Профессиональные услуги, 20.02.2015

Закупки мсб: большие надежды на маленьких заказчиков
Поделиться
Facebook Twitter VK


Совокупный оборот компаний малого и среднего бизнеса в России составляет порядка 28,7 трлн рублей (данные Росстата за 2013 год). Закупки компаний этого сегмента практически не освоены российскими ЭТП. В целом малые и средние компании составляют порядка 41% от общей численности заказчиков, проводящих закупки на крупнейших независимых площадках (графики 39–40). Однако уровень проникновения услуг ЭТП в этом сегменте ничтожен: даже если не учитывать значительный сектор малых предприятий, находящихся в тени или в «серой зоне», электронными закупками, по нашим оценкам, пользуются порядка 16% средних и всего 0,1% малых компаний. Причем нужно учитывать, что значительную долю таких заказчиков составляют дочерние и зависимые общества крупных государственных холдингов, а также квазибюджетные организации. Напомним, что услугами ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний, по данным «Эксперта РА» (RAEX), пользуются более 65% заказчиков.

 

Таким образом, освоение этого сегмента может стать ключевым драйвером развития рынка межкорпоративной электронной торговли на годы вперед.

В настоящее время практически все крупнейшие ЭТП заявляют о своей заинтересованности в разработке сервисов для проведения электронных закупок малых и средних заказчиков. Тем не менее полного понимания того, какими именно характеристиками должен обладать сервис, способный завоевать этот сегмент, у участников рынка услуг ЭТП пока нет. Очевидно, что речь должна идти о системе, которая, с одной стороны, будет отличаться максимальной простотой использования, а с другой, позволит малым и средним заказчикам воспользоваться преимуществами конкурентных закупок. При этом несомненным плюсом крупных ЭТП, прежде всего для средних по размерам компаний, является возможность полной автоматизации всего цикла планирования, организации и проведения закупки на базе ЭТП без внедрения дорогостоящих корпоративных информационных систем.

Операторы ЭТП выбирают различные пути проникновения в данный сегмент рынка. В частности, оператор ЭТП B2B-Center сосредоточил усилия на создании системы пассивных продаж в рамках своей торгово-закупочной системы (аналога сервиса Яндекс.Маркетинг, но в секторе B2B), а также на «конверсии» поставщиков: предоставлении в качестве дополнительной услуги зарегистрированным поставщикам возможности проводить закупки на ЭТП (см. интервью с Андреем Бойко в Приложении 2).

Кроме того, по нашим данным, ряд площадок работают над созданием новых платформ своих торгово-закупочных систем, которые будут адаптированы под потребности и особенности закупок небольших компаний.

Наконец, еще одно возможное направление – создание принципиально нового сервиса, специально предназначенного для закупок компаний МСБ. «Рынок закупок малого и среднего бизнеса очень привлекателен для площадок – многие, в том числе и мы, разрабатывают специальные предложения для МСП. Но электронная площадка, которая сейчас действительно востребована средними и малыми компаниями и с которой сложно конкурировать, – это, наверное, Яндекс.Маркет. Ведь малым компаниям не нужна сложная процедура торгов – им важнее сделать в два клика запрос, получить основные предложения по рынку, сравнить их в удобной форме и принять решение о покупке», – считает Сергей Габестро.

Какой из этих подходов окажется наиболее выигрышным, прогнозировать трудно. Вполне вероятно, что развитие сегмента электронных закупок малого и среднего бизнеса приведет к появлению на рынке услуг ЭТП новых крупных игроков.