Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

  Скачать текст исследования

Резюме

Виток эволюции: первая масштабная рецессия на российском страховом рынке привела к изменению целевых ориентиров страховщиков, их владельцев и страхового надзора. В 2009 году объем российского страхового рынка сократился на 7,5% (или 41,4 млрд. рублей), при этом уровень выплат вырос на 10,5 п.п., доля компаний топ-5 во взносах достигла 40,8% (+5,0 п.п.), доля компаний из топ-20 – 69,8% (+4,6 п.п.).

Однако наиболее значимые изменения произошли не в количественной плоскости, а на уровне идеологии:

  • От быстрого роста к устойчивому. Страховая розница и банкострахование, наиболее перспективные сегменты страхового рынка до кризиса, из лидеров роста превратились в лидеров падения, стали источниками проблем и роста убыточности. В 2009 году страховщики всеми силами старались диверсифицировать свои портфели, увеличивая долю корпоративного сегмента.
  • От посредников к страхователям. Если ранее высокие комиссии страховым посредникам позволяли быстро нарастить рыночную долю, то в условиях кризиса возможности посредников существенно сократились, при этом участились случаи их недобросовестного поведения. В результате страховые компании переориентируют свою маркетинговую политику на страхователей – обновляют и расширяют линейку страховых продуктов, более активно используют франшизу, создают бюджетные страховые продукты, развивают прямое страхование.
  • От захвата рыночной доли к повышению рентабельности. До кризиса ведущей стратегией собственников страховых компаний был захват рыночной доли и последующая продажа страховщика. Теперь же основная цель – выживание. Основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизации бизнес-процессов в 2009 году был отмечен всплеск реструктуризации страховых групп, объединений страховых компаний под одним юридическим лицом.
  • От борьбы со схемами к борьбе с неплатежеспособностью. Если ранее деятельность ФССН практически полностью была направлена на пресечение деятельности схемных компаний, то теперь надзор был вынужден переориентироваться на борьбу с неплатежеспособными страховщиками. В условиях отсутствия адекватных инструментов раннего выявления финансовых затруднений у страховщиков, практически единственным основанием приостановления и отзыва лицензии у неплатежеспособных компаний стали жалобы страхователей. Принятие поправок к законам «Об организации страхового дела» и «О несостоятельности (банкротстве)» позволили ФССН расширить свой инструментарий в борьбе с неплатежеспособными компаниями.

Участь динозавров: компании, не сумевшие перестроить свои бизнес в соответствии с новыми условиями, покинут российский страховой рынок. По прогнозам «Эксперт РА», к концу 2010 года на российском страховом рынке останется чуть более 500 страховых компаний, без учета страховщиков жизни и страховых медицинских организаций – около 350 компаний. Конкурентные преимущества получат универсальные компании, ориентированные на клиента и делающие ставку на управление убыточностью.

В ожидании потепления: по оценкам «Эксперт РА», на докризисный уровень 2008 года российский страховой рынок может выйти лишь к 2011 году. В 2010 году объем российского страхового рынка достигнет 532,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 3,6%. Ускоренное развитие рынка возможно только с введением новых широкомасштабных обязательных или вмененных видов страхования (страхования ОПО, противопожарного страхования, страхования ответственности перевозчиков), иначе восстановление рынка будет идти незначительными темпами.

Наибольший вклад в рост рынка в 2010 году внесут следующие виды страхования:
1. ДМС (+9 млрд. рублей или +12% (по темпам прироста взносов)).
2. ОСАГО (+5 млрд. рублей или +6%).
3. Страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд. рублей или +7%).
4. Страхование от несчастных случаев и болезней (+1,5 млрд. рублей или +5%).

Отрицательные темпы прироста взносов в 2010 году сохранятся в следующих видах страхования:
1. Страхование сельскохозяйственных рисков (-1 млрд. рублей или -10%).
2. Страхование жизни (-1 млрд. рублей или -7%).
3. Страхование ответственности за неисполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

Авторы

Наталья Данзурун,
эксперт департамента рейтингов финансовых институтов

Наталья Комлева,
ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов

Алексей Янин,
руководитель направления рейтингов страховых компаний
департамента рейтингов финансовых институтов

Павел Самиев,
заместитель генерального директора



   Анализ последствий кризиса и прогноз
Исследования по теме
Будущее страхового рынка: российская карта рисков
15.11.2017
Роль страхования в России явно не соответствует ни масштабам экономики страны, ни вызовам, с которыми приходится стране сталкиваться. Страхование не играет решающей роли в защите от ключевых рисков. Виды страхования и те проблемы, с которыми сталкиваются население, бизнес и власть, крайне слабо связаны. Нужно обновить повестку дня в отрасли, и эта повестка должна не столько рефлексировать над внутренними проблемами страхования, сколько над решением задач всей страны.
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
Будущее рынка страхования жизни в России
2016-06-06 12:45:07
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.