en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Вернуться к резюме

Прямое страхование без купюр

«Эксперт РА» проанализировал 4 самых распространенных заблуждения о прямом страховании (2 мнения сторонников прямого страхования и 2 мнения его противников – pro et contra).

Заблуждение 1 (contra). В прямом страховании нет ничего нового. У многих российских страховщиков есть колл-центры и страховые калькуляторы на интернет-сайтах

Мнение «Эксперт РА»: прямое страхование – это не просто колл-центры и Интернет, это новые технологии ведения бизнеса (андеррайтинга и работы с клиентами).

Заблуждение 2 (pro). Расходы прямых страховщиков ниже, чем у традиционных компаний.

Мнение «Эксперт РА»: Пока прямые страховщики являются инвестиционными проектами, их расходы существенно превышают среднерыночные показатели. В долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня проникновения прямого страхования при пролонгациях и развитии кросс-продаж расходы прямых страховщиков ниже, чем у традиционных компаний. В странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков является неэффективной, несмотря на более низкие расходы на ведение дела.

Заблуждение 3 (contra). В России прямой канал продаж никогда не станет значимым. Российские прямые страховщики не смогут набрать достаточно большой страховой портфель, чтобы достигнуть экономии на масштабе.

Мнение «Эксперт РА»: Пример с электронными билетами показывает, что население готово пользоваться услугами прямых страховщиков. Развитие прямого страхования зависит от изменений в законодательстве, качества услуг и надежности прямых страховщиков. Экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после захвата более 5% страхового рынка.

Заблуждение 4 (pro). Кризис позитивно сказался на развитии прямого страхования.

Мнение «Эксперт РА»: Влияние кризиса на бизнес прямых страховщиков двояко. Кризис повысил стоимость финансирования прямых страховщиков и отложил запуск проектов по прямому страхованию у универсальных компаний.

Заблуждение 1 (contra). В прямом страховании нет ничего нового. У многих российских страховщиков есть колл-центры и страховые калькуляторы на интернет-сайтах.

Основная идея прямого страхования заключается не столько в экономии на агентских комиссиях (экономия есть и при посещении клиентами офисов страховых компаний), сколько в новых технологиях и мощной IT-системе. Прямое страхование в западном понимании («direct insurance») не имеет ничего общего с консультациями через колл-центр или предварительным расчетам тарифа на сайте, что было у российских страховых компаний до прихода на рынок прямых страховщиков. Прямое страхование – это новый тип услуги для страхователей и новые стандарты андеррайтинга и новая модель бизнеса для страховщиков.

Специфические возможности прямого страхования для страхователей:

 

  1. Возможность удаленного оформления полиса.
  2. Возможность удаленно вносить изменения в условия договора страхования.
  3. Сокращение времени на заключение договора страхования (в среднем 12-20 минут).
  4. Возможность получать специальные предложения по цене.
  5. Возможность производить часть операций по урегулированию убытков также удаленно.

Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: «В отличие от оформления полиса через агента, в прямом страховании все гораздо технологичнее. Клиент очень быстро может получить точную котировку по тарифу, а процесс оформления полиса занимает 15-20 минут. Сам полис доставляется с помощью курьера либо клиент забирает его самостоятельно. Кроме того, в прямом страховании есть возможность дистанционно, без оформления большого количества документов совершать различные операции – по телефону или через Интернет. Например, у нас по телефону можно внести изменения в полис, тогда как в обычной компании, скорее всего, придется ехать в офис и заполнять довольно много документов».

Обязательный документарный характер формы договора страхования и наличие строгих бланков отчетности в ОСАГО существенно ограничивают возможности прямых страховщиков на российском страховом рынке. В результате, во-первых, увеличиваются расходы на ведение дела, связанные с курьерскими доставками полисов. Во-вторых, приходится придумывать особые технологии, частично обходящие это ограничение.

Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»: «Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков также зависит от существующей в стране законодательной базы. В России страхователи вынуждены дополнительно платить за курьеров и бумажные полисы. Эти дополнительные расходы могут достигать 5% от страховых премий. Понятно, что это зависит от стоимости полиса. Доставить клиенту полисы страхования автокаско и ОСАГО стоит одинаково. Но только каско стоит в среднем тысячу долларов, а ОСАГО стоит в среднем сто долларов. Но в любом случае, это затраты, которые на Западе уже отсутствуют».

Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: « У нас дополнительно к страховым правилам есть документ, позволяющий включать различные услуги без дополнительного оформления бумаг (по аналогии с банками и мобильными операторами). Это рамочный договор, содержащий соглашение с клиентом о том, что если он авторизовался через колл-центр либо Интернет, назвав пароль, то это приравнено к его письменному заявлению. Но в ОСАГО это использовать пока невозможно, потому что там необходима физическая подпись на документах».

Специфические возможности прямого страхования для страховщиков:

  1. Возможность быстрого накопления детальной статистики по клиентам и договорам страхования, что позволяет повысить уровень сегментации клиентской базы и качество андеррайтинга.

    Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»: «Традиционные страховые компании используют гораздо меньшее число тарифных факторов, чем прямые страховщики. Вопрос - почему? Они делегируют определение стоимости полиса посредникам - агентам, брокерам, третьим лицам. Поэтому механизм ценообразования должен быть предельно прост. Традиционные страховщики не могут использовать 27 тарифных факторов, как мы используем. Соответственно, ценообразование у нас более сложное. Какую выгоду это дает клиенту? Мы можем выделять низкоубыточного страхователя и предлагать ему лучшую цену. Хорошие не должны платить за плохих».

  2. Возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, большая гибкость в ценовой политике.

    Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: «По отдельным сегментам у нас постоянно идет корректировка цен. Если мы повышаем цену по «плохим» сегментам, то всегда смотрим на реакцию. Если продажи сильно не поменялись, значит, цену можно повышать. Точно также и по прибыльным сегментам: если мы хотим увеличить свой бизнес, то чуть-чуть понижаем цену и смотрим, как это повлияло на конверсию, выросли ли средние премии, пришло ли больше клиентов. Мы пересматриваем цены примерно раз в месяц. В отличие от традиционных компаний у нас есть возможность при изменении цены достаточно точно и оперативно отслеживать, как меняется спрос. Скажем, мы можем замерить число звонков, оценить соотношение выставленных котировок и покупок по определенной модели автомобиля до и после корректировки цены. Такие вещи можно делать только в прямом страховании и с хорошей IT-системой».

  3. Больше возможностей для перекрестных продаж.

    Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: «Развитие всех остальных видов страхования, кроме автокаско, это во многом работа с уже существующей клиентской базой. Допустим, клиенту, застрахованному по каско, делается welcome call. Менеджер говорит: «Добро пожаловать в нашу компанию! Всем ли вы довольны? Есть ли у вас какие-то замечания по работе? Кстати, у нас есть еще несколько замечательных продуктов, они вам интересны?..». Кроме того, в ходе работы с клиентом мы периодически держим обратную связь, делаем какие-то специальные предложения. Вот в рамках этой работы также можно продавать полисы и по другим видам страхования»

    .

Вывод: прямое страхование – это не просто колл-центры и Интернет, это новые технологии ведения бизнеса (андеррайтинга и работы с клиентами).

Заблуждение 2 (pro). Расходы прямых страховщиков ниже, чем у традиционных компаний.

Делая ставку именно на эту идею, прямые страховщики выходили на российский страховой рынок. Традиционные страховые компании вполне оправдано критиковали это заявление, обращая внимание на высокие фиксированные расходы прямых страховщиков, связанные с организацией колл-центров, закупкой IT-оборудования и затратами на рекламу.

По оценкам «Эксперт РА», на данный момент доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков более чем в 2 раза превышает среднерыночный уровень. Так, по данным за 1-ое полугодие 2009 года усредненный показатель доли РВД у прямых страховщиков составил 92,5%, средние показатели по рынку в целом были равны 44,0%.

Усредненные показатели расходов на ведение дела

Усредненные показатели расходов на ведение дела

Источник: «Эксперт РА»

По данным европейских страховых рынков, где первые компании по прямому страхованию появились в конце 80-х - начале 90-х годов, доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков находится в интервале от 15 до 23%, аналогичный показатель для рынка в целом варьируется от 18 до 30%.

Таким образом, вне зависимости от уровня проникновения прямого страхования, в долгосрочной перспективе доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков оказывается ниже среднерыночного уровня.

Поэтому даже при небольших объемах бизнеса, в долгосрочной перспективе следует ожидать снижение доли расходов на ведение дела прямых страховщиков, так как постепенно будут окупаться издержки на создание колл-центров и вложения в IT-системы. Расходы на рекламу и маркетинг останутся, но несколько снизятся. Компании по прямому страхованию являются инвестиционными проектами, которые окупаются в среднем в течение 5 лет.

Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: «В прямом страховании есть такая вещь, как фиксированные расходы на клиента. Условно говоря, сейчас нам привлечь нового клиента стоит, допустим, 7-10 тыс. рублей. Для автокаско, где средняя величина страховой премии составляет 40-50 тыс. рублей, расходы будут составлять 20-25% от взносов или даже менее. Если учесть, что в дальнейшем за работу с этим клиентом ничего платить не надо, то реальная доля расходов будет находиться на уровне всего 6-8%».

Вывод: пока прямые страховщики являются инвестиционными проектами, их расходы существенно превышают среднерыночные показатели. В долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня проникновения прямого страхования при пролонгациях и развитии кросс-продаж расходы прямых страховщиков ниже, чем у традиционных компаний.

Анализируя величину доли расходов на ведение дела, нельзя забывать про комбинированный коэффициент убыточности – основной показатель эффективности страхового бизнеса.

Показатели убыточности прямых страховщиков обычно выше среднерыночного уровня (за счет более низких тарифов, в которых заложены более низкие расходы на ведение дела). Суммарное значение комбинированного коэффициента убыточности, учитывающего также и расходы на ведения дела, у компаний по прямому страхованию может быть как ниже так и выше среднерыночного уровня в зависимости от страны.

Таблица

Показатели убыточности и доли расходов на ведение дела у прямых страховщиков относительно среднерыночных показателей в различных европейских странах (по данным за 2003 год)

Страна Доля прямого страхования во взносах non-life Убыточность Доля расходов на ведение дела Комбинированный коэффициент убыточности
Прямые страховщики Рынок в целом Прямые страховщики Рынок в целом Прямые страховщики Рынок в целом
Великобритания 21,0 74,2 67,0 16,3 30,3 90,5 97,3
Испания 4,4 77,5 75,9 15,0 17,6 92,5 9 3,5
Германия 1,4 88,4 75,6 16,8 20,0 105,2 95,6
Франция 1,3 90,2 79,9 22,8 18,9 113,0 98,8
Италия 1,1 88,7 75,7 16,8 18,3 105,5 9 4,0
Россия (по данным за 2008 год) 0,2 102,8 55,1 164,6 40,8 564,9 96,1

Источник: Ffsa, Abi, Ania, Icea, BaFin, «Эксперт РА»

В странах, где прямой канал продаж пока занимает незначительную долю страхового рынка, несмотря на то что уже действует эффект более низких расходов на ведение дела, комбинированный коэффициент убыточности прямых страховщиков оказывается выше среднерыночного уровня. Это объясняется сравнительно небольшими конкурентными преимуществами прямых страховщиков в глазах страхователей. В результате прямые страховщики снижают цены существеннее, чем то им позволяет экономия на расходах.

В России на текущий момент и доля расходов на ведение дела, и убыточность-нетто у прямых страховщиков выше среднерыночного уровня, то есть компании неэффективны. Однако сравнивать убыточность и долю РВД у прямых и традиционных страховщиков необходимо после наступления срока окупаемости проектов по прямому страхованию, то есть после 2011-2012 годов. В долгосрочном периоде они могут оказаться более эффективными.

Усредненные показатели комбинированного коэффициента убыточности нетто

Усредненные показатели комбинированного коэффициента убыточности нетто

Источник: «Эксперт РА»

Усредненные показатели комбинированного коэффициента убыточности нетто

Усредненные показатели комбинированного коэффициента убыточности нетто

Источник: «Эксперт РА»

Усредненные показатели рентабельности активов.

Усредненные показатели рентабельности активов.

Источник: «Эксперт РА»

Показатели убыточности нетто по страхованию автокаско, 2008 год

Показатели убыточности нетто по страхованию автокаско, 2008 год

Источник: «Эксперт РА»

Показатели убыточности по страхованию автокаско 1-ое полугодие 2009 года

Показатели убыточности по страхованию автокаско 1-ое полугодие 2009 года

Источник: «Эксперт РА»

Показатели убыточности - нетто по ОСАГО, 2008 год

Показатели убыточности - нетто по ОСАГО, 2008 год

Источник: «Эксперт РА»

Показатели убыточности по ОСАГО 1- ое полугодие 2009 года

Показатели убыточности по ОСАГО 1- ое полугодие 2009 года

Источник: «Эксперт РА»

Как показывает мировая практика, бизнес по прямому страхованию является сравнительно более рискованным, чем страховой бизнес в целом. Первые этапы развития прямого страхования во всех странах сопровождались чередой слияний и поглощений. Компании с плохим финансовым результатом либо покидали страховой рынок, либо приобретались более сильными игроками. При этом в мире четко прослеживается эффект конкурентного преимущества у компаний, первыми вышедшими на рынок в качестве прямых страховщиков («first mover advantage»).

Вывод: в странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков является неэффективной, несмотря на более низкие расходы на ведение дела.

Заблуждение 3 (contra). В России прямой канал продаж никогда не станет значимым. Российские прямые страховщики не смогут набрать достаточно большой страховой портфель, чтобы достигнуть экономии на масштабе.

В соответствии с оценками финансовых результатов компаний по прямому страхованию в европейских странах, экономия на масштабе возникает для прямых страховщиков в целом, начиная с 5% от совокупной рыночной доли или 12-15% от взносов по автострахованию.

По оценкам «Эксперт РА», доля прямого канала продаж в премиях по страхованию автокаско в 1-ом полугодии 2009 года составила – 1,2%, по ДСАГО – 1,0%, по ОСАГО – 0,3%. Таким образом, доля прямого страхования во взносах по автострахованию в 1-ом полугодии 2009 года была равна 0,84%.

Доля прямого страхования в совокупных взносах.

Доля прямого страхования в совокупных взносах

Источник: «Эксперт РА»

Таким образом, чтобы достигнуть экономии от масштаба, объем страховых премий российских прямых страховщиков должен увеличиться в 15 раз. Темпы прироста страховых премий у прямых страховщиков существенно превышают среднерыночные показатели (прирост премий за 9 месяцев 2009 года по сравнению с 9 месяцами в 2008 года у КИТ Финанс Страхование составил 108,1%, у ИНТАЧ – 174,1%, у Контакт страхование – 263,7%).

Основные показатели российских прямых страховщиков, относительно среднестатистической страховой компании за 9 месяцев 2009 года.

Основные показатели российских прямых страховщиков, относительно среднестатистической страховой компании за 9 месяцев 2009 года.

Площадь круга – объем полученных страховых премий по итогам 9 месяцев 2009 года

Источник: ФССН, «Эксперт РА»

Кроме того, все больше крупных универсальных компаний запускают проекты по прямым продажам через колл-центры и Интернет.

Михаил Левандовский, директор дирекции прямых продаж и клиентского обслуживания «Московской страховой компании»: «В ближайшее время максимальное число крупных компаний будет развивать для своих клиентов возможность приобрести полисы прямого страхования. Именно потому, что только крупным компаниям клиент способен поверить настолько, чтобы заплатить деньги через Интернет и при телефонной продаже».

Пол Бакстер, вице-президент Группы Ренессанс страхование: «Ни один серьезный игрок на рынке не может игнорировать растущий сегмент клиентов, которые хотят и готовы приобретать полисы через Интернет и по телефону.

Уже сегодня, по нашей информации, некоторые крупные российские страховые компании заняты разработкой платформ под прямое страхование. Кроме того, пришедшие на российский рынок западные игроки, имеющие опыт прямых продаж в других странах, также, мы уверены, начнут развивать прямые продаж после того как рынок начнет оживать – через год-полтора».

По оценкам «Эксперт РА», в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года объем премий, полученных в рамках прямого страхования, увеличился в 4 раза.

За счет чего растет спрос на прямое страхование? Прямой канал продаж в первую очередь может составить конкуренцию агентскому каналу. По оценкам «Эксперт РА», через агентский канал продаж в России в 1-ом полугодии 2009 года было собрано около половины премий по страхованию автокаско и три четверти премий по ОСАГО. При этом значительная часть премий по новым автомобилям приходилась на автодилеров (по своей сути – страховых агентов).

Отдельно выступает банковский канал продаж, построенный на основе страхования купленных в кредит автомобилей. Доля премий по страхованию автокаско, полученных через банковский канал продаж, в 2008 году составила 30%.

 

    Конкурентоспособность прямого страхования в России во многом будет зависеть от:
  1. Изменений в законодательстве (отмены обязательной документарной формы полиса) и создания единой базы по автомобилистам (что снизит расходы прямых страховщиков на курьерские доставки и предстраховой осмотр и повысит их привлекательность в глазах клиентов).
  2. Качества услуг, предоставляемых прямыми страховщиками в настоящее время (что напрямую влияет на уровень пролонгаций и повышает неценовые конкурентные преимущества прямых страховщиков).
  3. Надежности прямых страховщиков (многое зависит от того, уйдут ли, не выполнив свои обязательства, компании по прямому страхованию в период кризиса).

О высоком потенциале прямых продаж в России свидетельствует статистика роста продаж электронных авиабилетов, разрешенных с января 2007 года. По оценкам представителей компании «Аэрофлот», доля электронных продаж в начале 2009 года достигла 67% всех продаж.

По прогнозам «Эксперт РА», в 2009 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 1,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 130%, в 2010 году – 3,1 млрд. рублей (+70%). В 2011 году с выходом из кризиса универсальные страховщики также запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство не изменится) и 12% (в случае, если полисы разрешат оформлять в электронном виде).

Динамика премий, полученных в рамках прямого страхования.

Динамика премий, полученных в рамках прямого страхования.

Источник: «Эксперт РА»

Пол Бакстер, Вице-президент Группы Ренессанс страхование: «Если говорить об автостраховании, то через 5-7 лет по нашим прогнозам порядка 25- 30% премий будут поступать через прямой канал продаж».

Вывод: пример с электронными билетами показывает, что население готово пользоваться услугами прямых страховщиков. Развитие прямого страхования зависит от изменений в законодательстве, качества услуг и надежности прямых страховщиков. Экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после захвата более 5% страхового рынка.

Заблуждение 4 (pro). Кризис позитивно сказался на развитии прямого страхования.

По словам ряда представителей прямых страховщиков, именно кризис будет способствовать быстрому росту объемов бизнеса, получаемого в рамках прямого канала продаж. Называются две причины: 1. Изменение поведения страхователей. 2. Снижение части расходов прямых страховщиков, в том числе расходов на рекламу и маркетинг.

Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование»: «В период кризиса люди стали больше экономить, больше смотреть на разброс цен. Кстати, пару лет назад мы проводили исследование — оказывается, примерно 50% людей, планирующих покупать страховку, вообще не сравнивали цены. То есть они покупали полис в первой попавшейся страховой компании, которую им предлагал автодилер или агент, которого они знали. Хотя разброс цен между страховыми компаниями сейчас колоссальный – до 70%».

Говоря о позитивном влиянии кризиса на развитие прямого страхования, многие забывают о его существенном негативном влиянии. Кризис привел к росту стоимости заемных денежных средств и рисков сокращения финансирования проектов по прямому страхованию. В результате уровень надежности прямых страховщиков снизился, а многие универсальные компании отложили время запуска проектов по прямому страхованию.

Еще одно негативное следствие кризиса – сужение платежеспособного спроса. По данным «Эксперт РА», в 1-ом полугодии 2009 года объем взносов по страхованию автокаско – базового продута прямых страховщиков – упал по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года на 16%.

Вывод: влияние кризиса на бизнес прямых страховщиков двояко. Кризис повысил стоимость финансирования прямых страховщиков и отложил запуск проектов по прямому страхованию у универсальных компаний.

Приложение.
Бенчмарки финансовых показателей российских прямых страховщиков

Таблица

Основные усредненные показатели деятельности традиционных страховых компаний и компаний по прямому страхованию, %

Наименование показателя Средние показатели по рынку Компании по прямому страхованию
2008 год 1-ое полугодие 2009 года 2008 год 1-ое полугодие 2009 года
Рентабельность активов 1,4 2,3 -21,2 -24,1
Доля РВД 40,8 44,0 164,6 92,5
Убыточность-нетто 55,1 60,5 102,8 100,3
Комбинированный коэффициент убыточности-нетто 96,1 99,6 564,9 217,1
Убыточность-нетто по автострахованию 66,6 67,5 126,3 110,1
Комбинированный коэффициент убыточности-нетто по автострахованию 91,5 86,2 176,1 117,9
Убыточность-нетто по ОСАГО 63,2 71,7 33,0 58,8
Комбинированный коэффициент убыточности-нетто по ОСАГО 80,1 87,3 94,4 96,1


  Динамика доли дебиторской задолженности в активах страховщиков: стабильность не для всех

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!