это значит, что "плечо" финансового рычага в лизинговом бизнесе очень велико, а дешевый и мощный источник фондирования – ключевой фактор роста (да и вообще – выживания на рынке). В условиях кризиса у лизингодателей ограничены возможности свободного "финансового маневра", поэтому у ряда компаний с несбалансированным по срокам портфелем, в 2008 году появится заинтересованность в продаже портфеля как способе рефинансирования своих сделок.

Российский лизинговый рынок даже в условиях кризиса ликвидности остается привлекательным, а по мере преодоления последствий финансового кризиса может выйти на лидирующие позиции по инвестиционной привлекательности среди компаний финансового сектора. "Консолидация сектора может быть осуществлена двумя типами компаний: непосредственными участниками рынка, либо финансовыми институтами в лице банков или инвестиционных фондов. В первом случае, очевидно, лизинговым компаниям-консолидаторам понадобится финансовый партнер, которым может стать либо аффилированный (материнский) банк либо финансовый институт из второй группы, который будет выполнять лишь функцию финансового инвестора и опосредованно участвовать в процессе. Во втором случае, крупная независимая лизинговая компания становится центром консолидации, но идеологическую, стратегическую и финансовую функцию будет выполнять новый мажоритарный акционер – инвестиционный фонд или банк", – рассуждает Игорь Белясов, ведущий инвестиционный менеджер ФК "Открытие".

Очевидно, что в нынешних условиях именно лизинговые компании, созданные при банках или находящиеся в собственности инвестиционных фондов, будут иметь наибольшие возможности для покупки других игроков рынка или интересующих их портфелей.

Покупка как способ проникновения

Растет интерес к покупке лизинговой компании с целью выхода в новый сегмент рынка или расширения каналов сбыта продукции. При этом, на наш взгляд, наиболее вероятны сделки в сегментах со значительной долей розницы и массовых клиентов и высокой ликвидностью оборудования, например строительной техники, грузового и легкового автотранспорта.

Ликвидность оборудования и высокий уровень спроса на указанные предметы лизинга привлекает множество лизинговых компаний, поскольку гарантирует наличие заказов и возможность реализовать оборудование в случае вероятного дефолта клиента. В свою очередь, большое количество компаний, оперирующих в данных сегментах, усиливает уровень конкуренции и подталкивает участников рынка развивать технологии работы с клиентами и увеличивать эффективность своей деятельности. В ходе исследования уровень спроса и конкуренции в различных сегментах определялся нами путем опроса экспертных мнений активных участников рынка (17 экспертов, в т.ч. генеральные директора лидирующих компаний – см. график 2). Высокий спрос сохраняется также в секторах железнодорожной и авиационной техники, энергетического оборудования, однако конкуренция в этих отраслях ограничивается административными барьерами входа для новых игроков.

Наиболее высокий спрос и конкуренция сохраняются в сегментах самого ликвидного и относительного недорого оборудования

Каковы драйверы роста стоимости и инвестиционной привлекательности лизинговых компаний? Диверсификация, "розничность" портфеля, размер и "глубина" клиентской базы, надежные поставщики, качество бизнес-процессов, и, конечно, их автоматизация. "Информационная система обеспечивает четкое выстраивание бизнес-процессов и гарантирует прозрачность финансовой отчетности, что является существенным преимуществом в глазах инвестора, – отмечает Дмитрий Курдомонов, директор компании "Хомнет Лизинг", разработчика специализированных систем для автоматизации лизингового бизнеса. - Кроме того, информационная система – это основной инструмент контроля компании-консолидатора над деятельностью приобретенной компании".

Поскольку новым игрокам выйти в сегмент с высоким уровнем конкуренции достаточно сложно, использование существующего бренда и наработанного опыта может стать эффективным вариантом проникновения и закрепления на рынке.

"Сделки слияний и поглощений могут дать особенно заметный эффект в секторе лизинга легкового и коммерческого транспорта, как, например, одна из первых и, на наш взгляд, статусных M&A-сделок – слияние "Рольф-лизинга" и "Европлана". Компании до начала сделки имели четкое позиционирование на рынке и стратегию развития, и слияние дало хороший синергетический эффект. Сформировались сильные конкурентные преимущества для каждой из сторон (и покупателя, и продавца), что мы и наблюдаем в настоящее время: "Европлан" - компания №1 на рынке лизинга легкового и коммерческого транспорта, группа компаний "Рольф" – компания №1 на рынке продаж и обслуживания легковых автомобилей. Мы считаем, что основными M&A-сделками в 2008-2009 гг. будут покупки-поглощения лизинговых компаний, для которых характерна монопродуктовая бизнес-модель", – говорит Дмитрий Кожевников, генеральный директор ООО "Альфа-Лизинг".

Перспективы сегментов: объемы даст инфраструктура

Дефицит ликвидности и сжатие объемов финансирования со стороны банков, очевидно, может привести к снижению темпов роста лизингового рынка. В частности, сами лизингодатели планируют увеличить объемы деятельности в 2008 году в среднем всего на 48,7% (в 3 раза ниже уровня 2007 года и в 2 раза ниже 2006 г.).

Наиболее быстрорастущими сегментами, на наш взгляд, останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Высокий спрос и привлекательность в 2008 году прогнозируется на объекты энергетики, а также оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Сотрудничество лизинговых компаний и предприятий сферы ЖКХ в России только зарождается. Учитывая значительный износ коммуникаций и многих других объектов ЖКХ, развитие лизинговых сделок в этой отрасли имеет значительный потенциал.

В то же время, касаясь сегментов железнодорожной техники и оборудования для энергетики, необходимо отметить, что в работе с естественными монополиями (такими как РЖД, РАО ЕЭС и другими, заказы которых значительно способствовали росту объема рынка в 2007 году), потенциальный спрос спрогнозировать достаточно трудно. Эти сегменты характеризуются низким уровнем конкуренции и высокими административными барьерами для входа новых игроков (график 3). В ходе исследования уровень препятствий для входа в сегмент также определялся нами путем опроса экспертных мнений активных участников рынка. Наиболее открытыми для начала деятельности, по данным экспертных оценок, являются сегменты строительной техники и автотранспорта. В них отсутствуют крупные монополисты-заказчики, которые могут диктовать свои условия работы, как это происходит, например, в сегментах железнодорожного и энергетического оборудования.

Наибольшие барьеры входа присущи сегментам, в которых оперируют естественные монополии

Очевидно, что в таких условиях в секторах авиа- и железнодорожного транспорта и энергетического оборудования продолжат работать крупные лизингодатели с наработанными связями в данных отраслях. В то же время в "массовых" сегментах автотранспорта и строительной техники еще возможно появление новых игроков и усиление конкуренции.

Значительным потенциалом роста в объемном выражении обладает сегмент лизинга недвижимости, развитие которого сдерживает ряд ограничений, в частности, нестыковки в законодательстве и незначительный объем "длинных" денег в экономике. Сегодня для российского рынка сделки с недвижимостью достаточно редки, поскольку они порождают целый комплекс индивидуальных вопросов, которые необходимо решить сторонам сделки. В условиях кризиса ликвидности на необходимость учета юридических и бухгалтерских тонкостей наслаивается задача по привлечению финансовых средств на выгодных условиях с целью сделать лизинговое предложение максимально привлекательным. "Сроки лизинга по объектам недвижимости – за рамками 10 лет с момента передачи - свидетельствуют о том, что это на порядок более сложные проекты по сравнению с другими предметами лизинга. Поэтому говорить о массовости сделок лизинга недвижимости в среднесрочной перспективе не приходится. Например, наша компания в таких сделках не стремится к поточности, а скорее исповедует селективный принцип, предполагающий высокую надежность лизингополучателя и ликвидность объекта. Это может быть коммерческая и офисная недвижимость с прозрачной историей, то есть привлекательные объекты, которые будут пользоваться спросом даже при развороте рынка", – отмечает Ирина Головченко, генеральный директор ОАО "РТК-ЛИЗИНГ".

С ней соглашается и Дмитрий Щукин, Генеральный директор ОАО "Югорская лизинговая компания": "Все временные сложности и трудозатраты реализации сделок лизинга недвижимости возникают при том же уровне доходности, сопоставимом или равном с передачей в лизинг автотранспорта, который относительно быстрее и дешевле. Также существуют и факторы оценки вторичной недвижимости, так как не всегда ясна история объекта и его техническое состояние, значительная разница между рыночной и балансовой стоимостью, вопросы собственности земли и так далее. Лизинговых сделок с недвижимостью было бы больше, если бы технически процедуры регистрации были бы просты и логичны".

"Основой роста лизинга в 2008 году также будет участие в реализации национальных проектов и государственных программ развития отраслей, в частности, в программе "Доступное жилье", в программе по развитию Владивостока, "Олимпийская стройка", в проекте по строительству трубопроводной ветки в Китай, строительству федеральных автодорог, – все это потребует привлечения колоссальных ресурсов, как людских, так и технических. Мы надеемся, что лизинг в этом случае будет играть одну из основных ролей", – резюмирует Дмитрий Кожевников.



Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!