Вступивший в силу 1 января 2012 года ФЗ № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» не стал драйвером развития сегмента сельскохозяйственного страхования, а привел к его сужению. В первые полгода действия закона, по данным ФСФР, объем взносов по сельскохозяйственному страхованию сократился на 23,9% по сравнению со значением за аналогичный период 2011 года и составил 7,0 млрд рублей.
При этом сумма субсидий на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых премий по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования в 1 полугодии 2012 года составила 0,9 млрд рублей, или 15,5% от величины взносов по страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой.
ФЗ № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» изменил порядок уплаты страховых премий. До 1 января 2012 года сельхозпроизводители оплачивали 100% страховой премии, после чего государство компенсировало часть уплаченной страховой премии самому сельхозпроизводителю. Согласно новому механизму сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают только 50% начисленной страховой премии по договору страхования. Оставшиеся 50% уплачивается органом управления АПК субъекта Российской Федерации на основании заявления сельхозпроизводителей напрямую на расчетный счет страховщика. Изменение порядка уплаты страховых премий перенесло неопределенность получения государственных субсидий от страхователей к страховщикам.
До вступления в силу ФЗ № 260 доля государственных субсидий во взносах по страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, находилась на уровне ниже 50% и в 2011 году сократилась на 6 п.п. по сравнению со значением за 2010 год (до 43%).
Большая часть взносов по страхованию сельскохозяйственных рисков в 1 полугодии 2012 года, как и в предыдущие периоды, приходилась на страхование, осуществляемое с государственной поддержкой. Его доля составила 83% от совокупных взносов по сельскохозяйственному страхованию за 6 месяцев 2012 года.
С 2007 года число организаций, заключавших договоры страхования, подлежащие субсидированию, сократилось более чем в 2 раза, страховая сумма увеличилась всего на 19,9% (с 113,9 млрд рублей в 2007 году до 136,6 млрд рублей в 2011 году).
Таблица 1. Динамика показателей сельхозстрахования с государственной поддержкой
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 6 мес. 2012 года |
Число организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию | 10 143 | 8 256 | 5 742 | 3 919 | 4 452 | 3 848 |
Число субъектов РФ, в которых осуществлялось страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой | 70 | 65 | 62 | 61 | 62 | 68 |
Число страховых организаций, осуществлявших страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой | 69 | 61 | 64 | 49 | 54 | н.д |
Страховая сумма, млрд. рублей | 113,9 | 123,2 | 119,1 | 88,0 | 136,6 | н.д. |
Число хозяйств, получивших страховое возмещение | 5 155 | 4 870 | 1 947 | 2 130 | н.д. | н.д |
Источник: «Эксперт РА» по данным Минсельхоза
Число страховых организаций, осуществляющих страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, сократилось с 69 в 2007 году до 54 в 2011 году. Доля топ-20 страховщиков по взносам по сельхоз страхованию составила 86,8% в 2011 году, 96,1% в 1 полугодии 2012 года.
В 1 полугодии 2012 года в рэнкинге страховщиков по страхованию сельскохозяйственных рисков, составляемом «Эксперт РА», произошли значительные изменения. Новыми лидерами в сегменте стали ООО «Национальная противопожарная страховая компания» (нет рейтинга надежности) и ООО «СО «Купеческое» (нет рейтинга надежности), сместив ГК «Росгосстрах» (рейтинг надежности А++ «Эксперт РА»), занимавшую 1 место по величине взносов в 1 полугодии 2011 года, на третью позицию. ОАО «Национальная страховая компания ТАТАРСТАН» (рейтинг надежности А «Эксперт РА») переместилось со второй позиции на пятую. ФЗ № 260 не предусматривает особых требований к надежности страховщиков, работающих в системе страхования с господдержкой. Тем не менее, смещение с лидирующих позиций высоконадежных страховщиков компаниями, которые не имеют рейтингов надежности, снижает оценку общего уровня надежности и транспарентности рынка сельскохозяйственного страхования, что, в конечном счете, может снизить доверие клиентов к системе страхования.
В рэнкинге ФСФР за 6 месяцев 2012 года из топ-20 компаний по взносам по сельскохозяйственному страхованию лишь 7 компаний имеют рейтинг надежности «Эксперт РА», S&P, Moody’s или Fitch. При этом первые 4 места занимают компании, не имеющие рейтинга надежности. 11 страховщиков из топ-20 компаний по взносам по сельскохозяйственному страхованию информационно непрозрачны - анкета для участия в рэнкинге Агентства не была предоставлена. Эта ситуация не типична для всех остальных сегментов страхового рынка, где большая часть компаний из топ-20 имеют рейтинги надежности и принимают участие в рэнкингах «Эксперт РА».
Таблица 2. Рэнкинг страховщиков по страхованию сельскохозяйственных рисков, 1 полугодие 2012 года
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 3. Топ-20 страховщиков по страхованию сельскохозяйственных рисков ФСФР, 1 полугодие 2012 года
Открыть таблицу в новом окнеИсточник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
Таблица 4. Рэнкинг страховщиков по страхованию сельскохозяйственных рисков, 2011 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 5. Топ-20 страховщиков по страхованию сельскохозяйственных рисков ФСФР, 2011 год
Открыть таблицу в новом окнеИсточник: «Эксперт РА» по данным ФСФР