Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Резюме

Рынок лизинга в 2014 году: стагнация продолжится. Согласно проведенному опросу руководителей лизинговых компаний, 67% участников полагают, что объем рынка в 2014 году изменится незначительно (± 5%). Результаты опроса за последние три года говорят о том, что прогнозы топ-менеджеров становятся все более осторожными. Кроме того, 19% респондентов ожидают сокращения рынка (по результатам прошлогоднего опроса в 2013 году только 10% опрошенных ожидали спада). Оптимистические ожидания на 2014 год были характерны только для 14% руководителей, при этом 6% надеются на рост рынка более чем на 15%.

Двойной вызов 2014 года. По мнению 84% участников, главными вызовами 2014 года станут низкий уровень спроса, а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов. 14% респондентов в качестве ключевого вызова видят рост стоимости фондирования и ограничение доступа к нему. Проблема фондирования годом ранее стояла гораздо острее (30% участников отмечали данную проблему как значимую в прошлогоднем опросе).

По мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, спад рынка ж/д техники в 2014 году продолжится. Пессимистичные ожидания разделяют 78% участников: 34% проголосовало за незначительное снижение доли сегмента (менее чем на 5 п. п.), 44% – за спад более чем на 5 п. п. Несмотря на возможный объем закупок ж/д техники ОАО «РЖД» в будущем году, только 10% опрошенных участников считают вероятным небольшое оживление данного сектора (рост в пределах 5 п. п.). 12% респондентов ожидают, что доля рынка ж/д не изменится.

Основным драйвером рынка лизинга в 2014 году выступит сегмент авиатехники – так полагают 42% опрошенных респондентов. Почти четверть руководителей видят ключевой потенциал в легковом и грузовом автотранспорте, за строительную и ж/д технику в качестве драйверов будущего года проголосовало только 7% и 2% участников соответственно. Вместе с тем 22% респондентов ожидают высоких темпов роста в прочих сегментах лизингового рынка.

Почти три четверти опрошенных руководителей ожидают дальнейшего роста доли операционного лизинга. 15% респондентов проголосовали за значительный рост оперлизинга (рост доли составит более чем 3 п. п.), а 58% – за умеренную динамику (доля оперлизинга вырастет менее чем на 3 п. п.). За возможное торможение сегмента (и, как следствие, снижение его доли) высказались только 10% участников. Примерно четверть участников опроса будут развивать операционный лизинг в 2014 году, почти столько же руководителей лизинговых компаний указали, что уже предлагают его своим клиентам. Еще 18% только собираются разрабатывать данный продукт.

 

Методика исследования

Опрос был проведен в интерактивном формате в рамках ежегодной профессиональной конференции «Лизинг в России – 2013», состоявшейся в Москве 4 декабря 2013 года. В опросе приняли участие руководители и финансовые директора более 40 лизинговых компаний.

Среди респондентов опроса, в частности, были руководители компаний:«Альфа-Лизинг» (ГК), «АК БАРС Лизинг», «Альянс-Лизинг», «Балтийский лизинг», «Балтинвест», «Газпромбанк Лизинг», «ГТЛК», «Интерлизинг», «ЛК Уралсиб», «Межотраслевая лизинговая компания», «Открытая лизинговая компания», «Петербургская Лизинговая Компания», «Приволжская Лизинговая Компания», «РТК-лизинг», «Сбербанк Лизинг», «Сибирская лизинговая компания», «ЮниКредит Лизинг», «ЭКСПО-лизинг».

 

Итоги опроса

 

 

Около 67% участников опроса полагают, что динамика роста в 2014 году изменится незначительно (± 5%). Результаты опроса по данной теме за последние три года говорят о том, что прогнозы топ-менеджеров становятся все более осторожными. Кроме того, 19% респондентов ожидают сокращения рынка (по результатам аналогичного опроса на 2013 год, только 10% респондентов ожидали спад). Оптимистические ожидания были характерны только для 14% руководителей, 6% из которых надеются на рост рынка более чем нам 15%.

 

 

По мнению 84% топ-менеджеров лизингового рынка, важнейшими вызовами в 2014 году будут низкий уровень спроса (аналогичный прогноз на 2013 год поддержали 32% респондентов) и ухудшение платежной дисциплины клиентов (26% опрошенных на 2013 год). 14% респондентов в качестве вызова видят рост стоимости фондирования и доступа к нему. Проблема фондирования годом ранее стояла гораздо острее (30% участников отмечали данную проблему в опросе на 2013 год). Последним по значимости вызовом стала негативная правоприменительная практика, за нее проголосовали всего 2% опрошенных.

 

 

Согласно ожиданиям большинства топ-менеджеров лизинговых компаний (49% опрошенных), ставки по кредитам и займам вырастут умеренно (в пределах 1–2 п. п.). На удешевление заемных средств в пределах 1–2 п. п. надеются только 7% участников опроса. Около 40% респондентов считают, что колебания ставок составят всего ±0,5 п. п. Половина опрошенных руководителей ожидает в 2014 году умеренного роста ставок в пределах 1–2 п. п. Сильный рост ставок (более чем на 2 п. п.) предполагает 5% участников, в то время как в опросе на 2013 год за такой вариант никто не проголосовал.

 

 

В сегменте лизинга ж/д техники по-прежнему не ожидается значительного роста: только десятая часть опрошенных участников считают возможным небольшое оживление данного сектора (менее чем на 5 п. п.). 12% респондентов считают, что доля рынка ж/д не изменится (по прогнозам на 2013 год аналогично ответили 22%). Пессимистичные ожидания разделяют 78% топ-менеджеров: 34% проголосовало за незначительное снижение доли сегмента (менее чем на 5 п. п.), 44% – за ощутимое снижение (более чем на 5 п. п.).

 

 

55% опрошенных респондентов считают, что заметный объем сделок по авиализингу придется на три крупнейшие лизинговые компании, а 24% участников предполагают, что большая часть операций будет совершена компанией – лидером лизингового рынка. Около 5% руководителей полагают, что крупные сделки будут совершены многими компаниями данного сегмента. Скептически на авиализинг смотрит меньшая часть респондентов, всего 14% из них ожидают падения этого сегмента рынка из-за того, что надежные авиакомпании «закроют» текущую потребность в лизинге.

 

 

Подавляющее большинство участников опроса умеренно позитивно оценивают перспективы роста операционного лизинга в 2014 году: 15% респондентов проголосовали за значительный рост оперлизинга (более чем на 3 п. п.), а 58% – за рост менее чем на 3 п. п. 17% топ-менеджеров считают, что доля оперлизинга не изменится. 5% опрошенных участников ждут снижения доли операционного лизинга менее чем на 3 п. п., такое же количество проголосовало за снижение более чем на 3 п. п. Несмотря на это, значительная часть топ-менеджмента лизингового рынка оптимистично смотрит на динамику оперативного лизинга в 2014 году.

 

 

Несмотря на рост оперлизинга за прошедший год, около 33% респондентов не планируют им заниматься в 2014–2015 годах, и только 18% собираются разрабатывать такой продукт. Примерно четверть участников опроса будут развивать операционный лизинг в 2014 году, почти столько же руководителей лизинговых компаний указали, что уже предлагают его своим клиентам.

 

 

Почти четверть респондентов полагают, что драйвером роста лизингового рынка в 2014 году будет легковой и грузовой автотранспорт. За строительную технику проголосовали 7% участников, а непоколебимые оптимисты (2% проголосовавших) ждут мощнейшего рывка от ж/д сегмента. По мнению 42% опрошенных топ-менеджеров лизинговых компаний, основным драйвером рынка в следующем году будет авиализинг, что подтверждается грядущими крупными сделками и заинтересованностью в этом сегменте лидеров российского лизингового рынка. 22% участников отдали предпочтение другим сегментам.



Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка