Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Резюме

Рынок в депрессии: с учетом инфляции фактически произошло снижение объема совокупных взносов по страхованию грузоперевозок. По итогам 2007 года суммарный рынок страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков вырос с 14,8 до 15 млрд рублей (прирост составил около 1%). По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2008 года темпы прироста не изменились. Несмотря на то что доля застрахованных грузов в общем объеме грузоперевозок растет, а степень проникновения страхования в логистическую культуру увеличивается, объемы собранных премий остаются практически на том же уровне. Между тем существует огромный нереализованный потенциал роста рынка страхования грузоперевозок. Об этом можно судить, сопоставив долю застрахованных грузов при внешних перевозках (охвачены страхованием на 80-85%) и при перевозках грузов внутри страны, оценки которой колеблются на уровне 20-35% от общего грузооборота.

Тарифные войны: жесткая ценовая конкуренция среди участников рынка снизила тарифы до предела. На рынке происходит перераспределение страховых премий между страховщиками (в основном внутри двадцатки лидеров) за счет передела завоеванной за предыдущие годы клиентской базы. Хотя тенденция снижения тарифов и сохраняется, ресурсы для этого практически исчерпаны. Даже если при выходе на рынок новые страховые компании будут проводить политику демпинга, растущая убыточность все равно вынудит их повысить тарифные ставки.

Препятствия на пути: полноценному росту рынка мешают проблемы. Основными проблемами, мешающими полноценному расширению охвата грузоперевозок страхованием, являются спорные моменты в законодательстве, регулирующем страховую деятельность, несоответствующее оформление документов по грузоперевозкам, низкая страховая культура. Современное страховое законодательство ставит под сомнение саму возможность страхования ответственности перевозчиков. Ответственность перевозчика - это договорная ответственность, а ее страхование допускается только в случаях, установленных законом. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность такого страхования. Подобная ситуация приводит к признанию недействительными отдельных договоров страхования уже после наступления страхового случая и формирует атмосферу недоверия между участниками рынка страхования грузоперевозок.


 

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2007 года рынок страхования грузоперевозок (страхование грузов и страхование ответственности грузоперевозчиков) вырос с 14,8 до 15 млрд рублей (прирост составил около 1%). В первом полугодии 2008 года темпы прироста остались на том же уровне, т. е. с учетом инфляции фактически произошло снижение объема рынка. Между тем существует огромный нереализованный потенциал роста рынка страхования грузоперевозок. Об этом можно судить, сопоставив долю застрахованных грузов при внешних перевозках (охвачены страхованием на 80-85%) и при перевозках грузов внутри страны, которая по различным оценкам колеблется на уровне 20-35% от общего грузооборота.

Несмотря на то что доля застрахованных грузов в общем объеме грузоперевозок растет, степень проникновения страхования в логистическую культуру увеличивается, объемы собранных премий остаются практически на том же уровне. Это происходит из-за того, что, во-первых, рынок постепенно очищается от схем, а, во-вторых, существенно снижается уровень тарифов.

Компании-лидеры по страхованию грузов, первое полугодие 2008 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Уровень выплат, % Темп прироста %
1 Группа «Капитал» 541 061 1.62 15,46
2 Группа «СОГАЗ» 427 546 18,98 54,92
3 «Ингосстрах» 411 779 22,48 1,63
4 «Согласие» 277 785 5.98 -70,37
5 Группа «УралСиб» 243 202 39,56 247,95
6 «Пари» 196 036 14,66 24,99
7 РЕСО-Гарантия 194146 10,03 55,44
8 Группа «Росгосстрах» 181 949 24,13 39,77
9 Паритет-СК 160 790 0,65 16,27
10 Русский Страховой Центр 158 092 0,21 -28,38
11 Группа «Ренессанс Страхование» 156 727 15,24 43,86
12 «Альянс» 154 287 33,77 6,11
13 «Альма» 128 367 0,00 17,24
14 Страховой Дом ВСК 110 702 8,72 32,93
15 Группа «Русский мир» 109 786 16,24 59,39
16 Группа «АльфаСтрахование» 109 303 10,35 -1,55
17 РОСНО 96161 13,45 -1,13
18 «Россия» 93 844 19,00 87,68
19 ЖАСО 88 292 0,83 56,03
20 АИГ страховая и перестраховочная компания 87160 15,50 24,40
Источник: «Эксперт РА»

Желание потеснить конкурентов становится главной причиной жесткой ценовой борьбы среди участников рынка. Происходит перераспределение страховых премий между страховщиками (в основном внутри двадцатки лидеров) за счет передела завоеванной за предыдущие годы клиентской базы. Страховщики, занятые борьбой за сохранение завоеванных позиций, не могут уделять должного внимания новым сегментам рынка.

Хотя тенденция снижения тарифов и сохраняется, ресурсы для этого практически исчерпаны. Даже если при выходе на рынок новые страховые компании будут проводить политику демпинга, растущая убыточность все равно вынудит их повысить ставки страховой премии.

Компании-лидеры по страхованию ответственности грузоперевозчиков, первое полугодие 2008 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Уровень выплат, % Темп прироста взносов, %
1 «Ингосстрах» 267 935 13.58 7,57
2 РОСНО 139 512 2,93 19,19
3 Группа «СОГАЗ» 92 553 1,32 694,55
4 Русский Страховой Центр 47 492 1,26 39 809,24
5 «Россия» 42 719 2,49 98,55
6 «ВТБ Страхование» 28 911 0,00 -
7 Группа «Ренессанс Страхование» 25 449 6,35 59,75
8 Группа «АльфаСтрахование» 23 291 2,96 159,51
9 Страховой Дом ВСК 16 021 19,55 18,66
10 Группа «УралСиб» 12141 6,12 -77,70
11 ГУТА-Страхование 11679 1,66 49,62
12 «Согласие» 10 495 7,52 -37,20
13 «Информстрах» 8 892 0,00 63 414,29
14 «Пари» 7 099 30,07 54,35
15 «Югория» 6 305 6,57 -53,59
16 ОРАНТА 5 952 0,18 57,75
17 Московская страховая компания 5 527 16,63 -21,31
18 «Руксо» 4 668 0,00 780,68
19 Русская страховая компания 3 826 0,97 517,10
20 Стандарт-Резерв 3 779 0,61 122,95
Источник: «Эксперт РА»

Общей и основной проблемой, мешающей полноценному расширению охвата грузоперевозок страхованием, страховщики единодушно называют спорные моменты в регулирующем страховую деятельность законодательстве, которое ставит под сомнение саму возможность страхования ответственности перевозчиков. Еще одной проблемой является несоответствующее оформление документов по грузоперевозкам. Происходит это из-за того, что грузоперевозчики не хотят брать на себя ответственность за риски. Это негативно сказывается на урегулировании страховых случаев, так как страховщики не могут оценить достоверность события и сделать выплату согласно заявлению страхователя. В результате страхователи не верят в то, что им возместят убытки. Другой трудностью является низкая страховая культура. Несмотря на то что информированность заинтересованных участников процесса перевозки грузов о самой возможности страхования сильно выросла, понимание его сути все еще оставляет желать лучшего.

Впрочем, развитие рынка страхования грузоперевозок не зашло в тупик. В последнее время появились положительные тенденции. Во избежание крупных убытков по страхованию грузов страховщики стали больше внимания уделять оценке и селекции рисков. Просматриваются тенденции повышения качества страхового покрытия, специфика груза все больше определяет объем ответственности страховщика, порядок декларирования и выплаты страхового возмещения. Страхователи более серьезно подходят к выбору страхового партнера.

На рынке страхования грузов наблюдается тенденция к комплексному подходу. Договоры заключаются сразу по нескольким видам страхования, что позволяет создать систему защиты активов предприятия в разрезе полного производственного цикла. К тому же все чаще договоры страхования заключаются одновременно с договорами об оказании экспедиторских, охранных, сюрвейерских услуг, в результате чего образуются взаимосвязанные логистические системы. Российские производители начинают включать в комплекс своих услуг доставку продукции до покупателя, защищая ее во время пути страховым полисом. В некоторых крупных компаниях уже действует система риск-менеджемента, а страхование является ее неотъемлемой частью.

Комментарий эксперта

Наталья Полунина, начальник управления страхования транспортных операторов ОСАО «Ингосстрах»:

Динамика структуры рынка страхования грузоперевозок

Динамика структуры рынка страхования грузоперевозок

Источник: "Эксперт РА"

- Наиболее актуальным, на наш взгляд, является вопрос о законности страхования ответственности грузоперевозчиков. Эта проблема возникла в результате правоприменительной практики арбитражных судов, которые признают недействительными договоры страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов. Правовая мотивация этих решений состоит в том, что ответственность перевозчика (в том числе за груз) - это договорная ответственность, страхование которой допускается только в случаях, установленных законом, а действующее законодательство («Устав автомобильного транспорта РФ» и закон «О транспортно-экспедиционной деятельности») не предусматривает возможность такого страхования. В результате создаются нездоровые прецеденты: отдельные страховщики заявляют в судах о недействительности своих же договоров страхования, если страхователь пытается получить страховую выплату в судебном порядке; страхователи также инициируют подобные процессы, чтобы вернуть себе страховую премию, если по договору не было убытков.

Некоторые страховые компании пытаются навязать перевозчикам взамен страхования ответственности еще более сомнительное страхование - так называемое «страхование груза по вине», которое еще более не соответствует закону и абсолютно не защищает интересы перевозчика. И на этот счет уже есть судебная практика.

Подробное освещение этих вопросов - тема отдельной дискуссии. Перевозчикам можно только предложить страховать свою ответственность в компаниях, которые не заявляют о недействительности договоров, а если и отказывают в страховой выплате - то по основаниям, предусмотренным договором страхования. Ведь суд, если ни одна из сторон не заявит требования о недействительности договора, не будет признавать его недействительным, и спор будет разрешен по существу заявленных требований. Таких примеров много.

Обзор рынка страхования грузоперевозок подготовили:

Дарья Липатова,
эксперт департамента рейтингов финансовых институтов

Алексей Янин,
руководитель направления рейтингов страховых компаний
департамента рейтингов финансовых институтов

Павел Самиев,
директор департамента рейтингов финансовых институтов



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
Будущее рынка страхования жизни в России
2016-06-06 12:45:07
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.