Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Страхование сельскохозяйственных рисков

 


КАРТА ПРОЕКТА
Страхование сельскохозяйственных рисков

Содержание



 

  Перейти к итогам проекта

 Скачать полный текст исследования

Резюме

В нынешнем виде реформа сельскохозяйственного страхования с господдержкой может привести к тому, что в проигрыше окажутся все: и сельхозпроизводители, и страховые компании, и государство, и экономика в целом. Если срочно не внести изменения в законопроект о сельхозстраховании с господдержкой, то уже в краткосрочной перспективе система начнет пробуксовывать, а в среднесрочной перспективе вновь потребуется ее пересмотр.

  • Сельхозпроизводители будут воспринимать страховые взносы не как плату за приобретение страховой защиты, а лишь как условие получения безвозмездных дотаций со стороны государства. Лишь небольшое число негативных событий будут признаваться страховыми, стабилизации расходов сельхозпроизводителей не произойдет.
  • Страховые компании будут относиться к сельскохозяйственному страхованию, как к временному каналу получения денег, не будут работать над долгосрочным развитием этого вида бизнеса. При этом возможные задержки в получении субсидий будут дестабилизировать финансовое состояние страховщиков. В случае, если размер субсидий будет секвестрирован, страховщики начнут массово уходить с этого рынка. Кроме того, низкая эффективность страхования может негативно сказаться на имидже страховой отрасли в глазах сельхозпроизводителей.
  • Государство будет вынуждено экстренно тратить значительные средства на безвозмездные субсидии.
  • Экономика в целом также пострадает, так как такая система не будет способствовать развитию ни сельскохозяйственного производства, ни страховой отрасли.

В этих условиях выигрывать будут лишь схемные страховые компании. Так как произойдет подмена экономической сущности страхования, страхователи не будут заинтересованы выбирать надежные страховые компании. В результате будет иметь место ухудшающий отбор недобросовестных страховщиков.

Crash-test не пройден: лето 2010 года показало полную несостоятельность существующей системы сельскохозяйственного страхования. На борьбу с последствиями природных катаклизмов было выделено 35 млрд. рублей из федерального бюджета и 11 млрд. рублей из региональных бюджетов, тогда как суммарные выплаты страховщиков были равны лишь 7,7 млрд. рублей. При этом уровень выплат в сельскохозяйственном страховании с господдержкой составил лишь 72,6% (хотя по логике страхования уровень выплат должен был существенно превышать 100%), в страховании без господдержки – 137,7%.

Основные ограничения сложившейся системы:

  1. Отсутствие стимулов у сельхозпроизводителей заключать договор страхования.
  2. Отсутствие стимулов для повышения уровня производительности аграрных хозяйств.
  3. Финансовая несбалансированность системы.
  4. Невысокое качество страховой защиты.
  5. Коррумпированность и непрозрачность системы.
  6. Низкий уровень развития инфраструктуры.

Pro et contra: в результате «работы над ошибками» был предложен законопроект, устанавливающий новые правила игры в сельскохозяйственном страховании. Эффективность новой модели сельскохозяйственного страхования является спорной.

Плюсы законопроекта (редакция, принятая в первом чтении 1.11.10):

  • Решение проблемы разрыва ликвидности у сельхозпроизводителей.
  • Увязка альтернативных способов поддержки сельхозпроизводителей с фактом приобретения страховки.
  • Распространение господдержки и на страхование рисков в животноводстве.
  • Введение понятия сельскохозяйственного планирования.
  • Решение проблемы географической дифференциации.
  • Формирование фонда компенсационных выплат на случай банкротств страховых компаний (за счет 3% от страховой премии).

Нерешенные проблемы:

  • У аграрных хозяйств так и не появится стимулов для повышения уровня производительности.
  • Разнообразие продуктовой линейки существенно не повысится.
  • Сохранилась проблема балансировки системы.
  • Законопроект не предусматривает особых требований к надежности страховщиков, работающих в системе страхования с господдержкой.
  • Нет системного решения проблемы организации качественной перестраховочной защиты сельскохозяйственных рисков.

Новые проблемы:

  • Сужение страхового покрытия. Страхованием будут покрываться только риски недобора более 50% урожая (по сообщениям СМИ обсуждается вариант в 40%). Однако вероятность такого события крайне мала.
  • Ограничение при банковском кредитовании. Страховка на случай полной гибели урожая не будет приниматься банками в качестве обеспечения залога, так как банкам для защиты от рисков требуется более полное страховое покрытие. Расширение покрытия субсидироваться не будет. Сельхозпроизводители будут вынуждены покупать дополнительную страховку за 100% премии, что приведет к удорожанию заемных средств.
  • Создание дополнительных рисков для страховых компаний. Эксперт РА предупреждает: эта проблема может оказаться критической для специализированных агростраховщиков, значительную часть активов которых будет составлять плохо прогнозируемая с учетом низкой платежной дисциплины федерального бюджета дебиторка в виде будущих субсидий от государства.

По мнению «Эксперт РА» эффективная система сельскохозяйственного страхования с господдержкой должна быть построена на следующих принципах:

  1. Добровольность.
  2. Заинтересованность сельхозпроизводителя.
  3. Риск-менеджмент.
  4. Многовариантность продуктовой линейки.
  5. Стимулирование эффективных сельхозпроизводителей.
  6. Равный доступ к получению субсидий со стороны сельхозпроизводителей.
  7. Сбалансированность.
  8. Прозрачность и отлаженность системы перечисления субсидий.
  9. Создание надежной и многоуровневой системы страховой защиты.
  10. Обязательность института независимой экспертизы.


  Методология
Исследования по теме
Будущее страхового рынка: российская карта рисков
15.11.2017
Роль страхования в России явно не соответствует ни масштабам экономики страны, ни вызовам, с которыми приходится стране сталкиваться. Страхование не играет решающей роли в защите от ключевых рисков. Виды страхования и те проблемы, с которыми сталкиваются население, бизнес и власть, крайне слабо связаны. Нужно обновить повестку дня в отрасли, и эта повестка должна не столько рефлексировать над внутренними проблемами страхования, сколько над решением задач всей страны.
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
Будущее рынка страхования жизни в России
2016-06-06 12:45:07
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.