Профессиональные услуги, 09.02.2017

Электронный рынок B2B: трудный путь вверх
Поделиться
Facebook Twitter VK


Данные анкетирования крупнейших корпоративных заказчиков, проведенного RAEX (Эксперт РА) в 2016 году, показывают: самые тяжелые времена для рынка межкорпоративной электронной торговли остались позади. Сопоставимые данные компаний, наблюдаемых два и более года подряд1 , показывают, что спад объема электронных закупок, отмеченный по итогам 2014 года, в 2015-м прекратился (график 1).

По данным опрошенных операторов ЭТП, рост объемов закупок крупных заказчиков, использующих ЭТП более года, в 2016 году составил 10–20%. Таким образом, по предварительным оценкам в 2016 году отмечался реальный рост объемов электронных закупок (как регулируемых, так и нерегулируемых) заказчиков, уже использующих этот инструмент, однако его темпы, по-видимому, были недостаточны, чтобы полностью отыграть падение 2014 года. Тем не менее снижение объемов закупок крупнейших заказчиков, уже использующих услуги ЭТП, перестало тормозить рост объема рынка межкорпоративной электронной торговли в целом (график 2).

«Подавляющее большинство наших клиентов, на которых мы делаем основную ставку и с которыми у нас сложились долгосрочные отношения, мы можем лишь поблагодарить за доверие к нам. Они ежегодно увеличивают объемы закупок в электронном виде. В среднем этот прирост составляет 10–15% в год. Однако с точки зрения прироста объема торгов на нашей площадке основной эффект дает привлечение новых клиентов», – отмечает Антон Киценко, заместитель генерального директора ОАО «Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП)».

Вместе с тем продолжилась тенденция, отмеченная еще в 2014 году, – темпы роста количества закупок значительно опережали темпы роста их объема. Таким образом, по сопоставимым данным в 2015 году отмечалось дальнейшее снижение средней стоимости одной закупки, хотя и не такими быстрыми темпами, как годом ранее (график 3).

Проникновение услуг ЭТП в сегмент закупок крупнейших корпоративных заказчиков продолжилось, хотя и не такими высокими темпами, как год назад (график 4). Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок респондентов, внедривших этот инструмент, в 2016 году выросла в среднем на 5,3% к показателю 2015-го и приблизилась к 60%.

Удельный вес заказчиков, проводивших на ЭТП более половины закупок, незначительно вырос по сравнению с данными анкетирования 2015 года (65 и 62% соответственно), главным образом за счет увеличения доли респондентов, которые провели в электронной форме 50–80% закупок (график 5). Вместе с тем продолжилась тенденция сокращения доли заказчиков, проводивших на ЭТП менее 10%. В целом можно констатировать, что закупки в электронной форме сегодня являются основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент.

Таким образом, основная причина медленного восстановления средних объемов электронных закупок участвовавших в анкетировании компаний на фоне роста доли закупок, проводимых ими на ЭТП, заключается в непреодоленных по состоянию на начало 2016 года последствиях спада в экономике, который негативно повлиял на инвестиционный спрос со стороны крупнейших компаний.

В прошлогоднем исследовании мы отмечали, что нереализованный потенциал экстенсивного роста рынка межкорпоративной электронной торговли в сегменте закупок крупнейших заказчиков заключается главным образом в наращивании клиентской базы ЭТП за счет привлечения новых клиентов из числа частных компаний, а также увеличении доли закупок в электронной форме, проводимых субъектами 223-ФЗ.

По данным анализа использования электронных закупок 200 крупнейших компаний России по объему реализации, частные компании составляют более 90% крупнейших заказчиков, не охваченных услугами ЭТП. Доля участвовавших в опросе и анкетировании компаний, использующих электронные закупки, практически не изменилась по сравнению с 2015 годом – 78,8 и 77,4% соответственно (график 6).

Тем не менее сплошной анализ использования электронных закупок компаниями, вошедшими в топ-200 рейтинга RAEX-600, выявил, что операторы ЭТП за год достигли в 2016-м заметных успехов в привлечении новых клиентов из числа крупнейших частных корпоративных заказчиков (график 7).

Благодаря активности операторов ЭТП закупки в электронной форме становятся все более распространенным инструментом для крупных розничных сетей и банков. В целом доля использующих для проведения закупок услуги ЭТП крупнейших компаний финансового сектора, сервисных и ИТ-компаний, а также компаний розничной и оптовой торговли в 2016-м по сравнению с предыдущим годом выросла на 21% (на 7 п. п.) и превысила 40% (график 8).

«Наиболее активный рост клиентской базы ЭТП продолжается в сегменте частных компаний, закупки которых государство не регулирует. Сегмент закупок частных компаний активно растет – как по числу заказчиков, так и по числу процедур. В 2016 году с помощью B2B-Center в электронный вид свои закупки активно переводили добывающие и агропромышленные предприятия, производители продуктов питания и ретейлеры»,– считает коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center Андрей Бойко.

Вместе с тем при освоении этой ниши операторы ЭТП сталкиваются с определенными сложностями. Во-первых, как отмечалось в прошлогоднем исследовании, затраты операторов на привлечение и дальнейшее оказание услуг частным заказчикам в среднем в несколько раз превышают аналогичные затраты, связанные с сотрудничеством с субъектами 223-ФЗ. Во-вторых, подавляющее большинство неохваченных услугами ЭТП крупных частных корпоративных заказчиков составляют компании банковского сектора, страховые компании, ИТ, оптовой и розничной торговли, то есть компании нересурсоемких отраслей, для которых снижение затрат на проведение закупочной деятельности и материально-техническое обеспечение оказывает меньшее влияние на общий уровень издержек, чем у компаний промышленности, энергетики, строительства, связи и транспорта. Если говорить о компаниях топ-200 рейтинга RAEX-600, то такие заказчики по состоянию на декабрь 2016 года составляли 65,7% от общего числа частных компаний, не использующих электронные закупки.

Необходимо также учитывать, что отдача от затрат операторов ЭТП на привлечение новых корпоративных заказчиков из числа компаний нересурсоемких отраслей с точки зрения увеличения общего объема и количества закупочных процедур заведомо ниже, чем от привлечения заказчиков, осуществляющих деятельность в промышленности, строительстве, энергетике, транспорте и связи. В среднем объемы закупок компаний с сопоставимой выручкой, входящих в эти группы, различаются почти в шесть раз (график 9). Для сопоставления использовано отношение объема 100% закупок к выручке компании за 2015 год).

Черным обозначены средние показатели компаний из нересурсоемких отраслей.

Данные анкетирования не демонстрируют существенного роста доли закупок в электронной форме заказчиков, являющихся субъектами 223-ФЗ. В среднем для участников выборки этот показатель в 2015-м по сравнению с предшествующим годом увеличился всего на 1 п. п. (с 62,4 до 63,4%). В целом в сегменте закупок крупнейших государственных компаний и госкорпораций потенциал роста объема рынка электронной торговли B2B в значительной мере исчерпан, поскольку эти компании проводят большую часть своих закупок в электронной форме уже сейчас.

«Большая доля компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ, проводят закупки практически полностью в электронном виде. В основном это крупнейшие заказчики. Исходя из вышесказанного, в сегменте 223-ФЗ привлечение новых клиентов в отрасль практически невозможно, поскольку так или иначе все проводят закупки в электронном виде, но возможен как переход клиентов с площадки на площадку, так и увеличение объема проводимых в электронном виде закупочных процедур», – комментирует генеральный директор ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

Таким образом, рынок межкорпоративной электронной торговли в наиболее привлекательном для операторов ЭТП сегменте закупок крупнейших компаний по-прежнему обладает неиспользованным потенциалом роста – как с точки зрения увеличения объема и количества проводимых процедур, так и с точки зрения роста клиентской базы площадок. Вместе с тем естественный предел такого развития уже виден и может быть достигнут в среднесрочной перспективе, если развитие рынка услуг ЭТП продолжится текущими темпами.

1 Данные 23 компаний, совокупный объем закупок в электронной форме которых в 2015 году составил 713,2 млрд рублей.