Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России: высокие темпы роста

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России: высокие темпы роста

В 2004 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" продолжило ежегодный проект по исследованию и информационному сопровождению российского рынка лизинга. Предлагаемое далее Вашему вниманию исследование рынка проведено по данным 9 месяцев 2004 года. Сведения для исследования предоставили 110 лизинговых компаний.

В течение года на рынке произошли как количественные, так и качественные изменения. Темпы роста лизинговых компаний по разным показателям составили за 9 месяцев от 50% до 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Качественным сдвигом стало заметное увеличение предприятий малого и среднего бизнеса среди клиентов лизинговых компаний. Если несколько лет назад налоговые льготы были ключевым фактором спроса на лизинг, то теперь этим фактором становится спрос со стороны малых и средних предприятий.

Хотя эта и ряд других тенденций находятся в русле мировой практики лизингового бизнеса, российские лизинговые компании по отдельным показателям все еще значительно отстают от своих коллег из развитых стран. Прежде всего, речь идет о капитализации российских лизингодателей, уровень которой в абсолютном выражении остается весьма низким. По нашему мнению, увеличение собственного капитала должно стать первоочередным приоритетом развития российских лизинговых компаний в ближайшие годы.

Оглавление

Объем и темпы роста рынка
Основные характеристики лизинговых компаний в 2004 г.
Новые тенденции рынка в 2004 г.
Перспективы рынка

Приложение

Рейтинги лизинговых компаний

Рейтинг лизинговых компаний России по объему полученных лизинговых платежей

Кривая Лоренца для рынка лизинга по показателю лизинговых платежей за 2004 г.

Рейтинг лизинговых компаний России по объему профинансированных средств

Рейтинг лизинговых компаний России по динамике объема профинансированных средств

50 крупнейших лизинговых компаний России по размеру собственного капитала

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок за 9 мес. 2004 г

15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению финансирования через векселя.

15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению финансирования через банковские кредиты

15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению финансирования через коммерческие кредиты
Рейтинги лизинговых компаний по регионам

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Приволжском ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Дальневосточном ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Северо-Западном ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Сибирском ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Уральском ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Центральном ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Южном ФО

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Москва.

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Санкт-Петербург

Компании, взаимодействующие с заграницей, по объему текущих сделок
Рейтинги лизинговых компаний по стоимости сделок с отдельными видами объектов лизинга

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с пассажирским автотранспортом

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с грузовым автотранспортом

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для пищевой промышленности

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с полиграфическим оборудованием

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с деревообрабатывающим и лесозаготовительным оборудованием

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с дорожно-строительной техникой

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с другими видами строительной техники

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с сельскохозяйственной техникой

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи полезных ископаемых

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи углеводородного сырья

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с телекоммуникационным оборудованием

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с компьютерным и офисным оборудованием

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с ж/д транспортом

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с авиатехникой

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с судами

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с машиностроительной техникой

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок со зданиями и сооружениями

Объем и темпы роста рынка

Оценки объема и темпов роста российского рынка лизинга в 2004 г. основаны на данных, предоставленных 110 российскими лизинговыми компаниями - участниками проекта "Лизинг в России" по состоянию на 1 октября 2004 г. По нашим оценкам, бизнес этих компаний составляет около 70% от общего объема лизинговых сделок в России в 2004 г. При этом мы не учитываем долю лизинга, предназначенного для распределения ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации: информация о деятельности этих компаний обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для "рыночных" лизинговых компаний. Такие лизинговые компании фактически не являются финансовыми посредниками в экономике, либо выполняют эту роль в крайне ограниченной форме и потому обычно не представляют интереса ни для посторонних лизингополучателей, ни для инвесторов.

Говоря здесь о рынке лизинга, мы имеем ввиду "рыночные" лизинговые компании, выполняющие функцию реальных финансовых посредников, обеспечивающие внешним финансированием реальный сектор российской экономики. По нашей оценке, в России в настоящее время действуют не более 200 "рыночных" лизинговых компаний.

Показатели опрошенных нами компаний свидетельствуют о том, что в 2004 г. рынок лизинга в России продолжил развиваться очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга 107 лизинговыми компаниями, за 9 месяцев 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 г. составил 51%. В 2002 г. по отношению к 2001 г. этот показатель по 56 компаниям - участникам проекта составил 73%, а в 2003 г. по отношению к 2002 г. для 115 компаний - 49% (см. график 1).

График 1
Объем профинансированных средств (без учета авансов) в 2002-2004 гг., млн. долл.

Объем профинансированных средств в 2002-2004 гг.

За 2004 г. объем рынка лизинга по показателю объема средств, профинансированных 107 лизинговыми компаниями по договорам лизинга (не считая авансов лизингополучателей), достигает 2 373 млн долл. (рынок лизинга не подвержен сезонным или циклическим колебаниям, поэтому мы прогнозируем объем рынка за год исходя из данных за 9 месяцев). Такую сумму данные компании непосредственно привлекли из внешних источников в финансирование реального сектора экономики.

Стоимость текущих сделок 108 компаний (то есть всех сделок, профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя, лизинговые платежи по которым продолжают поступать по состоянию на 1 октября 2004 г.) составила 5 886 млн долл. Объем заключенных лизинговыми компаниями сделок, но не профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя, составил 5 558 млн долл.; а объем сделок, законченных опрошенными компаниями в течение 9 месяцев 2004 г. - 4 108 млн долл. (см. график 2). По сравнению с прошлым годом можно констатировать заметное увеличение как объема законченных сделок, что свидетельствует о "взрослении" рынка, формировании его успешной истории, так и увеличение объема заключенных сделок, свидетельствующее о большей уверенности лизинговых компаний в том, что финансирование для сделок будет найдено (раньше компании предпочитали не допускать разрывов во времени между заключением сделки и ее финансированием).

График 2
Объем законченных, текущих и заключенных сделок за 9 месяцев 2004 г., млн. долл.

Объем законченных, текущих и заключенных сделок за 9 месяцев 2004 г.

Объем лизинговых платежей, который опрошенные компании получат в 2004 году (по данным 9 месяцев), составил 2 003 млн долл., что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост объема лизинговых платежей, полученных 56 компаниями - участниками проекта в 2002 г. по сравнению с 2001 г. был аналогичен - 73%, а полученных 105 лизинговыми компаниями в 2003 г. по сравнению с 2002 г. составил 76% (см. график 3).

График 3
Темпы роста лизинговых платежей и профинансированных средств (2002-2004 гг.), %

Темпы роста лизинговых платежей и профинансированных средств

Объем всего российского рынка лизинга по традиционному показателю "объема нового бизнеса" в 2004 г., то есть по стоимости всех сделок, заключенных в 2004 г. (профинансированных и не профинансированных лизингодателем; данные за год приведены оценочно, на основе данных за 9 месяцев, с учетом того, что рынок лизинга не подвержен сезонным или циклическим колебаниям) можно оценить в 5 млрд долл. Таким образом, можно оценить долю лизинга в ВВП как 0,9%, а в инвестициях в основные средства - как 6%. В исследовании российского рынка лизинга, проведенном Группой по развитию лизинга Международной Финансовой Корпорации в 2001 году доля лизинга в инвестициях в ВВП составляла 0,5% (объем рынка в 2001 году был оценен в 1,7 млрд. долл.), а в основные фонды - 3%. Таким образом, можно констатировать рост на 0,4 и 3 процентных пункта соответственно. Этот показатель все же еще довольно далек от показателей стран ОЭСР, где доля лизинга составляет, как правило, от 15 до 30% всех капиталовложений и 2-5% от ВВП. В развивающихся странах, с менее развитыми рынками лизинговых услуг, посредством механизма лизинга осуществляется 3 - 15% капиталовложений.

Для оценки объема и темпов роста рынка лизинга, а также для построения рейтингов лизинговых компаний нами были разработаны собственные - приведенные выше - показатели, которые, по нашему мнению, наиболее соответствуют сложившейся практике этого рынка. Дело в том, что традиционные показатели, используемые для оценки рынка лизинга на Западе, не всегда достоверны в российских условиях. Так, показатель "объема нового бизнеса" включает в себя все заключенные в течение года договора лизинга, в том числе непрофинансированные, хотя, как показывает опыт некоторых компаний, заключение договора не всегда является гарантией его финансирования. В связи с этим мы разделяем показатели "заключенных сделок" (не профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя), и "профинансированных средств" (объема средств, профинансированных лизинговой компанией по договорам лизинга). Показатель объема профинансированных средств за год необходим также для сравнения объема рынка лизинга в текущем и прошлых годах.

Показатели объема законченных, текущих и заключенных сделок, свидетельствуют о наличии успешной истории лизинговых компаний и всего рынка, о его современном состоянии и перспективах в будущем.

Наконец, показатель объема лизинговых платежей, полученных лизинговыми компаниями в течение года, объединяет в себе все названные выше показатели. Этот консервативный показатель, пожалуй, наиболее надежен для оценки реального качества и объема рынка, поскольку отражает как наличие успешной истории лизинговых компаний (объем полученных лизинговых платежей свидетельствует одновременно о том, сколько сделок было заключено ранее и о том, насколько надежные были выбраны лизингополучатели), так и ее доходы в настоящее время. В связи с этим именно этот показатель был выбран нами для основного рейтинга лизинговых компаний, поскольку позволяет учесть при ранжировании как объем их бизнеса (размер доходов), так и их эффективность (рейтинги лизинговых компаний приведены в приложении).

Основные характеристики лизинговых компаний в 2004 году

Деятельность лизинговых компаний в полной мере характеризуется несколькими основными параметрами: это источники привлечения финансирования, клиенты и источники их привлечения и виды оборудования, передаваемого в лизинг. Эти основные параметры российских лизинговых компаний нам удалось оценить при помощи проведенного опроса.

График 4
Доля различных источников в финансировании
лизинговых сделок (от объема профинансированных
средств за 9 месяцев 2004 года), %

Доля различных источников в финансировании лизинговых сделок Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок - это ключевой фактор успеха лизинговой компании (см. график 4). Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. Очевидно, что в этом отношении преимущество имеют лизинговые компании, созданные при банках. Комментирует Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Одно из значимых конкурентных преимуществ нашей компании заключается в том, что мы работаем в одной связке с банком и не разделяем заработок компании и заработок банка. Мы можем, например, немного уменьшить маржу банка, немного уменьшить маржу лизинговой компании, и получится, например, уже в полтора раза дешевле. Поэтому стоимость предлагаемого нами лизингового финансирования ниже, чем могут позволить себе многие другие компании". Однако банковские кредиты доступны отнюдь не только для лизинговых компаний, созданных при банках. "Как можно судить по опыту "Камаз Лизинг", база кредиторов крупных лизинговых компаний постоянно расширяется", - говорит Алексей Лабзин. - "С точки зрения банков, крупные лизинговые компании являются качественными заемщиками: их бизнес в основном довольно прозрачен, они своевременно погашают кредитные обязательства. Поэтому банки охотно кредитуют лизинговые компании, как понятные и часто подконтрольные им структуры, даже на фоне дефицита длинных рублевых ресурсов".

Поскольку главным конкурентным преимуществом лизинговой компании является источник финансирования, компании стремятся расширить количество этих источников и используют самые разнообразные инструменты привлечения финансирования.

Уже в 2002-2003 гг. обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Облигации выпустили компании "РТК Лизинг" (привлекли 1,5 млрд руб. в 2002 г.), "Глобус Лизинг" (привлекла в 2003 г. 320 млн руб.), "Информ-сервис-лизинг" (разместила в 2003 г. эмиссию объемом 15 млн руб.). Безусловно, облигации - весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными ограничениями. По мнению опрошенных нами руководителей лизинговых компаний, этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективной клиентской базой. Поэтому данный способ под силу далеко не всем лизинговым компаниям. Кроме того, эмиссия облигаций связана для лизинговых компаний с рядом трудностей, с которыми они не сталкиваются при получении банковского кредита: проведение аудита известной компанией, получение кредитного рейтинга, полная прозрачность бизнеса. Тем не менее, участники рынка оценивают перспективы облигаций как инструмента финансирования лизинговых компаний весьма позитивно. В то же время считается, что лизинговая компания может позволить себе эмиссию облигаций только при объеме лизингового портфеля не менее сотни миллионов долларов. А таких компаний в настоящий момент немного. Скорее всего, в 2004-2005 гг. многие компании достигнут этого уровня, и тогда можно ожидать значительной эмиссионной активности лизинговых компаний на рынке облигаций.

Если эмиссии облигации еще в будущем, то эмиссии векселей уже сейчас становятся все более распространенным явлением. Вексельное финансирование обычно довольно краткосрочное, но позволяет из серии краткосрочных заимствований выстраивать среднесрочные ресурсы для финансирования сделок. Пока в российской практике векселя обычно используются для расчетов и финансирования между аффилированными компаниями. Векселя представляются весьма перспективным инструментом финансирования лизинговых сделок: по данным международного рейтингового агентства Fitch, в мире финансовые и лизинговые компании выпускают больше векселей, чем любая другая отрасль.

График 5
Способы обеспечения сделок, используемые
лизинговыми компаниями (в % от общего
количества сделок)

Способы обеспечения сделок, используемые лизинговыми компаниями Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования. Надо отметить, что иностранные поставщики, располагающие большей финансовой мощью и свободными средствами по сравнению с отечественными, охотнее идут на предоставление коммерческих кредитов лизинговым компаниям. Поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки, то в итоге условия сделки для конечного лизингополучателя оказываются очень выгодными.

Одним из наиболее перспективных направлений развития финансирования лизинговых сделок Алексей Федоров, генеральный директор "Атлант-М Лизинг", считает секьюритизацию портфелей лизинговых компаний, через выпуск облигационных займов.

По его мнению, препятствием для этого является с одной стороны, низкий уровень развития фондового рынка в России, с другой стороны - неготовность самих лизинговых компаний и потенциальных инвесторов к использованию этого инструмента.

Основным путем повышения надежности лизинговых сделок с точки зрения инвестора, а следовательно, возможность для лизинговой компании привлекать финансирование на более выгодных условиях, является применение различных способов обеспечения лизинговых сделок. Объект лизинга в настоящее время не является единственным обеспечением лизинговой сделки. Несмотря на это лизинговые компании все-таки предлагают более гибкие условия финансирования, чем банки, поскольку готовы работать с самым широким спектром видов обеспечения (см. график 5). Основным видом обеспечения сделки является аванс лизингополучателя (применяется в 54% от количества текущих сделок всех опрошенных компаний), который обычно составляет 25-30% от суммы лизинговой сделки. Если в исследовании рынка лизинга в 2003 году мы отмечали тенденцию снижения аванса в лизинговых сделках, то в 2004 году эта тенденция не продолжилась. Комментирует Павел Голубков, генеральный директор Лизинговой Компании "Медведь": "Поскольку авансовый платеж зачастую является основным инструментом снижения рисков по договору лизинга, вряд ли стоит ожидать резкого уменьшения его размера. По нашим прогнозам, средний размер аванса вряд ли упадет ниже 20% от контрактной стоимости в ближайшее время".

Большое значение имеют поручительство юридических лиц (11%), гарантия обратного выкупа со стороны поставщика оборудования (10%) и даже поручительство физических лиц (7%).

В качестве обеспечения практически не используется банковская гарантия (менее 1%). И это вполне объяснимо: ведь если банк готов предоставить лизингополучателю гарантию, такому банку проще самому же профинансировать данного клиента. Для заемщика этот вариант тоже дешевле, поскольку в случае обеспечения лизинговой сделки банковской гарантией он должен платить и лизинговой компании, и банку, а в случае банковского финансирования - только банку.

Таблица 1
Страхование имущественных и коммерческих рисков по договорам лизинга в 2004 г.

 

Сумма текущих сделок лизинга, по которым застрахованы имущественные риски (млн. долл.) 4023
Доля сделок с застрахованными имущественными рисками в общей стоимости сделок 0.9
Сумма текущих сделок лизинга, по которым застрахованы коммерческие риски (млн. долл.) 89
Доля сделок с застрахованными коммерческими рисками в общей стоимости сделок 0.02
(Данные по 90 компаниям)

Источник: "Эксперт РА"

Таблица 2
Количество страховых случаев и объем страховых выплат за 9 мес. 2004 г.

 

  Страхование рисков, связанных с утратой и порчей объекта лизинга Страхование рисков непогашения лизинговых платежей
Количество наступивших за 9 мес. 2004 г. страховых случаев 1512 2
Общая сумма страховых выплат, полученных компаниями за 9 мес. 2004 г.(тыс.долл) 6152 37

Источник: "Эксперт РА"

Страхование риска непогашения лизинговых платежей используется лишь в 1% сделок опрошенных компаний. Доля сделок, по которым застрахованы коммерческие риски в общей стоимости сделок составляет ненамного больше - 2% (см. таблицы 1 и 2). По оценкам руководителей лизинговых компаний, страхование коммерческих рисков пока не имеет больших перспектив в лизинге. Комментирует Джеймс Горхэм из Универсального Лизингового Холдинга: "Зачем нам обращаться в страховую компанию за страхованием финансовых рисков, когда управление рисками - это одна из наших основных задач как финансового посредника. И мы справляемся с этой задачей лучше, чем любой страховщик, поскольку страховщик меньше нас знаком со спецификой управления рисками в лизинге, со спецификой наших клиентов". Эту точку зрения подтверждает и Юрий Чукавин, директор де- партамента по работе с корпоративными клиентами страховой компании "Энергогарант": "Поскольку при страховании риска неуплаты лизинговых платежей или невозврата кредита и процентов страховщик берет на себя фактически весь риск этого финансового посредника, то неизвестно, останется ли какая-то прибыль самому финансовому посреднику". Поэтому крупные лизинговые компании предпочитают создавать собственные резервные фонды на покрытие убытков и самостоятельно управлять рисками - благо уровень неплатежей российских лизингополучателей находится на очень низком уровне. Комментирует Алексей Федоров, "Атлант-М Лизинг": "Резервный фонд на покрытие убытков формируется в течение года из текущих лизинговых платежей. По итогам года мы закрываем убытки из резервного фонда, оставшуюся его часть относим на прибыль".

Впрочем, страхование имущественных рисков в лизинговых сделках имеет гораздо более широкое распространение. Доля сделок с застрахованными имущественными рисками составляет 90% от общей стоимости сделок опрошенных нами компаний (см. таблицы 1 и 2). Интересно отметить, что страхование объектов лизинга очень привлекательно и для самих страховщиков. "Убыточность имущественного страхования по договорам лизинга в среднем на 20% ниже, чем в среднем по нашему портфелю страхования имущественных рисков", - отмечает Юрий Чукавин из "Энергогарант". - "Это обусловлено более бережливым отношением к объекту лизинга со стороны клиентов лизинговых компаний".

Основным критерием выбора страховщика становится региональная сеть страховщика и его связь с банками. "Поскольку лизинговые компании имеют обычно широкий региональный охват клиентов, то и страховая компания должна присутствовать в регионах - чтобы быстрее и качественнее обслуживать лизинговые компании и их клиентов", - говорит Юрий Чукавин. "Кроме того, в основном лизинговые сделки наиболее активно страхуют те страховые компании, которые тесно сотрудничают с банками. Потому что именно банковские кредиты - основной источник финансирования для лизинговых компаний", - продолжает он. Сотрудничество между лизинговой компанией и страховщиком может быть весьма тесным: лизинговая компания страхует все свои сделки у одного страховщика, а страховщик инвестирует свои ресурсы в эту лизинговую компанию. В силу взаимной выгоды данной схемы, а также в силу высокой привлекательности лизинговых сделок как объекта инвестиций для страховщиков (вследствие высокого уровня надежности этого бизнеса и в то же время довольно высокой рентабельности) эта схема получает все более широкое распространение. В течение последних двух лет на рынке появилось несколько лизинговых компаний, созданных непосредственно при страховщиках.

Несмотря на свою привлекательность, такие схемы резко повышают риски страховщика: в случае возникновения проблем при реализации лизинговой сделки страховщик может одновременно столкнуться и с необходимостью осуществления страховых выплат, и с потерей своих инвестиций.

Еще одним важным фактором, с точки зрения привлечения инвестиций, является репутация компании, наличие истории работы. Так, большая часть профинансированных в 2004 году средств по договорам лизинга (53%) приходится на компании, учрежденные в 1999-2002 гг. (см. график 6). Доля компаний, учрежденных в 2002-2004 гг. на рынке совершенно незначительна. "Новые сильные игроки не появились в этом году", - считает Джеймс Горхэм председатель правления Универсального Лизингового Холдинга. - "Усиливают свои позиции в основном старые компании".

Относительно небольшая доля компаний, учрежденных до кризиса 1998 года объясняется тем, что само массовое развитие лизинга началось лишь после кризиса (тогда же был принят первый закон о лизинге), да и не многим из первых лизинговых компаний удалось пережить кризис.

График 6
Доля компаний, начавших свою деятельность в разные периоды (по объему профинансированных средств в 2004 г.), %

Доля компаний, начавших свою деятельность в разные периоды

График 7
Объемы сделок с основными видами объектов лизинга, млн. долл. и %

Объемы сделок с основными видами объектов лизинга

Ключевой характеристикой деятельности лизинговых компаний является информация о видах оборудования, передаваемых ими в лизинг. Данные о долях сделок с различными видами оборудования и транспорта (см. график 7) позволяют констатировать основную закономерность - высокий уровень ликвидности объекта лизинга. Большие доли среди объектов имеют такие безусловно ликвидные объекты, как пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, машиностроительная и дорожно-строительная техника, деревообрабатывающее и лесозаготовительное, а также полиграфическое оборудование. Значительная доля телекоммуникационного оборудования в портфеле сделок лизинговых компаний обусловлена высоким уровнем внутреннего спроса на это оборудование, при его высокой стоимости. Уменьшение долей сельскохозяйственной техники и авиатехники по сравнению с прошлым годом обусловлено тем, что в этом году в анкетировании не приняли участие крупнейшие компании, получающие государственное финансирование - Росагроснаб и "Ильюшин Финанс".

В наиболее развитых сегментах рынка лизинга, таких как автотранспорт, к 2004 году лизинг занял положение ведущего канала сбыта. Комментирует Алексей Федоров: "Доля продаж при помощи лизинга в общем объеме продаж Холдинга "Атлант-М", специализирующегося на торговле автотранспортом, неуклонно увеличивается. В 2002 году доля продаж грузовой техники при помощи лизинга составляла 5%, в 2003 году -20%, сейчас эта доля достигает уже 50%".

Особо следует отметить рост в 2,5 раза за год объема сделок с железнодорожным транспортом, что обусловлено, прежде всего, активизацией закупок государством этого транспорта. Рост мог быть и выше, если бы не сдерживался ограничениями мощностей производителей. Комментирует Андрей Николаенко из "Петролизинг Менеджмент": "Многие компании охотнее приобретают в лизинг бывшие в эксплуатации цистерны и вагоны, потому что они стоят намного дешевле, чем новые. Тем более бэушных вагонов можно сразу купить крупную партию, а в России на сегодняшний день партию в 100-200 вагонов даже с отсрочкой в 3 месяца просто негде достать. Заводы просят большие авансы, часть которых пойдет на восстановление какого-то замороженного цеха, чтобы произвести заказанную партию продукции".

Наиболее популярным объектом лизинга остается грузовой и пассажирский автотранспорт: около 90% из 110 компаний - участников исследования имеют сделки с этими объектами. В то же время участники опроса оценивают уровень спроса на грузовой и пассажирский автотранспорт как наиболее высокий - 2,6 и 2,4 баллов соответственно (по трехбалльной шкале, см. таблицы № 3 и 4). Выше - только спрос на оборудование для добычи углеводородного сырья (2,8 балла). Как наиболее высокий оценивается также спрос на дорожно-строительную технику (2,24), железнодорожный транспорт (2,09) и прочую строительную технику (2,03).

Оценки уровня конкуренции по видам передаваемого в лизинг оборудования (оценивалась также по трехбалльной шкале) в среднем выше, чем оценки уровня спроса и тесно с ними коррелируют. По уровню конкуренции лидируют те же виды объектов лизинга, что и по уровню спроса, в той же последовательности.

Таблица 3
Уровень спроса на различные виды объектов лизинга

 

Место Виды объектов лизинга Уровень спроса
1 Оборудование для добычи углеводородного сырья 2.8
2 Автотранспорт грузовой 2.6
3 Автотранспорт пассажирский 2.4
4 Дорожно-строительная техника 2.24
5 Ж/д транспорт 2.09
6 Прочая строительная техника 2.03
7 Сельскохозяйственная техника и продукция 1.93
8 Деревообрабатывающее и лесозаготовительное оборудование 1.9
9 Телекоммуникационное оборудование 1.86
10 Пищевая переработка 1.85
11 Машиностроительная техника 1.8
12 Полиграфическое оборудование 1.76
13 Компьютеры и офисное оборудование 1.74
14 Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья) 1.7
15 Здания, сооружения 1.52
16 Авиатехника 1.27
17 Суда 1

Таблица 4
Уровень конкуренции по различным видам объектов лизинга

 

Место Виды объектов лизинга Уровень конкуренции
1 Автотранспорт грузовой 2.6
2 Автотранспорт пассажирский 2.4
3 Дорожно-строительная техника 2.33
4 Ж/д транспорт 2.3
5 Прочая строительная техника 2.21
6 Оборудование для добычи углеводородного сырья 2.16
7 Машиностроительная техника 2.05
8 Пищевая переработка 2
9 Деревообрабатывающее и лесозаготовительное оборудование 1.9
10 Полиграфическое оборудование 1.88
11 Сельскохозяйственная техника и продукция 1.87
12 Компьютеры и офисное оборудование 1.8
13 Телекоммуникационное оборудование 1.79
14 Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья) 1.7
15 Авиатехника 1.68
16 Здания, сооружения 1.6
17 Суда 1.5

Источник: "Эксперт РА", по оценкам лизинговых компаний

Перспективным объектом лизинга являются здания и сооружения - в развитых странах они занимают до 30% в портфелях лизинговых компаний. Однако длительные сроки амортизации (даже с учетом коэффициента ускорения 3) и проблемы с законодательством не позволяют реализовать потенциал этой рыночной ниши. "Спрос на лизинг недвижимости ощутимо растет""Но пока есть другие ниши, в которых можно заработать прибыль в том же объеме, но гораздо более просто, и не чувствуя под собой зыбкую почву нашего законодательства в области недвижимости и прав на землю". На другие виды недвижимости - суда и самолеты - также приходится не очень большая доля среди объектов лизинга. Это связано с их высокой стоимостью и длительными сроками амортизации, что обуславливает требования к длительности сроков финансирования. Поэтому лизинговые компании зачастую предпочитают передавать в лизинг уже бывшие в эксплуатации суда и самолеты - их стоимость ниже, а сроки амортизации короче.

В 2004 году крупные коммерческие лизинговые компании начали проявлять интерес к лизингу сельскохозяйственного оборудования. До недавних пор лизинг сельскохозяйственного оборудования был почти всецело вотчиной государственных компаний "Росагролизинг" и "Росагроснаб" и не привлекал внимания коммерческих лизинговых компаний, вследствие низкого уровня надежности лизингополучателй (до 80% российских сельскохозяйственных предприятий убыточны). Комментирует Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Сейчас мы активно развиваем лизинг сельскохозяйственного оборудования, к сезону 2004 года нами поставлено техники на 15 млн долл., в 2005 планируем поставить на 30 млн Это связано с тем, что на местах появилось много цивилизованных рыночных игроков - производителей сельхозпродукции". "У нас довольно много сделок в сфере сельского хозяйства, хотя обычно мы не работаем с колхозами в традиционном понимании", - говорит Алексей Лабзин, "Камаз Лизинг". - "Мы предпочитаем сотрудничать с успешными коммерческими предприятиями, которые пришли в сельскохозяйственное производство из трейдинга или переработки".

Последними по порядку, но не по значению для успеха лизинговой компании, являются способы привлечения клиентов (см. графики 8 и 9). Надо отметить, что, по мнению руководителей лизинговых компаний, цена не является главным критерием для предприятий при выборе лизингодателя. "Опыт нашей компании показывает, что цена лизингового финансирования - далеко не первый критерий выбора лизинговой компании", - говорит Александр Кожевников, "Авангард Лизинг". - "Речь идет, прежде всего, о сложности структурирования сделки, о логистике, предоставлении дополнительных услуг". С ним согласен и Джеймс Горхэм из Универсального Лизингового Холдинга: "Изменились требования к лизингу со стороны клиентов. Если раньше это были требования только в отноше нии предоставления финансирования, то сейчас клиенты уже более опытные, они ожидают от лизинговой компании качественной организации сделки - прежде всего, в плане довольно глубокого понимания специфики оборудования, передаваемого в лизинг".

График 8
Каналы привлечения клиентов (по стоимости сделок), млн. долл.

Каналы привлечения клиентов (по стоимости сделок)

График 9
Каналы привлечения клиентов (по числу сделок)

Каналы привлечения клиентов (по числу сделок)

Среди каналов привлечения клиентов доля повторно обратившихся клиентов наиболее велика как количественно, так и качественно, с точки зрения своего значения управления качеством портфеля. "Камаз Лизинг" заключает много повторных сделок с существующими клиентами, и доля таких сделок постоянно растет", - говорит Алексей Лабзин. - "Внутренняя информационная система позволяет присваивать и отслеживать рейтинг платежеспособности каждого лизингополучателя. С ее помощью компания улучшает качество лизингового портфеля, расширяя объемы бизнеса с компаниями, продемонстрировавшими лучшую платежную дисциплину". Кроме того, важнейшим каналом привлечения клиентов является поставщик оборудования. Хотя формально, по графику, доля поставщиков уступает другим каналам привлечения клиентов, на практике большинство клиентов, которые сейчас относятся к разряду "повторно обратившихся" первоначально пришли по рекомендации поставщика оборудования.

Новые тенденции рынка в 2004 году

Основной тенденций на российском рынке лизинга в 2004 году стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. "В 2004 году большинство лизинговых компаний "повернулись лицом" к малому и среднему бизнесу, для которого раньше даже лизинговое финансирование было труднодоступно", - говорит Андрей Николаенко, коммерческий директор компании "Петролизинг Менеджмент" (банк "Петрокоммерц"). С этим согласен и Алексей Лабзин, генеральный директор компании "Камаз Лизинг": "В течение последнего года вырос спрос на лизинг со стороны небольших частных компаний. Предприятия, которые еще два года назад не могли рассчитывать на то, чтобы стать лизингополучателем, сейчас довольно легко получают лизинговое финансирование. Это связано с тем, что многие лизинговые компании уже научились работать со вторичным рынком оборудования и собрали достаточно большой объем статистики для достоверной оценки платежеспособности клиента. Вследствие этого процедура получения лизингового финансирования упрощается, а круг потенциальных лизингополучателей становится все шире".

По данным интервью, проведенных нами с руководителями лизинговых компаний, в последние годы неуклонно растет доля клиентских заявок, принимаемых к исполнению. Если 3-4 года назад лизинговое финансирование предоставлялось лишь по 10-20% от заявок клиентов, то сейчас эта доля достигает 50%. Это позволяет говорить о том, что лизинговые компании переходят от стратегии индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг. А это предполагает серьезные изменения в самой организации лизингового бизнеса.

 

График 10
Распределение лизинговых сделок
по регионам России (в % и в млн. долл.)

Распределение лизинговых сделок по регионам России

Прежде всего, резко возрастает потребность в автоматизации управления лизинговой компанией. Если при небольшом количестве крупных клиентов вполне можно было обходиться простейшими подручными средствами автоматизации, то при массовом обслуживании именно действующая комплексная АСУ становится одним из ключевых конкурентных преимуществ лизинговой компании. Не случайно именно в 2004 году началось активное продвижение АСУ для лизинговых компаний целым рядом разработчиков. Свои решения для лизингового бизнеса предложили компании "Сибинтек", "РБК Софт", "Импакт Софт", "ComArch", "Инталев", "МК Финанс". На фоне практически полного отсутствия АСУ для лизинга еще год назад, когда желающие автоматизироваться компании были вынуждены делать это собственноручно, нынешнее предложение выглядит действительно впечатляюще.

Во-вторых, для более эффективного обслуживания малых и средних клиентов лизинговые компании вынуждены быстро развивать свою региональную сеть. "Находясь в Москве, мы уже сейчас активно работаем с регионами", - говорит Алексей Федоров из "Атлант-М Лизинг". - "Но, конечно, работа через региональный офис значительно эффективнее". Пока лизинговые компании работали преимущественно с крупными региональными клиентами, не было объективной необходимости содержать дорогостоящие представительства или филиалы в регионах - дешевле было оплачивать разовые командировки. Большинство лизинговых компаний руководствовались к тому же скорее отраслевыми приоритетами и приоритетами по видам оборудования, передаваемому в лизинг, не имея при этом четкой региональной стратегии. С ростом интереса к малому и среднему бизнесу ситуация изменилась.

График 11

"Лизинговые компании все более активно используют сети материнских и родственных структур для продвижения своего ритейлового предложения в регионы", - считает Алексей Лабзин, "Камаз Лизинг". - "Банковские лизинговые компании работают через региональные филиалы банков, а лизинговые компании, созданные страховщиками, вполне успешно начинают работать через их сети". Сама компания "Камаз Лизинг" имеет на данный момент три филиала и планирует открыть четвертый до конца года. А Универсальному Лизинговому Холдингу, располагающему в настоящее время девятью собственными филиалами, с точки зрения региональной сети может позавидовать даже крупный российский банк. Тенденцию развития бизнеса в регионах подтверждают и данные опрошенных нами 110 лизинговых компаний. В 2004 году продолжилось уменьшение доли лизинговых компаний (от их количества) в Москве, соответственно, увеличение их доли в других регионах (см. график 11).

Несмотря на то, что большая часть лизингодателей зарегистрирована в Москве, данные опрошенных нами компаний демонстрируют довольно равномерное распределение объема лизинговых сделок по территории России (см. график 10).

По уровню спроса на лизинг, по оценкам респондентов, лидируют Москва и Санкт-Петербург (2,56 балла по трехбалльной шкале оценки), а по уровню конкуренции Санкт-Петербург даже опережает Москву (2,56 против 2,51 балла). Как по уровню спроса, так и по уровню конкуренции далее лидируют Северо-Западный, Уральский и Центральный ФО (см. таблицы № 5 и 6).

 

Таблица 5 Таблица 6
Рейтинг регионов по уровню спроса на лизинг,
2004 г.
Рейтинг регионов по уровню конкуренции лизинговых компаний,
2004 г.
Место Регион Уровень спроса
1 Санкт-Петербург 2.56
2 Москва 2.56
3 Уральский 2.5
4 Северо-Западный 2.21
5 Центральный 2.1
6 Дальневосточный 2
7 Сибирский 1.98
8 Приволжский 1.96
9 Южный 1.89
10 Заграница 1.67
Место Регион Уровень конкуренции
1 Санкт-Петербург 2.56
2 Москва 2.51
3 Северо-Западный 2.06
4 Уральский 2
5 Центральный 1.98
6 Приволжский 1.8
7 Дальневосточный 1.7
8 Заграница 1.67
9 Сибирский 1.57
10 Южный 1.57

Источник: "Эксперт РА", по оценкам лизинговых компаний

Наименьшее количество сделок заключается с лизингополучателями зарубежных стран - менее 1%. Однако некоторые лизинговые компании связывают с этим направлением свои перспективы развития. "Нашей компании представляется перспективным международный экспортный лизинг в страны СНГ. Хотя наши процентные ставки и выше, чем, например, у немецких поставщиков, но зато поставляемое нами российское оборудование дешевле немецкого, а в странах СНГ есть спрос именно на российское оборудование", - говорит Андрей Николаенко из "Петролизинг Менеджмент".

И, наконец, работа с малыми и средними клиентами подталкивает лизинговые компании к поиску более доступных для этих клиентов предложений. К таким предложениям можно отнести вполне законные схемы возвратного лизинга, при которых предприятие получает финансирование под уже имеющееся у него оборудование, расплачиваясь затем частями как и при обычном лизинге. Особый интерес как лизингодателей, так и лизингополучателей в 2004 году привлек механизм оперативного лизинга. В соответствии с прежней редакцией ФЗ "О лизинге" оперативный лизинг определялся как лизинговая схема, при которой объект лизинга используется не в одной, а в нескольких лизинговых сделках. Хотя оперативный лизинг не пользуется налоговыми льготами (понятие оперативного лизинга исключено из современного ФЗ "О лизинге"), многие участники рынка видят значительный потенциал этого инструмента, а некоторые уже начали его использовать. Преимущество оперативного лизинга перед финансовым заключается в том, что у клиента нет необходимости выкупать объект лизинга и, следовательно, использовать его как минимум в течение срока договора лизинга, который в российской практике достигает пяти лет. Используя оперативный лизинг (по сути, обычную аренду оборудования или транспорта) арендатор имеет возможность, во-первых, часто обновлять свои основные фонды, во-вторых, платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовый лизинг. Применение оперативного лизинга наиболее перспективно в отношении видов оборудования, характеризующихся быстрым моральным устареванием (например, компьютерное, полиграфическое оборудование), в сезонных отраслях (например, сельское хозяйство), для выполнения разовых или нерегулярных работ (например, дополнительная строительная техника для строительства объектов, не типичных для данной строительной компании). Позволяя более развитым предприятиям постоянно обновлять оборудование, оперативный лизинг в то же время облегчает начинающим предприятиям доступ к использованию подержанного оборудования (в том числе, при помощи финансового лизинга). Хотя макроэкономический эффект от использования этого инструмента не столь масштабен, как от финансового лизинга, но и он имеет свое место в экономике, в ряде случаев повышая финансовую гибкость лизингополучателя (арендатора). Поэтому в перспективе можно ожидать установления налоговых льгот и для этого инструмента.

Впрочем, не все тенденции на рынке лизинга связаны с малым и средним бизнесом. Некоторые изменения в лизинговом бизнесе обусловлены сугубо внешними причинами. К таковым, в первую очередь, относится банковский кризис лета 2004 года. По мнению ряда опрошенных нами руководителей лизинговых компаний, банковский кризис привел к резкому роста спроса на лизинговое финансирование. "Летний банковский кризис стимулировал рост спроса на лизинг", - считает Алексей Лабзин из "Камаз Лизинг". - "Доступность кредитных ресурсов банков для средних и мелких корпоративных заемщиков с середины лета снизилась. Это затронуло лизинговые компании в меньшей степени, чем других заемщиков, поскольку лизинговые компании - это крупные клиенты банков. Таким образом, вырос спрос на лизинг". Алексей Лабзин продолжает: "Лизинговые компании, однако, не смогли в полной мере "отработать" выросший спрос. С одной стороны, лизинговым компаниям не удалось быстро увеличить собственные лимиты кредитования, а с другой стороны, система продаж многих лизинговых компаний не позволила "переварить" повышенный спрос". Александр Кожевников, генеральный директор компании "Авангард Лизинг" настроен в этом отношении еще менее оптимистично. "Вследствие банковского кризиса, затруднений с получением кредитов у банков, обращений к нам стало больше", - говорит он. - "Но кризис негативно отразится на экономике, а это, в свою очередь, негативно отразится на рынке лизинга".

Еще одним внешним по отношению к российскому лизингу изменением стало принятие нового Таможенного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 года, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на предприятия, приобретающие основные средства по договорам международного лизинга. С вступлением в силу нового ТК заработал механизм предоставления импортерам беспроцентной рассрочки по уплате таможенных платежей в отношении таких товаров. Новым кодексом увеличены до 34 месяцев предельные сроки временного ввоза в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ. Вовторых, в новом ТК законодательно урегулированы все спорные вопросы, связанные с применением таможенного режима временного ввоза и последующего выпуска в свободное обращение временно ввезенных товаров (раньше из-за свободной трактовки этих вопросов налоговыми и таможенными органами стороны сделки международного лизинга несли дополнительные расходы). Таким образом, оба нововведения призваны снизить налоговую нагрузку при осуществлении сделок международного лизинга.

Однако в силу высокой стоимости и сложности организации сделок, международный лизинг пока не получил широкого распространения в России. Остается надеяться, что изменения в таможенном регулировании подтолкнут развитие этого инструмента.

Справедливости ради, надо отметить, что значительного притока иностранного финансирования пока не происходит не только по договорам международного лизинга, но и через дочерние структуры иностранных финансовых институтов. По мнению Павла Голубкова, ЛК "Медведь", иностранным компаниям довольно трудно находить клиентов, так как их требования к лизингополучателям чрезмерно высоки. Тем не менее, парадоксально выглядит ситуация, когда в России успешно работает ряд лизингодателей с иностранным капиталом, демонстрируя феноменальные для Запада темпы роста при очень низком (даже для Запада) уровне неплатежей и при этом новые лизингодатели с иностранным капиталом на рынке не появляются. Эту ситуацию объясняет Джеймс Горхэм, из Универсального Лизингового Холдинга: "Приходу иностранного капитала препятствует, прежде всего, проблема кадров. Пока еще на российском рынке лизинга почти нет квалифицированных менеджеров, знающих английский язык, близко знакомых с западным стилем ведения бизнеса и пользующихся доверием у иностранных инвесторов". О том, что значительного роста иностранного капитала в лизинговом секторе в ближайшие год-два не предвидится, косвенно свидетельствует и ситуация в банковском секторе. Комментирует Джеймс Горхэм: "Обычно иностранные инвесторы переходят к лизинговому финансированию лишь после того как поймут, как в данной стране работать с банковскими контрагентами. Пока же и в банковском секторе иностранный капитал присутствует крайне ограниченно".

Помимо изменений в Таможенном кодексе, других заметных изменений законодательства в отношении лизинга не производилось, что, впрочем, вполне удовлетворяет руководителей лизинговых компаний. "Законодательство по лизингу сейчас вполне нормальное", - считает Андрей Николаенко из "Петролизинг Менеджмент". - "Главное, что мы сейчас хотим от государства - чтобы оно не мешало развитию лизинга, не меняло правил игры". Эту точку зрения разделяет и Алексей Лабзин из "Камаз Лизинг": "Единственное и главное, что должно сделать государство для российского рынка лизинга - это определить долгосрочные правила игры и решить для себя, что основополагающие документы, такие как, например, Налоговый кодекс, будучи раз принятыми, не должны подлежать изменению или альтернативному толкованию".

Перспективы рынка

Переход к обслуживанию малого и среднего бизнеса - это ключевая тенденция, которая будет определять развитие российского рынка лизинга в дальнейшем. В мировой практике лизинг является инструментом финансирования преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкорисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингополучателя до окончания срока сделки, является гарантией (зачастую единственной и достаточной) успешного осуществления сделки для лизингодателя. Поскольку в большинстве стран мира лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента.

По нашему мнению, к 2004 году налоговые льготы перестали быть ключевой причиной быстрого развития рынка лизинга. Теперь этой причиной стал спрос со стороны малого и среднего бизнеса. В отношениях между лизинговыми компаниями и их клиентами - предприятиями малого и среднего бизнеса можно наблюдать высокий уровень взаимной заинтересованности. Интерес к лизингу со стороны среднего и малого бизнеса обусловлен целым рядом факторов.

Во-первых, в силу специфики лизинговой схемы, требования к лизингополучателям в среднем гораздо ниже, чем, например, при выдаче банковского кредита. Эта особенность весьма актуальна для отечественного малого и среднего бизнеса по двум причинам. Прежде всего, вследствие высоких темпов роста этих предприятий (в среднем намного более высоких, чем у крупного бизнеса). Комментирует Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Многим нашим клиентам требуется иногда двукратное, иногда десятикратное увеличение активов. Банки за такие проекты обычно не берутся. Мы же реализуем их, поскольку в первую очередь ориентируемся на эффективность самого проекта, тем более что объект лизинга остается у нас в собственности".

Во-вторых, благодаря относительно низким требованиям к финансовому состоянию самого лизингополучателя (зачастую акцент переносится на эффективность проекта, под который приобретается объект лизинга), лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования, доступным для многих средних и малых предприятий, особенно "полулегальных". Для теневых предприятий лизинг особенно привлекателен тем, что он позволяет легализовать бизнес, не увеличивая (или незначительно увеличивая) налоговую нагрузку. Ведь если всю добавленную стоимость направлять на выплату лизинговых платежей, она будет включена в состав себестоимости.

Следующее преимущество лизинга для предприятий среднего и малого бизнеса поясняет Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Одно из преимуществ лизинга для среднего и малого бизнеса в России заключается в том, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Например, поставщик настаивает на получении максимальной предоплаты и лишь после этого готов отгрузить оборудование, банк-инвестор хочет получить лучшее обеспечение или гарантии надежности заемщика, а заемщик стремится как можно быстрее и дешевле получить оборудование. То есть лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. В то же время у крупных российских компаний нет необходимости в услугах посредника по организации сделки. В России крупные компании - это холдинги или части холдингов, в составе которых есть и банки, и соответствующие службы, занятые непосредственно организацией таких сделок".

Преимущество крупных предприятий в плане привлечения финансирования заключается и в том, что многие из них фактически могут диктовать свои условия банку. А предприятиям малого и среднего бизнеса, напротив, банки диктуют свои условия. Эта ситуация особенно развита в регионах, где из-за невысокой обеспеченности финансовыми услугами банки фактически имеют монополию на своих клиентов. Такая ситуация складывается также и в силу высокой непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса, вследствие чего издержки на переход от одного банка к другому могут быть неоправданно высоки для заемщика. И для таких компаний, уже имеющих некоторый доступ к заемному финансированию, лизинг может стать единственной возможностью привлечь финансирование на лучших условиях, а также выйти из-под контроля "домашнего " банка.

Еще одно преимущество лизинговых компаний - это гибкость и оперативность, обусловленная их относительно малым размером. Гибкость лизинговых компаний объясняется и тем, что они гораздо менее зарегулированы, чем, например, банки. Это определяет большую маневренность лизинговых компаний по отношению к потребностям своих клиентов, более индивидуальный подход.

Сегмент среднего и малого бизнеса представляется в настоящее время наиболее перспективным и для самих лизинговых компаний. Для этого есть две основные причины. Во-первых, рост самих предприятий среднего и малого бизнеса, по нашим данным, опережающий как рост ВВП, так и рост крупных предприятий обуславливает соответствующий рост спроса на лизинг. Во-вторых, лизинг является единственным или почти единственным инструментом финансирования для теневых предприятий. Поскольку теневые предприятия составляют значительную долю российской экономики, здесь можно прогнозировать перспективное направление для развития лизингового финансирования. Кроме того, именно малые и средние предприятия стремятся работать на наиболее современном и высокотехнологичном (а следовательно, ликвидном) оборудовании, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями.

Помимо спроса со стороны малого и среднего бизнеса есть и еще несколько немаловажных факторов, обуславливающих рост спроса на лизинг. Во-первых, высокий уровень износа основных фондов предприятий, в среднем по промышленности достигающий 60%. По-видимому, этот фактор еще долгое время будет создавать спрос на лизинг. Во-вторых, неэффективность российской финансовой системы в целом и в частности, в отношении финансирования реального сектора экономики. По данным опросов "Российского экономического барометра", на нехватку финансовых ресурсов, которые можно использовать для финансирования инвестиций в основной капитал, указывает 80% предприятий.

И в-третьих, все те же налоговые преимущества лизинга, значение которых увеличивается параллельно с общим сокращением перечня налоговых льгот. В свете названных факторов дальнейшие перспективы роста рынка представляются весьма радужными.

Несмотря на эти причины, возникает вопрос: почему все-таки темпы роста бизнеса лизинговых компаний столь высоки? Темпы роста кредитования банками реального сектора экономики на соответствующие сроки (3-5 лет) гораздо ниже, а доля кредитов, выданных на срок более трех лет в кредитном портфеле российских банков составляет всего 7,5%.

Дело в том, что лизинговые компании, в отличие от банков гораздо меньше зарегулированы, что обеспечивает им большую степень гибкости и более низкий уровень издержек. Деятельность лизинговых компаний регулируется лишь законодательно, не существует ни одного специального надзорного органа. Российские инвесторы тоже не часто предъявляют требования к надежности лизинговой компании, поскольку в первую очередь ориентируются на надежность конечного лизингополучателя. И это преимущество лизинговых компаний содержит в себе их же главную слабость.

Ценой быстрого роста лизинговых компаний становится невысокий уровень их финансовой устойчивости. Размер собственного капитала лизинговых компаний очень невелик в абсолютном значении. И, что еще более важно, отсутствует заметная связь между размером бизнеса и размером собственного капитала лизинговых компаний (корреляция между объемом профинансированных средств за 9 месяцев 2004 г. и размером собственного капитала - почти отсутствует (коэффициент 0,47). Далеко не все компании, занявшие ведущие места в рейтинге по размеру собственного капитала являются лидерами рынка.

Конечно, многие лизинговые компании, особенно крупные, уже сейчас целенаправленно увеличивают собственный капитал. Средние темпы прироста его размера в течение последних четырех лет почти не отстают от средних темпов роста объема профинансированных средств (53% и 58% соответственно, см. график 12).

График 12
Суммарный объем собственного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг., млн. долл.

Суммарный объем собственного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг.

График 13
Суммарный объем уставного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг., млн. долл.

Суммарный объем уставного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг.

И тем не менее, сложившаяся ситуация неблагоприятна в долгосрочном периоде как для развития лизинговых компаний, так и для их устойчивости. Во-первых, обладая небольшим объемом собственных средств лизинговая компания не сможет привлекать финансирование на открытом рынке, особенно иностранное. А именно способность привлекать иностранное финансирование в ближайшие годы станет ключевым конкурентным преимуществом российских лизинговых компаний. Кроме того, лишь при помощи собственных средств лизинговая компания способна начать осваивать новые, перспективные направления бизнеса, чтобы в дальнейшем иметь возможность привлекать в такие проекты заемные средства. Во-вторых, при небольшом размере собственного капитала лизинговые компании сохранят высокий уровень неустойчивости, представляющей серьезную опасность в условиях даже незначительного ухудшения экономической конъюнктуры.

В контексте увеличения инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала российские лизинговые компании стоят перед выбором: либо они научатся привлекаться иностранные инвестиции в качестве эффективного посредника, а значит, быть капитализированными и прозрачными, либо со временем будут вытеснены с рынка дочерними компаниями иностранных финансовых институтов.

График 14
Доля уставного капитала в собственном капитале лизинговых компаний в 2001-2004 гг.

Доля уставного капитала в собственном капитале лизинговых компаний в 2001-2004 гг.

Рейтинги лизинговых компаний

Рейтинг лизинговых компаний России по объему полученных лизинговых платежей

 

Место в рейтинге Компания Сумма полученных платежей
по договорам лизинга
за 9 мес. 2004г., тыс. долл.
1 РТК-Лизинг 302504
2 Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" 105438
3 Авангард-Лизинг 91570
4 Райффайзен-Лизинг 62026
5 Промсвязьлизинг 59621
6 Альфа-Лизинг 59232
7 Глобус-лизинг 53278
8 Росагролизинг 49306
9 Лизинговая компания УРАЛСИБ 46903
10 Русско-германская лизинговая компания 41405
11 ММБ-Лизинг 38127
12 Петролизинг-Менеджмент 32790
13 Европлан 31804
14 Автобусная Лизинговая Компания Скания 30449
15 Балтийский лизинг 30019
16 Интерлизинг 29718
17 Камаз 24876
18 Скания Лизинг 24676
19 Номос-Лизинг 21960
20 Универсальный Лизинговый Холдинг 21524
21 Балтинвест С-Пб. 20736
22 Северная Венеция 16485
23 РМБ-Лизинг 16398
24 Евро Лизинг 15786
25 Русская Лизинговая Компания 15289
26 Стоун-XXI 15100
27 Группа Финансовых Технологий 14500
28 РБ Лизинг 13275
29 Московская лизинговая компания 13145
30 ИР-Лизинг 12106
31 Машиностроительная Лизинговая Компания Машлизинг 12001
32 Лизинговая компания "Медведь" 11835
33 Инвестиционно-лизинговый Центр АК Грузомобиль 11381
34 Главлизинг 11312
35 Сибирская Лизинговая Компания 10774
36 ЛизингКом 9643
37 Уральский лизинговый центр 9292
38 ЮТэйр-Лизинг 8956
39 Приволжская лизинговая компания 8856
40 Управляющая компания "Объединенный лизинг" 8243
41 Петроконсалт 7910
42 Промышленная лизинговая компания 7803
43 Сахалинская лизинговая компания 7794
44 Дартмастер 7771
45 Ликонс 6939
46 Гознак-лизинг 6800
47 Ярфинвест 6615
48 КБП-Лизинг 6476
49 Муниципальная инвестиционная компания 6430
50 Атлант-М Лизинг 6327
51 БелФин 6258
52 МЛК "СФГ-Лизинг" 6200
53 ДаймлерКрайслер Лизинг Автомобили 6154
54 Ханты-Мансийская лизинговая компания 5850
55 Финансово-Экономический Консалтинг 5821
56 Промлизинг 5382
57 Югорская лизинговая компания 5059
58 "Лефко-Лизинг" 5000
59 Транспортная лизинговая компания 4952
60 Веслизинг 4576
61 ДельтаЛизинг 4508
62 Руст 4505
63 Фирма Вега-сервис лтд 4414
64 Инторгкомплект 4352
65 Смарт Голд 4050
66 Независимость Авто-Лизинг 3532
67 Лизинговая компания "Волгопромлизинг" 3382
68 Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания 3229
69 Авиационная Лизинговая Компания Туполев 3221
70 Агентство по инвестициям и лизингу 3156
71 АС Финанс 3025
72 Петербургская лизинговая компания 3016
73 Поволжский лизинговый центр 2984
74 Технолизинг 2954
75 Верхневолжская лизинговая компания 2660
76 ПЛ-лизинг 2500
77 Торгово-промышленная компания "Юг" 2375
78 Лизинговая компания "ЦФМ" 2197
79 Евротраст-Лизинг 2174
80 Экстролизинг 2116
81 Поволжский Дом Лизинга 2102
82 Норд-Вест Лизинг 2060
83 Агропромышленная Финансовая Компания 2000
84 Внештранссервис 1980
85 Универсальная Лизинговая Компания 1969
86 Комиинкорлизинг 1926
87 Первая лизинговая компания 1867
88 Спрэд 1729
89 Прогресс-Нева Лизинг 1645
90 Лизинговая компания "ГРАН" 1527
91 Экспресс-Волга-Лизинг 1492
92 Аргумент 1440
93 Лизинговые технологии 1333
94 ВКМ-Лизинг 1270
95 Яков Семенов 1087
96 Строительно-дорожные машины Трейдинг 966
97 Лизинговая компания Сибири 945
98 Лига Протект 795
99 Пермская Инвестиционно-финансовая Компания Авиализинг 725
100 Лизинг-Моторс 705
101 РЕСОТРАСТ 700
102 Титан-лизинг 685
103 УКБ "Новобанк" 557
104 Удмуртская лизинговая компания 555
105 Премьер-Лизинг 450
106 Бэлти-Гранд 446
107 Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана 427
108 Топ-лизинг 410
109 Мазконтрактлизинг 395
110 Брансвик Рейл Лизинг 378

 

Кривая Лоренца для рынка лизинга по
показателю объема полученных
лизинговых платежей за 2004 г.

Кривая Лоренца для рынка лизинга

Рейтинг лизинговых компаний по объему профинансированных средств
Рейтинг лизинговых компаний России по динамике объема профинансированных средств
50 крупнейших лизинговых компаний России по размеру собственного капитала
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок за 9 мес. 2004 г.
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению финансирования через векселя
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению банковских кредитов
15 крупнейших лизинговых компаний по привлечению коммерческих кредитов

Рейтинги лизинговых компаний по регионам

Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Приволжском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Дальневосточном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Северо-Западном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Сибирском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Уральском ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Центральном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в Южном ФО
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Москва
Рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в г. Санкт-Петербург
Компании, взаимодействующие с заграницей, по объему текущих сделок

Рейтинги лизинговых компаний по стоимости сделок с отдельными видами объектов лизинга

Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с пассажирским автотранспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с грузовым автотранспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для пищевой промышленности
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с полиграфическим оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с деревообрабатывающим и лесозаготовительным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с дорожно-строительной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с другими видами строительной техники
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с сельскохозяйственной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи полезных ископаемых
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с оборудованием для добычи углеводородного сырья
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с телекоммуникационным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с компьютерным и офисным оборудованием
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с ж/д транспортом
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с авиатехникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с судами
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с машиностроительной техникой
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок с зданиями и сооружениями

Учредителями проекта "Лизинг в России" в 2004 году стали
лидеры российского рынка лизинга:

ОАО "Авангард Лизинг"
ЗАО "Атлант-М Лизинг"
ОАО "КамАЗ Лизинг"
ОАО "РТК-Лизинг"
Универсальный Лизинговый Холдинг



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка