Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России: универсальность и доступность

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России: универсальность и доступность

В 2005 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" продолжило ежегодный проект по исследованию и информационному сопровождению российского рынка лизинга. Предлагаемое далее Вашему вниманию исследование рынка проведено по данным 9 месяцев 2005 года. Сведения для исследования предоставили 113 лизинговых компаний, в рейтингах приняли участие 116 компаний.

По наблюдениям аналитиков агентства, рынок перешел на новый этап развития. Период становления рынка лизинга закончился. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным. В 2005 году большинство активных игроков впервые сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития.

По данным "Эксперт РА", в 2005 году рынок лизинга продолжил активно развиваться - объем "нового бизнеса" составил 5,1 млрд долл., а рост - около 40%. Доходы лизинговых компаний увеличились по сравнению с предыдущим годом более чем на полмиллиарда долларов. Реальный прирост объема профинансированных средств в 2005 году составил 44%, а лизинговых платежей - 40%, меньше, чем в предыдущие годы, когда оба показателя превышали 50%. Замедление темпов роста лизинговых платежей и объема профинансированных средств в 2004-2005 годах в первую очередь связано с "взрослением" рынка и сопутствующими ему изменением структуры, удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также графиков платежей и финансирования, в том числе с появлением сделок, близких к проектному финансированию.

Содержание

Состояние и тенденции рынка лизинга в 2005 году
Тенденции и перспективы отдельных секторов рынка
Ключевые характеристики бизнеса лизинговых компаний
Новое в налогообложении лизинговых операций
Краткая методика исследования и рейтингов лизинговых компаний 2005

Приложение
Рейтинг лизинговых компаний России

50 крупнейших лизинговых компаний России по объему нового бизнеса
Рэнкинги лизинговых компаний по регионам

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Приволжском ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Дальневосточном ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Северо-Западном ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Сибирском ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Уральском ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Центральном ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в Южном ФО

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в г. Москве

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих в г. Санкт-Петербурге
Рэнкинги лизинговых компаний, работающих со следующими видами оборудования:

Автотранспортные средства,

легковые автомобили

иные объекты пассажирского автотранспорта

автотранспорт грузовой

авторемонтное оборудование

Железнодорожный транспорт,

в том числе

локомотивы

пассажирские вагоны

грузовые вагоны

Авиатехника

Суда

Дорожно-строительная техника

Прочая строительная техника

Погрузчики

Складское оборудование

Портовое оборудование

Сельскохозяйственная техника

Оборудование для добычи полезных ископаемых

Оборудование для производства неметаллических минеральных продуктов

Оборудование для производства нефтепродуктов

Машиностроительная техника

Оборудование для металлургии

Энергетическое оборудование

Химическое оборудование

Медицинское оборудование

Пищевое и холодильное оборудование

Оборудование для производства тары

Оборудование для текстильной промышленности

Лесозаготовительное оборудование и лесовозы

Деревообрабатывающее оборудование

Оборудование для производства бумаги и бумажных изделий

Полиграфическое оборудование

Телекоммуникационное оборудование

Компьютеры и офисное оборудование

Системы безопасности

Здания и сооружения

Промышленные комплексы
Рэнкинги лизинговых компаний по размеру бизнеса лизингополучателей:

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих с малым бизнесом

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих со средним бизнесом

Рэнкинги лизинговых компаний, работающих с крупным бизнесом

Учредителями проекта "Лизинг в России" в 2005 году стали лидеры российского рынка лизинга:

ОАО "Авангард Лизинг"

ЗАО "Атлант-М Лизинг"

ОАО "Главлизинг"

ООО "ИР-Лизинг"

ООО "Райффайзен-Лизинг"

ОАО "РТК-Лизинг"

ЗАО "Объединенная лизинговая компания ЦЕНТР- КАПИТАЛ"

Ассоциация лизинговых компаний "Промсвязьлизинг"

 

Состояние и тенденции рынка лизинга в 2005 году

Темпы прироста лизинговых платежей и объемов профинансированных средств В 2005 году рынок лизинга продолжил активно развиваться - объем "нового бизнеса" составил 5,1 миллиарда долларов, а рост - около 40%. Доля лизинга в ВВП составляет 0,99%, а в инвестициях в основные средства - 5,7% . Рынок перешел на новую стадию развития: основная масса лизинговых компаний перешла к продуманному развитию, как количественному, так и качественному. Период становления рынка закончился, конкуренция от года к году усиливается, на рынок начинают выходить крупные западные игроки, и лизинговые компании, оценив ситуацию, перешли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса.

В 2005 году рынок лизинга продолжил активно развиваться - объем "нового бизнеса" составил 5,1 миллиарда долларов, доля лизинга в ВВП составляет 0,99%, а в инвестициях в основные средства - 5,7% . В 2005 году произошло снижение темпов роста рынка (график 1). Темпы прироста лизинговых платежей сократились с 66% в 2004 году до 40% в 2005, а темпы прироста объема профинансированных средств - соответственно с 51 до 44%.

Замедление темпов роста в последние годы в первую очередь связано с "взрослением" рынка и сопутствующими ему изменением структуры, удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также графиков платежей и финансирования, в том числе с появлением сделок, близких к проектному финансированию.

При этом объем лизинговых платежей, полученных 113-ю лизинговыми компаниями за 9 месяцев 2005 года, составил 2,1 миллиарда долларов, или 2,8 миллиарда за год (график 2). Таким образом, доходы лизинговых компаний увеличились более чем на полмиллиарда долларов по сравнению с предыдущим годом.

При этом объем сделок, по которым компании получили платежи, увеличился с 5,9 миллиардов (по 107 компаниям) до 12,5 миллиардов (по 113 компаниям). (График 3).

 

Объем лизинговых платежей, полученных компаниями в 2002-2005 гг. Объем текущих сделок в 2002-2005 гг.

Значительное увеличение суммарного объема текущих сделок связано с тем, что в текущем году лизинговые компании не только заключили большое количество новых сделок - размер "нового бизнеса" лизинговых компаний по итогам 2005 года составил 5,1 миллиарда долларов, - но и продолжили обслуживать большинство сделок, заключенных в 2003-2004 годах. При этом объем законченных сделок в 2005 году по сравнению с 2004 резко снизился и составил менее миллиарда. Наряду с ростом объема текущих сделок это свидетельствует о том, что рынок перешел на новый этап развития - основная масса лизинговых компаний, доведя до завершения сделки, заключенные в 1998 - 2002 гг., и набравшись опыта, перешла к продуманному развитию, как количественному, так и качественному. На это также указывает то, что в 2005 году большинство активных игроков рынка впервые сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития, в то время как ранее они занимались преимущественно обслуживанием сделок и осуществляли планирование в целях ведения текущих сделок в пределах одного года. Период становления рынка закончился, конкуренция от года к году усиливается, на рынок начинают выходить крупные западные игроки, и лизинговые компании, оценив ситуацию, перешли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса.

Объем средств, профинансированных 113-ю лизинговыми компаниями по договорам лизинга, составил 3,9 миллиарда долларов (график 5). В 2004 году при примерно том же объеме "нового бизнеса" (5 миллиардов долларов) объем профинансированных средств по данным 107 компаний был существенно меньше - 2,4 миллиарда. В 2003 году этот показатель равнялся 1,5 миллиардам (по 115 компаниям), а в 2002 - 0,8 (по 56 компаниям - участникам исследования).

 

Рост объемов финансирования при сохранении объема новых сделок объясняется изменением структуры финансирования по договорам лизинга, связанным с "взрослением рынка" и изменением характеристик крупных сделок. Так, по словам Сергея Килейникова, директора по продажам и развитию лизинговой компании "Райффайзен-Лизинг", "сейчас в России сложилась классическая для любого западного рынка лизинга ситуация, когда проекты становятся все более сложными по своей структуре, растет давление по цене, и удлиняются сроки сделок. В этом году наблюдается тенденция увеличения спроса как на лизинговые сделки в рублях, так и в евро. Большинство приобретаемой сейчас техники европейского производства деноминировано в евро, в то время как раньше даже такие сделки предпочитали привязывать к доллару. Что касается клиентов, то они начинают относиться к лизингу как к одному из стандартных финансовых инструментов в портфеле".

Еще одной характерной чертой рынка становится появление новых игроков. Конец 2005 года ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных лизингодателей. В октябре открылась "ЦХГ Меридиан", "дочка" крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов - VB-Leasing International Holding Gmbh, - который будет представлять созданная им компания "ФБ-Лизинг".

Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО "Камаз" ребрендинг провел "Камаз-Лизинг", теперь выступающий на рынке под маркой "Главлизинг". "Камаз" же в свою очередь создал компанию с одноименным названием для продвижения лизинга от производителя.

И это только начало. Новые игроки на рынке продолжат появляться. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных фондов вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом не могут не привлечь внимание зарубежных компаний. Это могут быть как профессиональные западные лизинговые компании, так и занимающиеся продвижением своей техники азиатские поставщики. "По мере улучшения законодательной базы Россия становится более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть, прежде всего, поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого", - отмечает Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний "Промсвязьлизинг".

Объем законченных сделок в 2002-2005 гг. Объем профинансированных средств (без учета авансов) в 2002-2005 гг.

Еще одним вариантом изменения состава игроков рынка может стать возникновение объединенных компаний. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. С ростом точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом, а также прозрачности лизинговых компаний в результате автоматизации, с увеличением объемов лизингового бизнеса, усилением конкуренции на рынке и вследствие ограниченности доступных для лизинговых компаний источников финансирования уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выходить на новые рынки и наращивать объемы сделок.

Тенденции и перспективы отдельных секторов рынка

В 2005 году лизинговые компании увеличили объемы деятельности на уже традиционных для них рынках и стали осваивать новые для себя отрасли. Они стали более активно работать с малым и средним бизнесом и расширили свое присутствие в регионах.

Сегменты рынка лизинга

По сравнению с прошлым годом произошли изменения в размере и доле сегментов рынка (график 6).

Объем текущих сделок с основными видами оборудования

Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз - с 387 миллионов долларов в 2004 году до 1,9 миллиардов долларов в 2005. Столь стремительный рост вызван наконец-то проявившимся интересом РЖД к лизингу как эффективному механизму финансирования обновления подвижного состава. Однако для большинства лизинговых компаний это оказалось не столь актуальным, поскольку монополист фактически создал пул околоотраслевых компаний для реализации этих сделок. В купе с некоторым сокращением спроса на лизинг подвижного состава со стороны независимых перевозчиков это указывает на то, что для компаний, не попавших в число избранных, сегмент лизинга железнодорожного транспорта некоторое время будет не самым интересным и перспективным.

Реальный рост наблюдался также в сегменте автотранспорта - объем сделок на нем увеличился практически в 2 раза и составил более 1,7 миллиарда долларов, что было вызвано не только ростом спроса, но и увеличением числа сделок благодаря внедрению скоринговых процедур оценки лизингополучателей ведущими игроками. Ситуацию на рынке комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО "Райффайзен-Лизинг": "В сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где до их вступления в ЕС автомобильный транспорт был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и "переобуванием" резины, избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуются". Однако, по всей видимости, рынок будет развиваться неравномерно. По мнению Алексея Лабзина, генерального директора ОАО "Главлизинг", "снижение темпов роста ожидается в области лизинга грузового автомобильного транспорта, в нашем исторически профильном сегменте. Во-первых, "живые" автотранспортные предприятия, которые хотели обновить свой парк, уже это сделали. Во-вторых, мы не видим сколько-нибудь значительного увеличения объема перевозок. И кроме того, лизинг грузового транспорта с недавних пор стал очень конкурентной зоной по ценовому предложению".

Особенно активно в сегменте автотранспорта развивался лизинг легкового автотранспорта. В 2005 году его доля в общем объеме нового бизнеса составила более 7, 5% (таблица 1). Доходы лизинговых компаний за год составили также порядка 260 млн. долларов, что на 71,8% больше, чем в прошлом году. При этом около 45% от общего числа сделок на 1 октября 2005 года составляли новые сделки. Средний срок сделок составляет 27 месяцев, и на рынке существует широкий спектр предложений по срокам - от года до трех, а в некоторых случаях даже до 5 лет.

В отрасли легкового автотранспорта на сегодняшний день существует заметный "разогрев". Это связано с тем, что с развитием малого и среднего бизнеса быстрыми темпами растет рынок продажи автомобилей. В результате от лизинговых компаний требуется все больше адекватных предложений по финансированию корпоративных клиентов. При этом в последние год-два вырос спрос на различные дополнительные услуги со стороны потенциальных лизингополучателей. Например, по словам Александра Михайлова, директора по развитию бизнеса компании "Европлан", клиенты все чаще интересуются не только финансированием, но лизингом с остаточной стоимостью, с включенными в договор лизинга расходами по страхованию, техническому обслуживанию автомобилей, аварийной эвакуации, а также с подменными машинами, хранением зимних шин и т.д.

Также на рынке происходит снижение размера авансового платежа. Одним из лидеров и зачинателей этой тенденции является "Европлан", располагающий достаточным объемом западного финансирования. Остальные игроки рынка более консервативны и в основном держат авансовый платеж на среднерыночном 25-30% уровне, смягчая условия лишь для постоянных клиентов.

Рынок продолжает оставаться достаточно привлекательным и для самих лизинговых компаний - так, в течение первых трех кварталов 2005 года на рынок вышли "Агропромышленная Финансовая Компания", "Альфа-Лизинг" и "Росдорлизинг", а такие компании, как "Аргумент", "Бэлти-Гранд", "Верхневолжская ЛК", "ВКМ-Лизинг", "Гознак-лизинг", "КАРКАДЕ", "Комиинкорлизинг", "Лизинг-Моторс", ЛК "УРАЛСИБ", "Лизинговые технологии", "РТК-Лизинг", "Русская лизинговая компания", "РУСТ", "Сибирская лизинговая компания", значительно нарастили и обновили портфель сделок в этом сегменте.

Лизинговые компании продолжили активно работать как с крупными корпоративными клиентами, так и со средним бизнесом и индивидуальными предпринимателями. Так, судя по среднему размеру сделки, на малый бизнес и, соответственно, индивидуальных предпринимателей как на рынок ориентированы прежде всего такие компании, как "Уралвнешлизинг", "АС ФИНАНС", "Атлант-М", "Белфин", "Верхневолжская ЛК", "Дартмастер", "Европлан", "КАРКАДЕ", "Комиинкорлизинг", "Лизинг-Моторс", ЛК "УРАЛСИБ", ЛК "ЦФМ", "Лизинговые технологии", МЛК "СФГ-Лизинг", "Независимость авто лизинг", "ПЛ-лизинг", "Поволжский дом лизинга", "Поволжский лизинговый центр", "Росдорлизинг", "РОССТРО-Лизинг", "РУСТ", "Тольяттинская ЛК", "Транслизингком", "Транспортная ЛК", "ТАЛК", "ЮТэйр-Лизинг" и "Ярфинвест". В связи с наличием на рынке игроков, располагающих значительным резервом для снижения процентных ставок и авансового платежа, а также с ростом привлекательности, конкуренции и отсутствием технических барьеров для вхождения на рынок некоторые компании с опасением ждут развертывания ценовых войн в данном сегменте в ближайшие год-два. Но с учетом значительного роста спроса в регионах, ситуация на рынке может продолжать оставаться достаточно стабильной и благоприятной.

Значительное увеличение объемов лизинга сельскохозяйственной техники и авиатехники по сравнению с прошлым годом в определенной мере обусловлено участием в опросе этом году лидеров в этих сегментах - "Росагролизинга" и "Ильюшин Финанс". Но даже если исключить из рассмотрения "Росагролизинг" и "Ильюшин Финанс", на долю которых приходится соответстенно более 80 и 85% объема текущих сделок в соответствующих сегментах, то окажется, что за 9 месяцев 2005 года объем сделок в негосударственном секторе лизинга сельхозтехники вырос в 1,8 раз, лизинга авиатехники - в 1,98 раза. Причем, по мнению самих независимых компаний, эти сегменты являются достаточно перспективными, несмотря на значительное вмешательство государства. Так, по словам Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр-Капитал", "ожидается дальнейший рост на рынке лизинговых услуг в секторе сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности, что связано с конъюнктурой рынка товаров первой необходимости, прежде всего, с замещением импортных продуктов питания отечественными, появлением новых собственников, формирующих вертикально интегрированные агропромышленные холдинги". Позитивно перспективы этого сегмента оценивают и представители крупнейшего игрока - компании "Росагролизинг": "У села есть спрос, но нет финансовых возможностей его покрыть - последние два года цены на зерно постепенно снижались, что вызвало отсутствие у крестьян свободных средств. При этом общее количество пригодных к эксплуатации комбайнов, тракторов, другой специальной техники снижается, причем темпы выбытия в последние годы выше, чем темпы ввода в эксплуатацию новой техники. В этой ситуации лизинг чрезвычайно востребован".

Не менее оптимистичные взгляды высказываются и в отношении лизинга авиатехники. Комментирует Александр Кожевников, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг": "Авиатехника, я думаю, будет сейчас достаточно актуальна. Другой вопрос, что здесь компании, действующие на территории России, будут очень тяжело конкурировать с западными. Но обновление российского парка б/ушными судами, скорее всего 10-летними, просто необходимо, и от этого никуда не деться. Пассажиропоток растет, выбытие старых самолетов увеличивается, а внешние перевозки с сегодняшним парком скоро станут вообще невозможными. И никаких вариантов, кроме лизинга, здесь, собственно, нет, потому что собственных средств для их покупки нет ни у одной авиакомпании".

Достаточно большой объем текущих сделок заключается по оборудованию для электроэнергетики - более 400 миллионов долларов, что связано с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации. Перспективы работы на этом рынке положительно оценивают и сами лизинговые компании. По словам Александра Кожевникова, "в лизинг начинает вовлекаться энергетика, что не может не радовать, поскольку это очень капиталоемкое направление. При этом энергетика сейчас демонополизируется, поэтому вовлекается, соответственно, не РАО ЕС как таковое, хотя у них тоже есть проекты, а независимый бизнес, который все-таки задумался о своей электрогенерации. Очень сильно настроение в умах изменилось в связи с блэкаутом, который произошел в начальных числах января. Как раз незадолго до этого мы подписали свой первый контракт на независимую электрогенерацию в Краснодарском крае. Сейчас подписан еще один контракт и несколько договоров находятся в разработке". Однако появление у предприятий собственных мощностей - не единственное направление развития этого сегмента. Рассказывает Алексей Акиндинов, генеральный директор ООО "ИР-Лизинг": "Рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое - проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе - проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово-генерирующих компаний. Третье - муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей". Рынок развивается, однако в силу ряда специфических особенностей несколько медленнее, чем мог бы. Комментирует Алексей Киркоров из "ИР-Лизинга": "Специфика лизинга энергетического оборудования заключается в длительности проекта. Сам срок стройки может доходить до года-полутора. И лишь потом начинается выработка электроэнергии, а с ней уже и непосредственно сам срок лизинга. Кроме того, все сделки достаточно сложные и, по сути дела, являются сделками проектного финансирования. Одна из проблем, возникающих в этом сегменте - включение лизинговых платежей в тарифы, к чему непривычна федеральная служба по тарифам. Лизинговая компания является, по сути дела, кредитором, и ей важно, чтобы у лизингополучателя были источники для погашения лизинговых платежей. А эти источники как раз и зависят от тарифов". На сегодняшний день в сегменте оборудования для электроэнергетики работает 29,3% компаний, принявших участие в исследовании. Больше половины из них - 61% - в текущем году заключили как минимум одну сделку, а 42% активно осваивают этот рынок (таблица 1).

Одним из самых быстрорастущих сегментов, как и в прошлом году, несмотря на все еще незначительные объемы, оказался лизинг зданий и сооружений - он вырос на 278%, - однако темпы роста этого сегмента могли бы быть выше, особенно в условиях, когда цены на коммерческую недвижимость продолжают расти. По мнению Александра Кожевникова, "лизинг офисной и торговой недвижимости - это очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Первое обстоятельство, препятствующее развитию рынка, это недокапитализированность: имущество на балансе числится, например, в размере 100 тысяч долларов, а реально стоит 10 миллионов долларов. Соответственно, в этом случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей. Зачастую продать здания так, чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что его права будут гарантированны, просто невозможно, потому что предыдущий владелец просто не озаботился оформлением необходимых документов. А получение их перед продажей занимает иногда месяцы и даже годы". На сегодняшний день перспективы рынка уже оценило 30,2% компаний, принявших участие в исследовании. При этом 11% из них развивали его достаточно активно - доля нового бизнеса в данном сегменте у них составляла не менее половины от общей суммы сделок. По сравнению с прошлым годом на рынке несколько увеличился уровень спроса (с 1,52 в 2004 до 1,79 в 2005 году), и заметно сократился уровень конкуренции (с 1,60 в 2004 до 1,28 в 2005 году). Первое, по всей видимости, вызвано тем, что лизингополучатели уже начали осознавать преимущества лизинга при покупке недвижимости, а также тем, что лизинговые компании все активнее работают в регионах, где процедура оформления сделок с недвижимостью зачастую проще, чем в центре. Сокращение уровня конкуренции, вероятнее всего, обусловлено расширением самого рынка. При этом сегмент лизинга зданий и сооружений является одним из самых низкоконцентрированных (таблица 1).

Практически без изменений остался рынок лизинга деревообрабатывающего и лесозаготовительного оборудования. Совокупный объем сделок в этих секторах практически не изменился за прошедший год, по-прежнему составляя порядка 200 миллионов долларов, а доля сократилась более чем в два раза - с 4 до 1,27%, причем 1,04% приходится на лизинг деревообрабатывающей техники. Темпы роста дохода компаний также оставляли желать лучшего. Например, по деревообрабатывающему оборудованию у двух из трех компаний динамика лизинговых платежей была хуже, чем по портфелю в среднем. При этом каждая вторая компания, работающая на рынке и попавшая в рейтинг, заключила хотя бы одну новую сделку в этом сегменте, а несколько компаний, в том числе крупных, впервые вышли на этот рынок. В результате объем "нового бизнеса" в области деревообработки составил 57,8 миллионов долларов, или 1,1% от значения этого показателя по рынку в целом. При этом реального роста рынка не произошло - заключение новых сделок позволило лишь сохранить уже существующий уровень обслуживания в данном сегменте.

Одна из основных причин стагнации - слабый интерес большинства лизингодателей к данному сектору. Большинство компаний, предлагающих деревообрабатывающую технику в лизинг, не рассматривают эту область в качестве приоритетного направления развития. Так, у 90% лизингодателей на нее приходится менее 10% от объема сделок и доходов, у 80% - менее 5% и у 39% - менее 1%. Исключением являются компании "Смарт-Голд" и "Премьер-Лизинг", для которых сегмент деревообработки является одной из основных сфер деятельности, и его доля составляет около трети текущих сделок. Для "Финансовой Экономической Группы" этот сектор имеет также существенный вес по сравнению с остальными, несмотря на то что на него приходится лишь 21% от общего объема. Кроме того, менее четверти компаний-участниц рейтинга осуществляют массовые сделки с деревообрабатывающей техникой. Так, 10 сделок и более на 1 октября 2005 года осуществляли лишь 13 компаний - "Премьер-Лизинг", "Лизинговые технологии", "Уральский лизинговый центр", "Приволжская лизинговая компания", "Финансово-Экономический Консалтинг", МЛК "СФГ-Лизинг", "Европлан", "Смарт-Голд", "Балтийский лизинг", "Дельта Лизинг", "Райффайзен-Лизинг", "Глобус-Лизинг" и "Финансовая Экономическая Группа". Из оставшихся - более трети в настоящий момент осуществляют лишь 1-2 сделки.

Спрос на оборудование для деревообработки, а значит, и на лизинг при сохранении благоприятной экономической ситуации будет расти. Кроме того, за развитие отрасли активно взялись местные органы власти. Благодаря этому, например, уже сейчас значительно выросла деревообрабатывающая промышленность в Северо-Западном регионе. Целенаправленные действия для ее развития предпринимаются также в Тюменской и Нижегородской областях, Республике Чувашии. Власти применяют как прямые, так и косвенные методы стимулирования деревообработки. Так, в Тюменской области администрация ввела возмещение компаниям процентов по лизинговым платежам. На Урале в ряде областей специально создается инфраструктура, необходимая для эффективного развития отрасли. Высоким потенциалом для развития деревообработки обладает и значительная часть Сибири. Одним из факторов, стимулирующих развитие деревообрабатывающей промышленности, в том числе дополнительный интерес к ней со стороны малого и среднего бизнеса, является наличие устойчивого спроса на ее продукцию. Тем более что прогноз развития рынка лесопромышленной техники на 2004 - 2010 годы весьма оптимистичен.

В среднесрочной перспективе рост потребности предприятий лесопромышленного комплекса в деревообрабатывающей технике может изменить отношение лизинговых компаний к этому сегменту. При этом у лизингодателей появится возможность развивать свой бизнес по двум направлениям. Первое - для крупных универсальных компаний - сотрудничество с крупными вертикально интегрированными холдингами. Однако далеко не все компании решатся развиваться по этому пути в силу традиционно низкой прозрачности контрагентов. Уже сейчас в этом направлении, судя по среднему размеру сделок, работают такие компании, как "Авангард-Лизинг", "Главлизинг", "ИР-Лизинг", "ММБ-Лизинг", "Промышленная лизинговая компания" и "Финансовая Экономическая Группа". Второе направление - предприятия малого и среднего бизнеса. Именно оно может стать основной сферой интереса большинства лизинговых компаний при работе в сегменте деревообрабатывающего оборудования, что будет соответствовать общей рыночной тенденции. Здесь тоже возникнут свои проблемы, связанные с необходимостью обслуживать значительное число небольших сделок и оперативно оценивать контрагентов. В этом сегменте уже более чем успешно работают несколько компаний, в том числе "Премьер-Лизинг", "Приволжская лизинговая компания", МЛК "СФГ-Лизинг", "Европлан", "Смарт-Голд", "Балтийский лизинг" и "Райффайзен-Лизинг". По всей видимости, уже в ближайшие несколько лет у них появится значительное число конкурентов как из числа пока что не слишком активно работающих в данном сегменте компаний, а также тех, кто не захочет ограничиваться первым направлением, так и тех, кому придутся не по вкусу лесопромышленные холдинги.

Практически на том же уровне остался и объем сделок с дорожно-строительной техникой, в то время как рынок прочей строительной техники развивался довольно динамично, увеличившись со 142 миллионов долларов в 2004 году до 394 миллионов в 2005 году. Такое состояние в сегментах строительной и дорожно-строительной техники, видимо, сохранится еще некоторое время. Комментирует Алексей Лабзин: "К сожалению для себя, мы отмечаем, что некоторая стагнация происходит в зоне лизинга оборудования для дорожного строительства. Дело в том, что эта отрасль в сильной степени зависит от бюджета: в отсутствие государственных заказов компании не берут технику в лизинг или делают это в ограниченных объемах. А вот сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше - объем застройки не растет, существующие успешные строительные компании уже укомплектованы современной техникой. Московский сегмент лизинга оборудования для капитального строительства, по-видимому, не будет демонстрировать впредь таких темпов, какие он демонстрировал в 2002-2004 годы".

Работа в регионах

В 2005 году компании продолжили сложившуюся в предыдущие годы тенденцию и достаточно активно развивали бизнес в регионах. При том что более половины компаний зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге (график 7), объем сделок, приходящихся на эти регионы, составляет лишь треть от общего объема (график 8).

 

Наиболее популярным направлением работы пока остается центральная часть России - Москва, Центральный и Приволжский федеральные округа. Здесь на сегодняшний день более или менее активно работает более половины компаний, принявших участие в исследовании. Наименее освоенными с этой точки зрения пока что остаются Дальневосточный и Южный округа - в них представлено менее трети компаний из топ-100.

Особенно активно наращение числа лизинговых сделок идет в Приволжском и Южном федеральных округах. Так, если в общем портфеле доля сделок, приходившихся на эти регионы, составляла соответственно 18,3 и 8,4%, то по сделкам, заключенным в 2005 году, она равнялась уже 19,6 и 9%. При этом если в Поволжском регионе существенно выросло не только число, но и общий объем сделок, то в Южном федеральном округе увеличение объема текущих сделок было не настолько существенно. Это свидетельствует о том, что в первом случае, наряду со значительным числом небольших и средних сделок, определивших существенное увеличение числа сделок, был заключен и ряд крупных договоров, определивший существенный прирост объема сделок. Что касается Юга России, то здесь лизинг развивается в первую очередь как услуга для малого и среднего бизнеса.

Значительное число новых сделок в этом году было заключено также в Центральном округе и Москве. Доля нового бизнеса в этом регионе составила более 41%, что даже несколько выше, чем доля новых сделок по России в целом. Причин тому несколько. Во-первых, в 2004-2005 гг. подошли к концу сроки сделок, заключавшихся в массовом порядке в 2000-2002 годах, и компании просто были вынуждены обновить портфель. И в первую очередь это касалось наиболее старого направления работы многих из них - центральной части России. Во-вторых, судя по отзывам самих компаний, на рынке Москвы и всего Центрального региона произошло заметное увеличение спроса. Чего, кстати, нельзя сказать о Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе в целом, где ситуация продолжает оставаться достаточно стабильной. Также как и в Москве, заметный рост спроса имел место и в двух других уже упомянутых направлениях, в которых происходило активное развитие лизинговых компаний - на Юге и в Поволжье (таблица 2).

Распределение количества лизинговых компаний по регионам России

Распределение объема текущих сделок по регионам России

Таблица 2. Уровни спроса и конкуренции

 

Регион Уровень спроса Рейтинг региона по уровню спроса Уровень конкуренции Рейтинг региона по уровню конкуренции
г. Москва 2,71 1 2.87 1
г. Санкт-Петербург 2,53 2 2.77 2
Центральный ФO (кроме г. Москвы) 2,48 3 2.4 3
Приволжский ФО 2,25 4 2.21 4
Южный ФО 2,23 5 1.76 8
Северо-Западный ФO (кроме г. Санкт-Петербурга) 2,18 6 2.15 5
Уральский ФO 2,12 7 2.03 6
Дальневосточный ФО 2,08 8 1.72 9
Сибирский ФO 2,06 9 1.9 7

Обратной стороной увеличения спроса и развития лизингового бизнеса является рост конкуренции. Особенно это заметно в тех регионах, где происходит активный рост спроса и объема нового бизнеса. Интенсивнее других территорию России осваивают крупные московские универсальные компании. Так, среди ведущих игроков любого региона обязательно присутствует хотя бы 1-2 московские компании. Куда менее активную политику ведут компании из Санкт-Петербурга. Они в основной своей массе продолжают делать упор на развитие бизнеса прежде всего в Северо-Западном направлении. У 83% из них на долю Северо-Западного федерального округа с учетом Санкт-Петербурга приходится более 2/3 портфеля. И это при том что увеличение конкуренции, казалось бы, стимулирующее компании стремиться занять вовремя новые ниши, не беспокоит прочно обосновавшихся на рынке Северо-Запада России местных игроков.

Двигаясь в регионы, лизинговые компании продолжают как заключать единичные сделки, так и открывать новые филиалы по мере появления региональных портфелей. Наиболее перспективными направлениями для развития сети филиалов компании называют Урал, Сибирь и Юг России, где на сегодняшний день уже достаточно большое число реально работающих компаний малого и среднего бизнеса, предъявляющих значительный спрос на лизинговые услуги.

Возвратный лизинг

Динамика объемов профинансированных средств и лизинговых платежей по договорам возвратного лизинга Одним из сегментов рынка лизинга, в причастности к которому решает признаться далеко не каждая лизинговая компания, является возвратный лизинг. Поскольку ряд компаний предпочитают не разглашать информацию о подобных сделках, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание налоговых органов, то объемы и динамику в этом сегменте можно оценить лишь примерно.

Судя по агрегированным данным, объем нового бизнеса в сфере возвратного лизинга за 9 месяцев 2005 года составил около 250 млн. долларов или 5% от общего объема нового бизнеса на рынке. При этом доля подобных договоров в общем объеме текущих сделок составила 7-8%. От года к году прослеживается сокращение темпов роста рынка куда более существенное, чем на рынке в целом. А в 2005 году темпы прироста профинансированных средств по сравнению с 2004 годом даже сократились на 17 % (график 9).

При этом лизинговые компании пока что в массовом порядке не уходят с этого рынка. Так, число компаний, работающих в том числе и по схеме возвратного лизинга, в 2002-2005 годах более-менее стабильно и колеблется от года к году в районе 40% от числа участников исследования. Причем большинство компаний, начав осуществлять сделки такого рода, уже не уходят из этого сегмента.

Как будет дальше развиваться рынок возвратного лизинга, сегодня сказать сложно. С одной стороны, в рамках наметившейся тенденции расширения работы с малым и средним бизнесом спрос на него будет увеличиваться. Возвратный лизинг наиболее актуален именно для небольших компаний. С другой стороны, не все компании захотят привлекать излишнее внимание налоговых органов, которые, по всей видимости, и без того активизируются в связи с изменениями в Налоговом кодексе. В целом же, у возвратного лизинга в России есть все шансы продолжить свое существование и развитие.

Ключевые характеристики бизнеса лизинговых компаний

Клиенты лизинговых компаний

Одной из характерных тенденций прошедшего года является интенсификация работы с малым и средним бизнесом. Число новых сделок с малым и средним бизнесом в общем числе сделок на сегодняшний день составляет уже 80%, в то время как в общем по портфелю оно равняется 70% (график 10, 11).

К концу 2005 года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, - практически столько же, сколько со средним бизнесом (69%). У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. В той же пропорции объем сделок со средним бизнесом увеличился у 52,5% лизинговых компаний.

 

Доля сделок с малым, средним и крупным бизнесом в общем числе текущих сделок

Доля сделок с малым, средним и крупным бизнесом в общем числе новых сделок

Интенсификация работы с малым и средним бизнесом в 2005 году привела к сокращению средней суммы сделки соответственно у 54% и 47,5% компаний, работающих в данном сегменте. Обратная тенденция наблюдалась у 32% компаний по сделкам с малым бизнесом и у 47% - по сделкам со средним бизнесом. При этом никакой зависимости динамики средней суммы сделки от размера компании, степени ее специализированности и опыта работы в данном сегменте не прослеживалось. А у трети компаний, работающих в обоих сегментах, изменения вообще были разнонаправленными. По-видимому, одной из основных причин неоднородности тенденций является то, что лизинговые компании работают с малым и средним бизнесом из различных секторов, что, несомненно, влияет на условия сделок. В среднем же по рынку средняя сумма сделки с малым бизнесом за год сократилась на 25% и составила 41,4 тыс. долл., а средняя сумма сделки со средним бизнесом - на 15%, составив 121,2 тыс. долл.

При этом более половины лизинговых компаний предпочитают работать одновременно как с крупными фирмами, так и с малыми предприятиями. Первые обычно дают им основную долю дохода, вторые - возможность развиваться и лучше чувствовать рынок в условиях усиления конкуренции.

В этом году изменилась и структура источников привлечения клиентов (график 12).

Источники привлечения клиентов

Примерно в 1,5 раза увеличилась доля клиентов, обратившихся повторно - с 9% до 15%, - а также доля клиентов, обратившихся по рекомендациям старых клиентов, поставщиков и партнеров. Это во многом свидетельствует о том, что у лизинговых компаний сформировались устойчивые связи и устойчивые группы клиентов. У крупных компаний эти пропорции еще более четко показывают сложившуюся ситуацию. Например, у компании "Авангард-Лизинг" доля старых клиентов составляет 75%, причем еще 12% - это новые, обратившиеся по рекомендации старых, у "Европлана" более 50%, а у "Объединенной лизинговой компании Центр-Капитал" и "КАРКАДЕ" более 30% клиентов - это повторно обратившиеся клиенты. При этом в целом по рынку более чем в два раза сократилась доля клиентов, привлеченных материнским банком или банком-партнером. Причин тому несколько - рост числа и объемов деятельности независимых от банков компаний и появление собственной клиентской сети у лизинговых компаний как в центре, так и в регионах.

Источники финансирования лизинговых сделок

Источники финансирования лизинговых сделок Расширение деятельности компаний ведет к появлению потребности в дополнительных финансовых ресурсах. Основным источником финансирования лизинговых сделок по-прежнему остаются банки (график 13).

Однако получение банковских кредитов сопряжено для лизинговых компаний с целым рядом трудностей. Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО "Атлант-М Лизинг", отмечает, что "как крупные, так и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должна быть Москва или Московская область. А у нас на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое - объективное - это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10%. Второе требование в какой-то степени абсурдно - банки стремятся получить твердый залог, например, в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания - финансовый посредник и зачастую не владеет и не испытывает необходимости владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем сталкивался непосредственно "Атлант-М", это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк". У компаний, нашедших общий язык с банками, также возникают проблемы. Рассказывает Алексей Лабзин: "Особенных сложностей с финансированием на сегодняшний день нет. Тем не менее существует несколько проблем, осложняющих работу лизинговых компаний. Первая заключается в том, что лизинговым компаниям становится труднее исполнять небольшие сделки, потому что процедурно банки в большей степени ориентированы на финансирование крупных проектов - на практике есть определенная "пропускная способность" банков. И если загрузить крупный банк пакетом мелких сделок, то можно надолго парализовать кредитную линию из-за документарных процедур. Это является причиной постоянного увеличения размеров средней сделки. Вторая проблема - объем кредитного финансирования, основного источника фондирования лизинговых операций для российских лизинговых компаний, не бесконечен. И увеличивать кредитные лимиты в банках можно лишь до какого-то предела. А дальше приходится искать альтернативные источники финансирования. Такими источниками, например, могут быть публичные вексельные или облигационные займы. На сегодняшний день, однако, этими источниками пользуется сравнительно небольшое число компаний".

Динамика собственного капитала и заемных средств лизинговых компаний в 2002-2005 гг. Для того чтобы решить проблему недостаточности финансирования, лизинговые компании продолжают активно наращивать собственный капитал, в основном, за счет увеличения уставного, стремясь стать более привлекательными как для отечественных банков, так и для зарубежных инвесторов (график 14).

Эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем - по мере роста бизнеса лизинговые компании будут привлекать все больше заемных средств, а значит, будут вынуждены увеличивать и собственный капитал, чтобы продолжать оставаться надежными источниками вложения средств для крупных инвесторов. Тем более что более чем у трети лизинговых компаний уровень достаточности капитала остается низким.

Особенно привлекательным с точки зрения многих лизинговых компаний является зарубежное финансирование. Оно в большинстве случаев существенно дешевле российского и, что важнее, практически неограниченно. Однако чтобы использовать эту возможность лизинговой компании необходимо иметь достаточно прозрачную структуру собственности, достаточный уровень финансовой устойчивости, иметь обширный опыт проведения лизинговых сделок и хорошую репутацию на рынке, а также составлять отчетность по международным стандартам.

Одним из способов повышения своей привлекательности в глазах иностранных инвесторов для средних компаний может стать выход на рынок векселей и выпуск облигаций. Некоторые лизингодатели рассматривают этот путь как основной. Рассказывает Иван Курилко, "Атлант-М Лизинг": "Мы уже сейчас предполагаем выйти на рынок векселей, чтобы начать приучать рынок к нашим ценным бумагам, и к концу 2006 года разместить крупный облигационный займ. Кроме того, мы полностью переводим учет, в том числе и управленческий, на МСФО, чтобы повысить свою привлекательность в глазах западных инвесторов, располагающих более длинными и более дешевыми финансовыми ресурсами".

Обеспечение лизинговых сделок

Лизинговые компании продолжают уделять достаточно много внимания обеспечению лизинговых сделок. Как и раньше, они предпочитают страховать лишь риски, связанные непосредственно с оборудованием. К страхованию рисков непосредственно лизинговой деятельности сейчас прибегает лишь 4 из 113 участников исследования - "Росагролизинг", "Камаз", "Поволжский дом лизинга" и "Лизинговые технологии", а доля застрахованных сделок в общем объеме составляет соответственно 1,4%.

При этом наметилась тенденция к увеличению средней страховой суммы по текущим сделкам (таблица 3). По всей видимости, это объясняется в первую очередь ростом стоимости передаваемого в лизинг имущества, в том числе благодаря росту числа сложных сделок и развитию в этом году таких капиталоемких секторов, как железнодорожный транспорт и энергетика.

Таблица 3. Средняя страховая сумма по текущим сделкам

 

  Страхование рисков непогашения лизинговых платежей Страхование рисков, связанных с утратой и порчей объекта лизинга
Средняя страховая сумма по текущим сделкам (млн. долл.) 0,47 119.84
Средняя страховая сумма по текущим сделкам, заключенным в течение 9 месяцев 2005 г. (млн. долл.) 0,52 34.4

Таблица 4. Количество страховых случаев и объем страховых выплат за 9 месяцев 2005 года

 

  Страхование рисков, связанных с утратой и порчей объекта лизинга Страхование риска непогашения лизинговых платежей
Количество наступивших за 9 месяцев 2005 года страховых случаев 1873,00 13
Общая сумма страховых выплат, полученных компаниями за 9 месяцев 2005 года, тыс. долл. 6615,00 312

Тем не менее основные риски лизинговые компании по-прежнему берут на себя и в качестве основного обеспечения используют аванс в размере 25-30% от суммы сделки. Популярными также остаются такие способы обеспечения, как аванс, залог и поручительство. Наиболее распространенной практикой обеспечения сделок является аванс - его использует более 90% компаний. Следующие по частоте использования - поручительство юридических лиц, залог и поручительство физических лиц, применяемые соответственно 70, 56 и 52% компаний. И лишь 17,5% компаний по ряду сделок предпочитают не использовать никакого дополнительного обеспечения. Практически не используется факторинг и соглашения о разделе риска (таблица 5). При этом государственные компании стремятся обеспечить защиту своих интересов ничуть не меньше, чем частные. Например, "Росагролизинг" требует от лизингополучателей гарантийное обеспечение в виде ликвидного имущества, гарантий субъектов федерации, банковских гарантий, страхования финансовых рисков.

Таблица 5. Способы обеспечения лизинговых сделок

 

Способ обеспечения Доля текущих сделок, по которым используется данное обеспечение от общего числа сделок
Залог, кроме предмета лизинга 0,11
Аванс 0,70
Поручительство физических лиц 0,13
Поручительство юридических лиц 0,15
Банковская гарантия 0,01
Страхование непогашения лизинговых платежей 0,02
Гарантия обратного выкупа предмета лизинга поставщиком 0,10
Договор факторинга 0,00
Соглашение о разделении риска с поставщиком 0,00
Без обеспечения 0,03
Другое 0,04

Одной из основных причин, по которым лизинговые компании неохотно прибегают к страхованию, является отсутствие необходимых им страховых продуктов. Большинство страховых компаний берутся лишь за страхование всего портфеля в целом, в то время как лизинговые компании нуждаются в страховании рисков по отдельным сделкам.

Как уже было отмечено, практически все компании, принявшие участие в исследовании, предпочитают сами работать с риском неплатежей. Причем минимизировать риски они начинают еще на стадии рассмотрения сделки. Во-первых, это касается оценки надежности потенциальных лизингополучателей на стадии обращения. При этом целый ряд компаний использует свою схему финансового анализа и определения уровня доверия к клиенту. Во-вторых, лизинговые компании очень тщательно оценивают сам объект сделки. Оцениваются ликвидность предмета лизинга на вторичном рынке, поставщик и, когда это необходимо, наличие полного пакета документов. Представители компании обязательно общаются с теми, кто подает заявку. При этом они стремятся оценить то, какова ниша лизингополучателя на рынке, каковы перспективы непосредственно его бизнеса и обладает ли он необходимой командой для реализации проектов - все это как раз и определяет успешность, а значит, и платежеспособность контрагента. Далее, компании достаточно четко структурируют сделки, прописывая в них все возможные ситуации. Ряд лизингодателей, наученных опытом общения с банками, прописывают в договорах право на инкассо. При этом большинство компаний предпочитают работать с типовыми договорами. Однако это вовсе не означает, что они не идут ни на какие другие условия. Наоборот, для лизинга как одной из форм проектного финансирования характерен, прежде всего, достаточно гибкий подход. Просто лизинговые компании предпочитают работать на основе уже проверенных схем, учитывающих их предыдущий опыт. Уже после заключения сделки лизинговые компании продолжают достаточно активную работу с лизингополучателями. Все чаще лизингодатель как сторона, заинтересованная в устойчивом положении своего клиента, оказывает клиентам помощь в финансовом планировании. Кроме того, многие лизинговые компании производят регулярный мониторинг состояния своих клиентов и ведут у себя нечто вроде внутренней платежной истории лизингополучателей. Наконец, в случае задержки платежа компании сразу же начинают активно работать с проблемным клиентом. Применяемые ими методы зависят от ситуации - от звонков с напоминанием и выездов представителей лизингодателя к клиенту до обращения в суд. Само по себе имущество, переданное в лизинг, остается в собственности лизингодателя, пока не будет выкуплено лизингополучателем, и в силу этого является фактором, существенно минимизирующим риск и последствия от прерывания сделки.

Интересно, что по оценкам самих лизинговых компаний, работа с малым и средним бизнесом зачастую является куда менее рискованной, чем работа с крупными клиентами. Комментирует Иван Курилко, "Атлант-М Лизинг": "Наш опыт показывает, что малый и средний бизнес платят лучше, чем крупный. У нас порядка 50% просроченной задолженности приходится на 1 крупного клиента. Мелкий и средний бизнес дисциплинированнее. Во-первых, мелкий и средний бизнес в большей степени отдает себе отчет в том, что в случае судебного разбирательства мы, скорее всего, выиграем, и что это может навредить его делу больше, чем осуществление выплат. Во-вторых, лица, ответственные за ведение крупного бизнеса, лучше защищены персонально. Даже если мы подадим в суд и выиграем, он лично потеряет меньше, чем мелкий предприниматель, для которого этот бизнес является основным источником доходов. Кроме того, на мелкий и средний бизнес больше способов досудебного воздействия. Так, звонок или приезд очень часто помогают решить проблему". Несколько иначе эта ситуация выглядит с позиции крупной универсальной компании. "Самым дисциплинированным лизингополучателем среднестатистически является физическое лицо. Если Вы один, Вы платите в срок и точно. На больших предприятиях основная проблема - хаос в документообороте, недисциплинированность и иерархическая виртуальность, существующая при оформлении платежей крупными клиентами", - рассказывает Андрей Первышин, "Промсвязьлизинг". При этом платежная дисциплина клиентов может быть обусловлена не только размером бизнеса, но и условиями, исторически сложившимися в том или ином сегменте рынка. В первую очередь это касается сельского хозяйства, где государство традиционно субсидировало производителей, приучив их к тому, что задолженность можно не возвращать, а реструктуризировать. Неудивительно, что это создает дополнительные трудности для лизинговых компаний.

Развитие автоматизации и финансового планирования

В связи с расширением бизнеса, ростом спроса и конкуренции перед многими лизинговыми компаниями встала задача внедрения скоринговых процедур, автоматизации управленческого и финансового учета. Комментирует Алексей Киркоров из "ИР-Лизинга": "Необходимость финансового планирования только сейчас понемногу начинает осознаваться большинством компаний. У многих компаний даже финансовая служба не занимается долгосрочным планированием и прогнозированием деятельности - или времени не хватает, или просто не уделяется этому внимание. Конечно, планирование ведется, но ведется не в целом по компании, а по отдельным блокам. А сводный план составляется лишь на сроки 3-5 месяцев. А когда ведешь сделки сроком 3-5 лет, это не спасает. При этом если количество сделок в компании превышает 50 штук, и у нее нет какой-то сформированной методологии и программы для обработки этих сделок, то ситуация в ней попросту становится неконтролируемой. Именно поэтому сейчас наблюдается повышенное внимание всех лизинговых компаний к системам автоматизации. Они интересуются, во-первых, тем, как обслуживать заключение сделок, и, во-вторых, как вести по ним планирование". Часть компаний пошли по пути самостоятельной разработки необходимого программного обеспечения, но большинство уже сейчас начинает обращаться к специализированным компаниям, которые в этом году уже готовы предоставить ряд специализированных продуктов, созданных с учетом особенностей лизинговой деятельности, - свои решения активно предлагают "Inera", "1С:Хомнет", "Импакт-Софт" и "РБК-Софт". Программные решения для лизингового бизнеса строятся на 3 основных платформах - Microsoft Business Solution Navision, MBS Axapta, 1С. На основе MBS Navision построены решения компаний "РБК СОФТ" и "Импакт-софт", на базе 1С - решение компаний "1С:Хомнет" и "Инталев". Программную платформу MBS Axapta использует "Сибинтек". Так, решения на базе MBS Navision уже выбрали для себя такие компании, как "Главлизинг", "Компания Розничного Кредитования" и ОЛК "Центр-Капитал", на базе 1С - "Каркаде", "ММБ-Лизинг", "Лизинговая компания УРАЛСИБ", "Лизинг-Моторс", "Пермский Лизинговый Альянс", "Элемент-Лизинг", "Ханса-Лизинг" и "ЭКСПО-Лизинг". Большинство лизинговых компаний только начали внедрять специальные программные продукты или еще только присматриваются к существующим на рынке вариантам, поэтому процесс интенсивной автоматизации лизингового бизнеса продолжится в 2006 году и, по всей видимости, в первой половине 2007 года.

Новое в налогообложении лизинговых операций

Ряд изменений на рынке связан с вступлением в силу с 1 января 2006 года некоторых поправок к Налоговому Кодексу. Изменения касаются налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Кроме этого в 2005 году достаточно острым оставался вопрос, связанный с выплатой налога на имущество.

Изменения по налогу на прибыль

Во-первых, согласно изменениям в пп.10 п.1 ст.264, подтверждается возможность лизингодателя учитывать расходы на приобретение имущества и, в соответствии с п.8.1 ст.272, списывать их пропорционально сумме лизинговых платежей при определении базы по налогу на прибыль. В результате появится существенно больше договоров, в которых балансодержателем предмета лизинга будет выступать не лизингодатель, а лизингополучатель - теперь это перестанет быть невыгодным для лизинговой компании.

Во-вторых, разрешен вопрос, касающийся дооборудования или модернизации объекта лизинга лизингополучателем - неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается последним, будет подлежать амортизации у арендатора и не будет облагаться налогом на прибыль у арендодателя. Это даст лизинговым компаниям дополнительные возможности по проведению сложных и долгосрочных сделок, в процессе которых может требоваться модернизация или дооборудование предмета лизинга.

В-третьих, с 1 января 2006 года организации имеют право списать на расходы единовременно 10% первоначальной стоимости основных средств при их приобретении, а также 10% расходов при их достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении или частичной ликвидации. Это окажет дополнительный положительный эффект на развитие практики постановки объекта лизинга на баланс лизингополучателя.

Еще одна налоговая инновация позволит повысить эффективность лизинговых компаний в ближайшем будущем - с первого января 2006 года сумма переносимого убытка увеличена с 30 до 50% от налоговой базы, а с 1 января 2007 года убытки будут переноситься на будущее без каких либо ограничений. Это особенно актуально для лизинговых компаний, работающих со сложным оборудованием по долгосрочным сделкам в тех случаях, когда период до ввода объекта в эксплуатацию может составлять от полугода до года.

Кроме того, с 1 января 2006 года российские лизинговые компании, имеющие акционеров-нерезидентов, столкнутся с новым правилом, ужесточающим условия уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Комментирует Алексей Кузнецов, старший менеджер "Ernst&Young": "Изменения коснутся правила "недостаточной капитализации" - ограничения на вычет процентов по долговым обязательствам перед иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей 20% уставного капитала российской организации-должника (так называемая контролируемая задолженность). В отношении банков и лизинговых компаний правило "недостаточной капитализации" применяется, если контролируемая задолженность более чем в 12,5 раз превосходит долю собственных средств предприятия, приходящихся на иностранного кредитора, в то время как для обычных налогоплательщиков предельное соотношение установлено на уровне 3. При превышении указанного соотношения заемщик делает расчет предельной величины вычитаемого процентного расхода, остальные проценты по "контролируемой задолженности" рассматриваются в качестве дивидендов для налоговых целей. С 1 января 2006 года для того чтобы лизинговая компания могла применять вышеназванный коэффициент 12,5, ей необходимо заниматься исключительно лизинговой деятельностью .

Изменения, введенные Законом № 58-ФЗ, существенно расширили сферу применения правила "недостаточной капитализации". Это правило с 1 января 2006 года будет распространяться также на российские организации, признаваемые аффилированными лицами иностранной компании, а также на ситуации, когда такое аффилированное лицо или непосредственно иностранная компания выступают гарантами или поручителями исполнения долгового обязательства. В этой связи возникает ряд вопросов с налогообложением процентов, переквалифицированных в дивиденды, в случае когда они уплачиваются российской компании. В соответствии с Законом № 58-ФЗ такие дивиденды считаются дивидендами, уплаченными иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность. При этом не установлены правила удержания налога с таких дивидендов, существуют неясности в применении налоговой ставки по таким выплатам, в частности, применимости положений соглашения об избежании двойного налогообложения с государством, в котором иностранная компания является налоговым резидентом".

Совершенствование законодательства может привести и к иным негативным последствиям для лизинговых компаний, например, в виде учащения проверок по налогу на прибыль. Рассказывает Алексей Киркоров, финансовый директор ООО "ИР-Лизинг": "Если прошлый год и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную стоимость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок по налогу на прибыль. Это связано с тем, что по огромному количеству вопросов недостаточно разработана нормативная база даже не в плане "Закона о лизинге", а в плане налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и нежелательные последствия.

Сейчас на первый план выходит проблема, связанная с понятием выкупной цены. Это понятие не было четко определено и формулировалось по-разному разными контрагентами. Часть игроков на рынке считает, что выкупная цена - это стоимость имущества, по которой имущество было приобретено при передаче в лизинг, а часть - что это цена, по которой имущество переходит в собственность от лизингодателя к лизингополучателю по окончании сделки.

Откуда взялся первый подход, не понятно. Дело в том, что при такой трактовке выкупной цены из лизингового платежа пытаются выделить всю стоимость имущества, которая была заплачена поставщику при приобретении, и эту сумму считать ценой приобретения имущества. Соответственно ее пытаются не включать в лизинговый платеж, она не относится на расход, как лизинговый платеж. То есть, по сути дела пытаются трактовать лизинговую сделку как аренду с правом выкупа, где выкупная цена - это цена имущества, а арендные платежи - это разница между лизинговым платежом и самой ценой имущества. К сожалению, некоторые аудиторы, а вслед за ними и налоговые органы сейчас стали придерживаться именно этой трактовки.

В тоже время последние письма Минфина говорят о том, что он придерживается второй традиционной позиции, когда выкупная цена - это цена по которой имущество переходит в собственность лизингополучателя по окончании лизингового договора. Естественно, что данная сумма единовременно на расходы лизингополучателем не относится.

В результате сейчас будет достаточно большое количество судебных разбирательств, часть из которых уже идет, и пока что в пользу лизинговых компаний

Еще одна проблема при проверках по налогу на прибыль будет связана с зачетом авансов, полученных лизингодателем. Дело в том, что периодически у налоговых органов возникает идея зачесть все авансы сразу в выручку у лизинговой компании. В тоже время целый ряд других участников рынка считают, что это некорректно, неправомерно, потому что все-таки лизинговая услуга носит долгосрочный характер. Она не может быть оказана на 30% стоимости имущества единовременно".

Изменения по НДС

Изменения в налоговом законодательстве коснулись не только налога на прибыль, но и НДС. "С 1 января 2006 года момент определения налоговой базы установлен как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров (работ, услуг), оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом компании, закрепившие ранее в учетной политике метод определения налоговой базы по оплате, будут иметь право до 1 января 2008 года включать в налоговую базу фактически поступившие денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности, не погашенной на 31 декабря 2005 года", - поясняет Дмитрий Рыбко из "Ernst&Young".

Это приведет к тому, что в случае задержек платежей, столь характерных для лизинговой деятельности в целом, лизинговые компании окажутся вынуждены принимать на себя дополнительные расходы, а это означает, что в какой-то мере могут стать более строгими требования лизинговых компаний к лизингополучателям. С другой стороны, складывающаяся ситуация послужит для лизинговых компаний дополнительным стимулом для активного внедрения системы финансового планирования и контроля.

Изменения в НДС также не решают одной из основных проблем, с которыми сталкиваются лизинговые компании, а именно - проблему скорости возмещения НДС. Сегодня вся процедура в лучшем случае занимает 6-7 месяцев, в худшем - год и более, что приводит к существенной иммобилизации средств лизинговых компаний и уменьшает эффективность лизинговой деятельности.

Налог на имущество

Одной из наиболее актуальных налоговых проблем 2005 года стала выплата налога на имущество лизинговыми компаниями по переданным ими в лизинг и учитываемым у себя на балансе объектам.

Согласно правилам бухгалтерского учета, предметы лизинга учитываются у лизинговых компаний на счете доходных вложений в материальные ценности, которые не относятся к основным средствам. Исключение составляют лишь банки, осуществляющие лизинговые операции - они учитывают переданное в лизинг имущество в составе основных средств. При этом в п. 1 ст. 374 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на имущество, является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. А в отношении предметов лизинга не выполняются некоторые условия п. 4 ПБУ 6/01. В частности в связи с этим предметы лизинга не являются для лизингодателей объектом обложения налогом на имущество, по мнению Минфина (Письма Минфина РФ от 31.08.2004 N 03-06-01-04/16, от 19.11.2004 N 03-06-01-04/133, от 19.11.2004 N 03-06-01-04/137, от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26, от 28.02.2005 N 03-06-01-04/118 и от 03.03.2005 N 03-06-01-04/125). Проблема в том, что совершенно противоположной позиции придерживается ФНС (Письмо ФНС РФ от 14.10.2004 N 21-3-05/437) и Управление ФНС по г. Москве (Письма от 22.11.2004 N 23-10/1/74871, от 03.12.2004 N 23-10/1/77814, от 22.12.2004 N 23-10/1/83358). В связи с этим, а также с оглядкой на существующую судебную практику (Решение ВС РФ от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809, Определения КС РФ от 25.03.2004 N 94-О и от 02.10.2003 N 384-О), многие лизинговые компании предпочитают все-таки платить налог на имущество, хотя обоснованность требований налоговых органов по-прежнему остается сомнительной.

Изменения в налоговом законодательстве решают одни проблемы, порождая при этом другие. Тем не менее прогресс очевиден - наконец-то решена основная проблема, связанная с постановкой имущества на баланс лизингополучателя.

Раздел подготовлен аналитиками рейтингового агентства "Эксперт РА" с использованием материалов, предоставленных компаниями "Ernst&Young" и "ИР-Лизинг", а также публикаций в СМИ и других источников в свободном доступе.

Краткая методика исследования и рейтингов лизинговых компаний 2005

Оценка объема и темпов роста российского рынка лизинга в 2005 году основана на данных, предоставленных 113 российскими лизинговыми компаниями-участниками проекта "Лизинг в России" по состоянию на 1 октября 2005 года. По нашим оценкам, бизнес этих компаний составляет около 70% от общего объема реальных лизинговых сделок в России в 2005 году. При этом мы не учитываем лизинговые сделки, которые служат исключительно для налоговой оптимизации внутри холдингов, поскольку доступной информации о них нет и, кроме того, они, как правило, не подчиняются общим тенденциям на рынке. Такие лизинговые компании фактически не являются финансовыми посредниками в экономике, либо выполняют эту роль в крайне ограниченной форме и потому обычно не представляют интереса ни для посторонних лизингополучателей, ни для инвесторов. К "рыночным" мы относим лизинговые компании, выполняющие функцию реальных финансовых посредников, предоставляющих финансирование предприятиям реального сектора экономики. По нашей оценке, в России в настоящее время действуют 250-300 "рыночных" лизинговых компаний.

Для оценки объема и темпов роста рынка лизинга, а также для построения рейтингов лизинговых компаний нами были разработаны собственные показатели, которые, по нашему мнению, наиболее соответствуют сложившейся практике этого рынка.

Показатель объема нового бизнеса или объема новых сделок включает в себя все заключенные в течение исследуемого периода договора лизинга, профинансированные в сумме, превышающей аванс лизингополучателя. Он рассчитывается на основании данных по текущим и законченным сделкам.

Показатели объема законченных и текущих сделок свидетельствуют о наличии успешной истории лизинговых компаний и всего рынка, о его современном состоянии и перспективах в будущем. При этом под объемом текущих сделок мы понимаем стоимость всех сделок, профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя, по которым на определенную дату (на 1 октября 2005 года) продолжают поступать лизинговые платежи.

Показатель объема профинансированных средств отражает объем инвестиций, осуществленных лизинговыми компаниями в экономику в текущем году. Наконец, показатель объема лизинговых платежей отражает доходы, полученные лизинговыми компаниями. Последние два показателя также используются нами для оценки динамики рынка.

Для оценки объемов и динамики профинансированных средств и полученных лизинговых платежей нами используются данные, полученные путем экстраполяции по

9 месяцам 2005 года. Подобная практика базируется на предположении о том, что рынок лизинга в целом, в отличие от бизнеса отдельных компаний, не подвержен сезонным колебаниям.

В качестве дополнительного показателя, характеризующего, с одной стороны, будущие доходы компании, а с другой стороны, ее реальный портфель на определенную дату, мы также используем показатель объема лизинговых платежей к получению. Под объемом лизинговых платежей к получению понималась вся сумма платежей по текущим сделкам, которые компании должны получить после 1 октября 2005 года. В частности, именно он был выбран нами для оценки уровня концентрации на рынке в целом и в отдельных его сегментах.

Величина спроса и конкуренции в различных сегментах определялась на основе агрегирования оценок, данных самими лизинговыми компаниями, работающими в различных сегментах рынка и оценившими их как низкие (1), средние (2) или высокие (3).

В этом году мы изменили методику присвоения рейтингов лизинговым компаниям-участникам. В отличие от предыдущего года, когда рейтинги лизинговых компаний основывались на одном показателе - объеме полученных лизинговых платежей, - в этом году мы решили вернуться к существовавшей ранее традиции комплексной оценки, основанной на ряде показателей. Ранжирование лизинговых компаний для генерального рейтинга было проведено по пяти показателям - объему текущих сделок, объему полученных лизинговых платежей, объему лизинговых платежей к получению, уровню достаточности собственного капитала, который рассчитывался как отношение собственного капитала компании к валюте баланса, и дополнительно по объему профинансированных средств. Показатели имели различные весовые коэффициенты, полученные путем экспертной оценки. В рейтинг были введены два новых показателя - объем лизинговых платежей к получению и уровень достаточности собственного капитала как индикаторы потенциала получения дохода и привлечения внешнего финансирования. При этом для оценки достаточности капитала мы использовали достаточно жесткие, по мнению ряда компаний, критерии: низкий уровень - менее 5%, средний уровень - 5-10% и высокий уровень - 10% и выше, - отражающие в первую очередь возможность привлечения банковского финансирования, традиционно являющегося одним из главных источников средств для лизинговых компаний.

В качестве дополнительного к основному рейтингу в этом году представлен рейтинг лизинговых компаний по объему нового бизнеса. Он позволяет сравнить бизнес российских и европейских компаний по рейтингу LeaseEurope.

Рейтинги компаний по различным сегментам рынка, в отличие от общего рейтинга, не агрегировались и строились в отдельности для нескольких показателей.

Все данные для расчетов и рейтингов представлены в долларах США. Пересчет осуществлялся на основе средних за период курсов доллара, рубля и евро.



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка