Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Обзор «Рынок добровольного медицинского страхования в 1 полугодии 2009 года» подготовили:

Ольга Басова,
эксперт департамента рейтингов финансовых институтов

Алексей Янин,
руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов

Павел Самиев,
заместитель генерального директора, директор департамента рейтингов финансовых институтов

Резюме

Кризис не помеха: клиенты не хотят отказываться от ДМС. Массового оттока корпоративных клиентов от добровольного медицинского страхования во время кризиса не произошло. По итогам первого полугодия 2009 года рынок ДМС сократился вместе с рынком и упал на 7%, составив 49 970 млн рублей. Причинами падения стали не уход клиентов, а сокращение расходов на страхование с пересмотром программ страхования в сторону более дешевых. Дальнейшего ускорения темпов падения этого рынка не произойдет, и по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом снижение объемов ДМС не превысит 7%, составив 67-68 млрд рублей.

Пряник для сотрудника: преимущества ДМС оценены страхователями. Кризис показал, что ДМС прочно вошло в жизнь многих российских компаний и граждан. Снижая расходы, компании не стремятся отказываться от добровольного медицинского страхования, ведь здоровье и лояльность персонала важны и в кризисное время. С другой стороны, сотрудники компаний, чье руководство все-таки отказалось от добровольного медицинского страхования либо значительно урезало бюджет на страхование, самостоятельно объединяются и приобретают полис ДМС на группу или софинансируют страховку вместе с работодателем.

На здоровье экономят: рост цен на услуги лечебных учреждений вынуждает страховые компании искать более дешевые варианты, что может привести к снижению качества медицинских услуг. Во время кризиса особенно остро встала проблема резкого роста цен на услуги в медицинских учреждениях. Отсутствие большого выбора клиник, обладающих высококвалифицированным персоналом и современной техникой, приводит к тому, что страховщики, пытаясь удержать тарифы по ДМС на прежнем уровне, ищут более дешевые варианты, заключая контракты с менее профессиональными лечебными учреждениями. Этот путь ведет к возникновению недовольства застрахованных качеством оказываемых медицинских услуг.


 

По данным «Эксперта РА», рынок добровольного медицинского страхования по итогам 1 полугодия 2009 года сократился на 7%. Мы считаем, что отрицательная динамика сохранится и во 2 полугодии, и по итогам 2009 года объем рынка ДМС сократится по сравнению с 2008 годом на 6-7%, составив 67-68 млрд рублей.

Рынок ДМС в России – это, в первую очередь, рынок корпоративного страхования, поэтому основное влияние на его динамику оказывают возможность и желание руководителей компаний страховать своих сотрудников во время кризиса. Снижение объемов добровольного медицинского страхования связано не с оттоком клиентов, а с сокращением бюджетов, выделенных на программу добровольного медицинского страхования своих сотрудников российскими компаниями. При этом отказ клиентов от страхования практически не наблюдается. Компании, приобретавшие полис ДМС до кризиса, не хотят оставлять своих сотрудников без страховки и сейчас. Предоставление соцпакета работодателем по-прежнему является важным инструментом кадровой политики. Тем не менее наблюдается сокращение численности застрахованных, главным образом, по причине массового сокращения персонала. Уменьшился и приток новых клиентов. Компании, собиравшиеся заключить договор ДМС, отложили это решение до лучших времен. Компаниям выгодно уделять внимание здоровью своих сотрудников, а крупным корпорациям – нанимать врача прямо в компанию. Если раньше интерес к той или иной программе ДМС ограничивался подбором подходящих поликлиник, то теперь основной фактор, который обуславливает спрос – эффективность программы с точки зрения управления здоровьем персонала, качественный сервис и медицинский результат. Крупные корпорации уже оценили такую возможность, как врач в компании. Это значительно снижает время отсутствия сотрудников на работе, а также контролирует ведущее к росту стоимости ДМС гиперлечение. В условиях кризиса также весьма актуальным стал вопрос оптимизации расходов и включения в программу различных бюджетосберегающих опций.

Одним из отличий ДМС от других видов страхования является участие в страховом процессе трех сторон: страховая компания, клиент, лечебно-профилактическое учреждение. Страховщики, которые дорожат своей репутацией и доверием клиентов, стараются тщательно подходить к выбору лечебного учреждения. Определяющими факторами являются современная оснащенность клиники и высококвалифицированный персонал. Кроме этого, клиника должна быть многопрофильной, чтобы предоставлять весь спектр медицинских услуг, а также обладать достаточным штатом врачей. Страховая компания при выборе лечебного учреждения рассчитывает на долгосрочные партнерские отношения, поэтому основными факторами, влияющими на выбор лечебного учреждения для организации медицинской помощи по ДМС, является наличие в ЛПУ высококвалифицированных врачей, современного лечебно-диагностического оборудования и обеспечение достойного сервиса. Обязательно наличие лицензии на все заявленные виды помощи, все врачи должны иметь действующие сертификаты специалистов и регулярно проходить усовершенствование. Немаловажным для страховой компании является и соотношение «цена-качество», организованная система взаиморасчетов, а также место расположения лечебного учреждения, качество администрирования и клиентоориентированность клиники.

Кроме того, очень важна оценка устойчивости и надежности частной клиники как финансового предприятия. Также страховые компании всегда рассматривают добросовестность клиники на предмет возможных мошенничеств, таких как предоставление услуг, ненужных клиенту, с целью финансирования их страховщиком, приписок тех услуг, которые не были оказаны.

Во время кризиса особенно остро встала проблема резкого роста цен на услуги в медицинских учреждениях. Отсутствие большого выбора клиник, обладающих высококвалифицированным персоналом и современной техникой, приводит к тому, что страховщики, пытаясь удержать тарифы по ДМС на прежнем уровне, ищут более дешевые варианты, заключая контракты с менее профессиональными лечебными учреждениями. Даже в Москве и Санкт-Петербурге ощущается нехватка медицинских учреждений, оказывающих качественное обслуживание, а в регионах эта проблема еще острее. Еще большее беспокойство вызывает крайне малое количество лечебных учреждений, работающих по детским программам. Проблему нехватки медицинских учреждений, способных оказывать качественную помощь в объеме, необходимом клиенту, можно решить путем создания страховщиками собственных клиник, в которых они будут контролировать качество услуг.

Рынок страхования ДМС не может полноценно развиваться без достаточного количества частных лечебно-профилактических учреждений, налицо нехватка высококвалифицированных врачей, специалистов в разных направлениях медицины. Недостаточный уровень профессионализма врачей оборачивается недоверием граждан к коммерческим медицинским учреждениям. Рынок ДМС станет массовым только в том случае, когда у массового потребителя появится доверие к частной медицинской организации, когда появится уверенность в добросовестности врачей, которые не будут назначать лишнее лечение, чтобы получить от страховой компании как можно больше денег. Сейчас же клиники зачастую ведут нечестную игру. Основная проблема во взаимодействии страховщика и медицинского учреждения состоит в том, что ЛПУ нацелено на получение дополнительных денежных средств и как можно более быструю окупаемость приобретаемого вновь оборудования за счет увеличения посещений застрахованным своего учреждения.

Сомнения граждан в отношении предоставляемых услуг по программам ДМС часто, к сожалению, оправданы. Для того чтобы бороться с «гиперлечением», страховым компаниям необходимо проводить более жесткий мониторинг и экспертизу оказываемых клиниками услуг. Рынок ДМС в России сможет принять более-менее цивилизованные формы, когда повысится квалификация медицинского персонала, по всей стране увеличится число хороших клиник, когда между гражданами, лечебными учреждениями и страховыми компаниями появится доверие и долгосрочные партнерские отношения.

Добровольное медицинское страхование, I полугодие 2009 года

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Выплаты, тыс. руб. Уровень выплат, % Доля рынка, %
1 Группа СОГАЗ 12206359 5912536 48.4 24.4
2 Группа РОСНО 3800441 2033286 53.5 7.6
3 Группа Ингосстрах 3487952 2567073 73.6 7
4 ЖАСО 2987372 2181158 73 6
5 Группа АльфаСтрахование 2489667 887616 35.7 5
6 РЕСО-Гарантия 2452625 1657765 67.6 4.9
7 Группа Росгосстрах 1487214 1175138 79 3
8 Группа Ренессанс Страхование 1152669 794822 69 2.3
9 Страховая группа «Капитал» 1085274 806297 74.3 2.2
10 Страховой дом ВСК 1005823 443239 44.1 2
11 Страховая группа «УралСиб» 959798 711883 74.2 1.9
12 Группа МАКС 955914 408483 42.7 1.9
13 Сургутнефтегаз 869944 387159 44.5 1.7
14 ОСАО «Россия» 857230 373752 43.6 1.7
15 Группа Югория 688890 291758 42.4 1.4
16 Энергогарант 612093 300968 49.2 1.2
17 Московская страховая компания 567974 348217 61.3 1.1
18 Инногарант 503896 206461 41 1
19 Группа Чулпан 453750 236097 52 0.9
20 Прогресс-Гарант 417136 362789 87 0.8
21 Медэкспресс 395233 264081 66.8 0.8
22 «ВТБ Страхование» 325559 286846 88.1 0.7
23 «ЭРГО Русь» 321502 312568 97.2 0.6
24 «ОРАНТА Страхование» 264461 241547 91.3 0.5
25 Национальная Страховая Группа 240609 102741 42.7 0.5
26 Согласие 220090 127631 58 0.4
27 Гута-Страхование 218543 141788 64.9 0.4
28 Межрегионгарант 183802 101754 55.4 0.4
29 АЛИКО 177242 143698 81.1 0.4
30 Капитал-Полис 176657 115083 65.1 0.4
31 ВИТАЛ-Полис 170144 56842 33.4 0.3
32 «Якорь» 161718 96956 60 0.3
33 «Ростра» 146810 39402 26.8 0.3
34 АСКО 107612 78972 73.4 0.2
35 Цюрих 106907 61107 57.2 0.2
36 Урал-АИЛ 105442 62521 59.3 0.2
37 Русский Страховой Центр 102199 74829 73.2 0.2
38 Страховая группа АСК 80638 83820 103.9 0.2
39 Группа БАСК 79788 57220 71.7 0.2
40 АСКО-ВАЗ 77556 71207 91.8 0.2
41 «Шанс» 63930 32380 50.6 0.1
42 «Авеста» 50564 22081 43.7 0.1
43 Межотраслевой страховой центр 48348 39410 81.5 0.1
44 "Астра-Металл" 43961 30410 69.2 0.1
45 «Надежда» 42429 12049 28.4 0.1
46 «Гайде» 40329 21598 53.6 0.1
47 Группа Авикос-АФЕС 37436 26185 69.9 0.1
48 Страховая бизнес группа 35406 20242 57.2 0.1
49 Полис-Гарант 32913 23894 72.6 0.1
50 Информстрах 27591 12296 44.6 0.1
51 «Гелиос Резерв» 24974 13603 54.5 0
52 «Гефест» 24786 24462 98.7 0
53 НАСКО 24731 10732 43.4 0
54 Городская страховая компания 24124 13815 57.3 0
55 Пари 22673 16667 73.5 0
56 Южурал-АСКО 22283 4871 21.9 0
57 Русская страховая транспортная компания 19039 8968 47.1 0
58 «Мегаполис» 17563 15097 86 0
59 «Арбат» 16911 6911 40.9 0
60 «Экспресс Гарант» 16411 8998 54.8 0
61 Регионгарант 14354 10750 74.9 0
62 ТИТ 13126 7543 57.5 0
63 Страховая группа Адмирал 7982 5080 63.6 0
64 «Артекс» 6571 5326 81.1 0
65 РК-Гарант 5531 6214 112.3 0
66 Русские Страховые Традиции 5092 919 18 0
67 Адвант-Страхование 4455 2354 52.8 0
68 Объединенная страховая компания 3232 15074 466.4 0
69 «Северная Казна» 1271 3593 282.7 0
70 Проминстрах 1232 983 79.8 0
71 Железнодорожный страховой фонд 622 214 34.4 0
72 «Ангара» 386 122 31.6 0
73 ООО Страховая Группа "Компаньон" 350 1501 428.9 0
74 Лексгарант 96 13 13.5 0
75 ЖАСКО 43 7 16.3 0
76 Региональный Страховой Центр 2 466 23300 0
Источник: «Эксперт РА»


Исследования по теме
Будущее страхового рынка: российская карта рисков
15.11.2017
Роль страхования в России явно не соответствует ни масштабам экономики страны, ни вызовам, с которыми приходится стране сталкиваться. Страхование не играет решающей роли в защите от ключевых рисков. Виды страхования и те проблемы, с которыми сталкиваются население, бизнес и власть, крайне слабо связаны. Нужно обновить повестку дня в отрасли, и эта повестка должна не столько рефлексировать над внутренними проблемами страхования, сколько над решением задач всей страны.
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
Будущее рынка страхования жизни в России
2016-06-06 12:45:07
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.