Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

Одним из возможных направлений интенсивного роста рынка услуг ЭТП является развитие дополнительных и сопутствующих услуг, предоставляемых заказчикам и поставщикам. Поскольку основным инструментарием данного исследования является анкетирование крупнейших корпоративных заказчиков, здесь будут рассмотрены только дополнительные сервисы, предоставляемые этой категории клиентов ЭТП.

По оценкам опрошенных операторов, дополнительные услуги, предоставляемые заказчикам, в настоящее время имеют ограниченное влияние на рост выручки ЭТП. «Случаи, когда заказчики готовы платить за дополнительные услуги, единичны. Например, это заказчики, которые хотят передать на аутсорсинг часть процессов по подготовке и проведению закупочных процедур и предлагают нам заниматься подготовкой и размещением их процедур, а также нести субсидиарную ответственность перед антимонопольными органами. Также заказчики готовы платить за средства автоматизации закупок. В принципе эти услуги можно назвать дополнительными в рамках классического понимания функций электронных торговых площадок», – считает Антон Киценко.

Большинство крупнейших корпоративных заказчиков привыкли пользоваться услугами ЭТП безвозмездно или за ограниченную плату. Вместе с тем независимые ЭТП в России занимают уникальное положение как средство коммуникации огромного числа компаний, а также как банки маркетинговой и иной информации, накопленной в результате проведения большого количества торгово-закупочных процедур.

«Сегодня операторы ЭТП могут удовлетворить практически любые потребности, связанные с организацией и проведением закупок: учет закупаемых товаров и услуг, планирование, автоматизация работы с Единой информационной системой, выбор лучшего предложения, заключение сделки, доставка товара», – комментирует Андрей Бойко.

Использование данного преимущества является одним из факторов конкурентоспособности независимых ЭТП, а также имеет значительный не полностью использованный потенциал для создания новых сервисов и их дальнейшей монетизации. В этой связи интерес представляет выявление реальных потребностей и ожиданий заказчиков в дополнительных сервисах.

В ходе анкетирования корпоративным заказчикам было предложено оценить свою заинтересованность в дополнительных сервисах ЭТП по пятибалльной шкале (0 – отсутствие заинтересованности, 5 – высокая заинтересованность). В число наиболее востребованных услуг предсказуемо вошли сервисы, непосредственно связанные с проведением закупок и управлением закупочной деятельностью (график 13): аналитические инструменты для проведения мониторинга эффективности закупок и подготовки отчетности, услуги по обучению сотрудников заказчика, разработка для потребностей заказчиков номенклатурных справочников и предоставление нормативно-справочной информации, услуги по привлечению новых участников в закупочные процедуры компании, услуги по автоматизации всех или нескольких этапов проведения закупки.

Вместе с тем среди наиболее острых потребностей, обозначенных респондентами, оказались и те, которые пока не в полной мере удовлетворяются предоставляемыми ЭТП сервисами. В частности, опрошенные компании выразили существенную заинтересованность в использовании аналитических инструментов для мониторинга спроса и предложения на интересующих их рынках, а также в услугах по проверке деловой репутации и финансовой устойчивости контрагентов. Таким образом, опрошенными компаниями востребовано получение маркетинговой информации, а также информации о контрагентах, накопленной электронными площадками. Можно предположить, что дальнейшее развитие такого рода сервисов, в том числе с применением технологий big data, найдет спрос со стороны крупных корпоративных заказчиков.

Заинтересованность в дополнительных сервисах ЭТП непосредственно зависит от размера компании (график 14). Вошедшие в выборку компании с выручкой меньше медианной в среднем выказали больший интерес к использованию дополнительных услуг электронных торговых площадок, причем это справедливо для всех видов сервисов.

В целом более крупные компании оценивают как мало актуальную свою потребность в дополнительных сервисах (средний балл – 2,4 из 5 возможных), в то время как менее крупные компании – как умеренно актуальную (средний балл – 3,1 из 5 возможных). Сильнее размер выручки влияет на оценки заинтересованности компаний в таких сервисах, как услуги по привлечению новых поставщиков в закупочные процедуры заказчиков, услуг по автоматизации закупок, предоставлению аналитических инструментов для мониторинга эффективности закупок, аналитики для мониторинга спроса и предложения на осваиваемых ими рынках, разработке номенклатурных справочников, проверке репутации и финансовой устойчивости контрагентов, обучению сотрудников профильных подразделений компании.

Такой разрыв объясним тем, что более крупные компании обладают большими возможностями и ресурсами для создания собственных сервисов, связанных с управлением и организацией закупочной деятельности. Причем можно предположить, что подобное расслоение крупных заказчиков будет в дальнейшем углубляться, поскольку, например, доступность самостоятельной разработки и внедрения средств автоматизации закупочной деятельности в текущих экономических условиях заметно снизилась. Если еще пять лет назад покупка дорогостоящих ИТ-решений на базе SAP или Oracle была доступна относительно широкому кругу компаний, то сегодня такие средства автоматизации могут позволить себе лишь крупнейшие игроки. Соответственно, расширяется ниша для предлагаемых ЭТП решений по автоматизации всех или некоторых этапов проведения закупки, а также организации электронного документооборота.

Не меньшее значение имеют количество и объем закупочных процедур, проводимых компаниями на ЭТП (график 15).

Компании обрабатывающей и добывающей промышленности, инжиниринга, строительства, транспорта, электроэнергетики и связи (то есть ресурсоемких отраслей), проводящие в среднем заведомо больше закупок, чем компании финансового сектора, торговли и сервисные компании, заметно сильнее заинтересованы в разработке номенклатурных справочников, услугах по привлечению новых участников закупок, проверке контрагентов, а также обучении поставщиков, чем все респонденты в среднем. Это объясняется тем, что компании ресурсоемких отраслей закупают заведомо более широкую номенклатуру товаров, работ, услуг, а также взаимодействуют в рамках закупочной деятельности с более широким кругом контрагентов и участников закупок, чем компании нересурсоемких отраслей.

Соответственно, компании этой группы в большей степени заинтересованы в сокращении затрат и повышении эффективности управления закупочной деятельностью в данных аспектах. В свою очередь компании финансового сектора, оптовой и розничной торговли, а также сервисные компании в большей мере заинтересованы в услугах по обучению сотрудников подразделений, ответственных за проведение закупок, консалтинге со стороны площадок, а также получении финансовых услуг при посредничестве ЭТП.

Потребность в дополнительных услугах в целом не зависит от интенсивности использования заказчиками закупок в электронной форме (коэффициент корреляции этих двух показателей 0,12). Тем не менее существует заметная разница в востребованности отдельных услуг компаниями, для которых электронные закупки являются – основной инструмент осуществления закупочной деятельности (проводят в электронной форме 50% закупок и более), и компаниями, для которых этот инструмент пока является вспомогательным (проводят в электронной форме менее половины закупок) (график 16).

В частности, заказчики, проводящие на ЭТП более половины закупок, в большей мере заинтересованы в использовании аналитических инструментов для мониторинга спроса и предложения на отдельных рынках, B2B-интернет-магазинов для проведения закупок малых объемов и реализации складских остатков и неликвидного имущества, услуг по привлечению новых участников в закупочные процедуры, услуг по организации электронного документооборота.

В то же время заказчики, проводящие менее половины закупок на ЭТП, выше оценивают свою потребность в обучении сотрудников закупочных подразделений и услугах по автоматизации различных этапов организации и проведения закупки. Это различие можно объяснить тем, что задачи автоматизации закупочной деятельности и обучения персонала уже в основном решены заказчиками, наиболее активно применяющими электронные закупки.

Таким образом, крупнейшие корпоративные заказчики выражают высокую заинтересованность в отдельных дополнительных услугах. В наибольшей мере подобные сервисы ЭТП востребованы клиентами, для которых электронные закупки являются основным инструментом осуществления данной деятельности. Кроме того, потребность в дополнительных услугах ощутимее у менее крупных компаний, которые рассматривают сервисы ЭТП как возможность экономичного решения задач автоматизации и повышения уровня процессов, связанных с проведением закупок. Вместе с тем в развитии дополнительных сервисов сохраняется нереализованный потенциал, связанный с использованием накопленной площадками информации об истории участия контрагентов в торгово-закупочных процедурах, а также маркетинговой информации.



Эффективность электронных закупок: ожидания опережают реальность Рейтинг качества услуг ЭТП