Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Резюме

Системные ошибки рынка автострахования, закладывавшиеся в период благоденствия, в 2009 году станут причинами кризиса на этом рынке.

Ошибка первая – ориентация на вмененное страхование. Рост рынка автострахования был вызван бумом кредитования. При этом добровольный сегмент рынка автострахования практически не развивался. В результате рынок стал характеризоваться низким качеством сервиса, отсутствием специфических страховых продуктов, ориентированных на потребности отдельных категорий потребителей, низким уровень профессиональной подготовки сотрудников страховых компаний.
Ошибка вторая – непозволительно близкий горизонт планирования. Значительная часть рыночных игроков решала исключительно краткосрочные задачи – привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, при котором выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса.

График 1. Динамика взносов по страхованию автокаско

Источник: «Эксперт РА»

Последствие первое – рынок автострахования в наибольшей степени пострадает от кризиса. По прогнозам «Эксперт РА» в результате резкого сжатия рынка кредитования, объем рынка автострахования в 2009 году по сравнению с 2008 годом упадет на 25% или на 44 млрд. рублей. Те, кто страховал свои автомобили в рамках вмененного страхования, с выплатой кредитов откажутся от услуг страховых компаний. Справиться с падением взносов страховщики смогут только повернувшись лицом к клиенту, ориентируясь на более качественный добровольный спрос.
Последствие второе – в 2009 году произойдет целый ряд громких банкротств автостраховщиков. По оценке «Эксперт РА», под влиянием кризиса ситуация с демпингом на рынке автострахования изменилась в худшую сторону: большее количество участников рынка стали демпинговать. Девальвация рубля уже привела к существенному увеличению средней величины страховых выплат. «Эксперт РА» предупреждает: в текущей ситуации демпинг является однозначным признаком резкого снижения уровня ликвидности активов страховщика, ухудшения его финансового состояния.

Последние три года именно автокаско играло роль локомотива развития российского страхования. Неслучайно сейчас, в разгар финансового кризиса, состояние именно этого вида страхования, как лакмусовая бумажка, показывает тенденции всего российского страхового рынка. По итогам 2008 года кризис еще не успел оказать существенного влияния на показатели рынка автокаско. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка автокаско за 2008 год составил 176 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 15%. Реальные проблемы впереди: по прогнозу агентства, за текущий год российские страховщики соберут взносов на 25% меньше, чем за год предыдущий (без учета инфляции).

Рост рынка автокаско напрямую зависит от объемов автокредитования – до финансового кризиса по кредитам покупалось около половины всех автомобилей. В настоящий момент банки значительно ужесточили условия выдачи кредитов на покупку машины, значительно повысили их стоимость. Кроме того, в результате финансового кризиса впервые за несколько лет упали реальные доходы населения. Как следствие существенно сократился спрос на покупку автомобилей, а вместе с ним и рынок автострахования.

В условиях резкого падения рынка все проблемы, которые закладывались в годы «благоденствия», вышли наружу. Переживут эти трудности далеко не все. Корень зла – в непозволительно близком для страховщика горизонте планирования, который был характерен для многих участников российского страхового рынка в последние годы. Значительная часть рыночных игроков решала исключительно краткосрочные задачи – привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, при котором выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса. Сформированных страховых резервов при такой тарифной политике, как только темпы прироста взносов станут отрицательными, станет недостаточно для осуществления выплат, что неминуемо приведет к дефолту страховщика.

Владельцы таких компаний, формулируя цели их развития и ставя задачи перед менеджментом, прекрасно понимали, что долго так работать они не смогут. Расчет строился на том, чтобы набрать значительный клиентский портфель и продаться «на пике» инвестору, обладающему значительными финансовыми ресурсами. Кризис разрушил эти планы – выгодно продаться сумели лишь единицы.

Компании, наращивающие свои страховые портфели за счет демпинга, не справившись со своими обязательствами, будут вынуждены уйти с рынка. Резкое сжатие банковского канала продаж приведет к истощению положительных денежных потоков, поступающих в компанию. В таких условиях в наилучшем положении окажутся компании, имеющие высоко диверсифицированные страховые портфели, как по видам страхования, так и по каналам продаж.

Важнейший вопрос для развития рынка – как будет развиваться ситуация с демпингом в автокаско. Девальвация рубля уже вызвала рост цен на запчасти и услуги станций технического обслуживания, увеличилась средняя величина страховых выплат. В этих условиях выросла нагрузка на страховые тарифы. Однако многие страховые компании, наоборот, пытаясь любыми способами получить положительные денежные потоки, снижают страховые тарифы. В подобной ситуации демпинг – равнозначен самоубийству и является однозначным признаком резкого снижения ликвидности страховщика, ухудшения его финансового состояния.

График 2. Динамика взносов по страхованию ОСАГО

Источник: «Эксперт РА»

Казалось бы, кризис должен был отрезвить любителей демпинга – ведь встает вопрос фактически о выживании компании. Однако, по свидетельству большинства участников рынка, под влиянием кризиса ситуация с демпингом на рынке автострахования изменилась в худшую сторону: большее количество участников рынка стали демпинговать. Это является однозначным свидетельством близкого краха многих страховщиков – в лучшем случае, они будут проданы за символические деньги более устойчивым игрокам рынка, в худшем – обанкротятся, оставив без страховой защиты сотни тысяч автовладельцев.

Составной частью проблемы демпинга является и крайне болезненный вопрос величины комиссий посредников при продаже полисов автокаско. Увеличение комиссий без повышения тарифа - это тоже неоправданный демпинг. Компании, которые собираются выполнять обязательства перед своими клиентами, а не стремятся захватить рынок, набрав убыточный портфель, должны стараться сохранить или даже сократить размер комиссий.

Финансовый кризис сыграет важную очистительную роль для рынка автокаско – страховщики, которые переживут его, выйдут из него укрепившимися, перешедшими на новый уровень развития. Кризисная ситуация должна способствовать формированию подходов к решению наиболее фундаментальных проблем рынка автокаско. Первое место среди них занимает фактическая вмененность значительной части формально добровольного автокаско. Большая часть продаж в период бурного роста рынка автокаско не была вызвана осознанием страхователями действительной потребности в страховой защите. Из-за этого покупка полиса во многих случаях воспринималась как неприятный «побор», необходимый для получения кредита на покупку автомобиля. В сочетании с относительно низкой страховой и финансовой грамотностью населения это приводило к тому, что в качестве единственного критерия выбора страховщика выступала цена, что делало бессмысленными усилия добросовестных компаний по развитию процесса урегулирования убытков – самого главного составного элемента услуги страхования.

В результате рынок, основанный на вмененном страховании (при покупке автомобиля в кредит), стал характеризоваться низким качеством сервиса, отсутствием специфических страховых продуктов, ориентированных на потребности отдельных категорий потребителей, низким уровень профессиональной подготовки сотрудников страховых компаний. Решить все эти проблемы можно только повернувшись лицом к клиенту, ориентируясь на более качественный добровольный спрос. Страховщики должны создавать адекватные страховые продукты и грамотно их продвигать на рынке, формировать эффективные продающие сети, выстраивать тарифную политику в расчете не на сиюминутный результат, а на длительную перспективу. Необходимо сделать так, чтобы страхование воспринималось в качестве неотъемлемой части цивилизованного образа жизни. Только компании, которые смогут решить эти задачи, смогут успешно работать на рынке в долгосрочной перспективе.

Важную роль в развитии рынка корпоративного страхования должны сыграть страховые брокеры. Взаимоотношения между страховщиками и страховыми брокерами строятся не на краткосрочной основе получения сиюминутной выгоды, как обычно бывает со страховыми агентами в розничном сегменте, а на базе длительного сотрудничества. Долгосрочность отношений повышает качество предлагаемых страховых продуктов как по стоимости, так и по наполненности услугами. Брокеры, часто обслуживающие клиентов и по другим видам страхования, заботясь о своей репутации, следят за уровнем финансовой устойчивости страховщиков-партнеров и стараются не предлагать услуги страховщиков, которые потенциально могут не исполнить своих обязательств.

Лидеры рынка страхования автокаско, 1-ое полугодие 2008 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Уровень выплат, % Темп прироста взносов, %
1 Группа "Ингосстрах" 9391910 54.93 34.78
2 "РЕСО-Гарантия" 7735232 45.84 19.77
3 Группа Росгосстрах 7264043 49 8.84
4 Группа "УралСиб" 4017370 38.73 117
5 Цюрих. Ритейл 3729356 48.29 67.54
6 Страховой Дом ВСК 3578997 54.91 41.32
7 Группа "Ренессанс Страхование" 3395200 50.54 77.62
8 РОСНО 3127102 79.73 -15.1
9 "Согласие" 2807781 49.1 73.27
10 Группа "АльфаСтрахование" 2785965 51.68 38.39
11 "Стандарт-Резерв" 2664829 52.13 49.97
12 "Россия" 1905222 47.24 58.53
13 Московская страховая компания 1720777 60.8 23.4
14 Группа "Югория" 1688296 54.65 40.03
15 Группа СОГАЗ 1583571 58.35 4.02
16 ОРАНТА 1383243 51.85 88.07
17 "ГУТА-Страхование" 1187176 40.49 12.02
18 Группа МАКС 1144329 104.86 -13.68
19 Группа "Русский мир" 1049227 59.44 66.27
20 "Спасские ворота" 996400 44 72.19
21 "Энергогарант" 681796 44.28 33.68
22 "Компаньон" 678881 25.69 114.81
23 Русская страховая компания 614197 45.66 -3.39
24 "Сургутнефтегаз" 449085 49.44 41.59
25 Группа "КапиталЪ" 419086 52.4 -40.12
26 ЖАСО 409450 34.09 163.66
27 "Росстрах" 379139 22.58 271.3
28 "Северная казна" 346378 59.42 38.99
29 Национальная страховая группа 283080 74.06 11.87
30 "Регион" 250610 68.95 48.9
Источник: «Эксперт РА»

Лидеры рынка добровольного страхования автогражданской ответственности, 1-ое полугодие 2008 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Уровень выплат, % Темп прироста взносов, %
1 "РЕСО-Гарантия" 143892 20.12 26.43
2 Группа "Ингосстрах" 124125 17.65 29.02
3 Группа Росгосстрах 52131 25.9 58.02
4 Цюрих. Ритейл 24908 23.7 43.92
5 РОСНО 24607 58.43 -13.26
6 Группа "УралСиб" 24413 16.9 28.86
7 Страховой Дом ВСК 20342 43.2 34.24
8 Группа "АльфаСтрахование" 20089 1049.43 25.74
9 Группа "Ренессанс Страхование" 19932 18.71 -25.26
10 "Стандарт-Резерв" 19513 13 40.3
11 Группа СОГАЗ 16327 151.57 35.17
12 "Согласие" 15143 14.61 -4.14
13 "Паритет-СК" 14935 7.17 9204.01
14 ОРАНТА 11695 4.64 21.37
15 AIG Россия 9588 1.69 23.7
16 "Россия" 9135 62.08 19.26
17 Московская страховая компания 8990 22.93 52.43
18 Русская страховая компания 8126 14.55 -47.52
19 Группа МАКС 7349 13.1 -25.22
20 Группа "Югория" 6179 17.96 -20.97
Источник: «Эксперт РА»

Лидеры рынка ОСАГО, 1-ое полугодие 2008 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Страховая премия по заключенным договорам, тыс. рублей Количество заключенных договоров Совокупные страховые выплаты, тыс. рублей
1 Группа Росгосстрах 10340977 6120283 6985206
2 "РЕСО-Гарантия" 3393009 1077035 1592703
3 Группа "Ингосстрах" 2393885 703709 1209029
4 РОСНО 1603902 479290 902188
5 Группа "УралСиб" 1325956 611143 842950
6 Страховой Дом ВСК 1259644 579383 651505
7 "Спасские ворота" 1179913 610641 664057
8 Цюрих. Ритейл 1026856 н.д. 651244
9 Группа "Русский мир" 1016958 454503 578673
10 Группа "АльфаСтрахование" 884206 397184 481716
11 "Стандарт-Резерв" 805570 286293 500504
12 Группа МАКС 692670 304370 432497
13 "Согласие" 606254 265556 411658
14 "Россия" 547626 302113 318548
15 Группа "Ренессанс Страхование" 518378 151399 250785
16 Группа "Югория" 501469 241015 328590
17 Московская страховая компания 462563 173508 285535
18 Группа СОГАЗ 390282 142345 240966
19 "ГУТА-Страхование" 318045 130319 176356
20 ОРАНТА 316647 152870 174096
21 Генеральный Страховой Альянс 294212 92021 133272
22 Русская страховая компания 284528 109168 87946
23 Группа "Авикос-АФЕС" 268494 124003 167369
24 Национальная страховая группа 258820 105045 210053
25 "Росстрах" 242033 131896 147710
26 "Энергогарант" 240582 177743 137708
27 ЖАСО 206249 88359 103514
28 АСКО 186091 95242 117061
29 Городская страховая компания 175025 72187 73486
30 Страховая группа "Адмирал" 156564 93636 71486
Источник: «Эксперт РА

Обзор подготовили:

Янин А. Е.
Руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов
Наталья Комлева
Ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов

Самиев П. А.
Заместитель генерального директора



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
Будущее рынка страхования жизни в России
2016-06-06 12:45:07
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.