24.04.2009

Банки и небанковские кредитные организации
Поделиться
Facebook Twitter VK


Основной тенденций на российском рынке лизинга в 2004 году стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний.

В последние годы неуклонно растет доля клиентских заявок, принимаемых к исполнению. Это позволяет говорить о том, что лизинговые компании переходят от стратегии индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг. А это предполагает серьезные изменения в самой организации лизингового бизнеса.

Прежде всего, резко возрастает потребность в автоматизации управления лизинговой компанией. Если при небольшом количестве крупных клиентов вполне можно было обходиться простейшими подручными средствами автоматизации, то при массовом обслуживании именно действующая комплексная АСУ становится одним из ключевых конкурентных преимуществ лизинговой компании. Не случайно именно в 2004 году началось активное продвижение АСУ для лизинговых компаний целым рядом разработчиков. Свои решения для лизингового бизнеса предложили компании "Сибинтек", "РБК Софт", "Импакт Софт", "ComArch", "Инталев", "МК Финанс". На фоне практически полного отсутствия АСУ для лизинга еще год назад, когда желающие автоматизироваться компании были вынуждены делать это собственноручно, нынешнее предложение выглядит действительно впечатляюще.

Во-вторых, для более эффективного обслуживания малых и средних клиентов лизинговые компании вынуждены быстро развивать свою региональную сеть. Пока лизинговые компании работали преимущественно с крупными региональными клиентами, не было объективной необходимости содержать дорогостоящие представительства или филиалы в регионах - дешевле было оплачивать разовые командировки. Большинство лизинговых компаний руководствовались к тому же скорее отраслевыми приоритетами и приоритетами по видам оборудования, передаваемому в лизинг, не имея при этом четкой региональной стратегии. С ростом интереса к малому и среднему бизнесу ситуация изменилась.

Работа с малыми и средними клиентами подталкивает лизинговые компании к поиску более доступных для этих клиентов предложений. К таким предложениям можно отнести вполне законные схемы возвратного лизинга, при которых предприятие получает финансирование под уже имеющееся у него оборудование, расплачиваясь затем частями как и при обычном лизинге. Особый интерес как лизингодателей, так и лизингополучателей в 2004 году привлек механизм оперативного лизинга. Впрочем, не все тенденции на рынке лизинга связаны с малым и средним бизнесом.

Однако, не все тенденции на рынке лизинга связаны с малым и средним бизнесом. Некоторые изменения в лизинговом бизнесе обусловлены сугубо внешними причинами. К таковым, в первую очередь, относится банковский кризис лета 2004 года. По мнению ряда руководителей лизинговых компаний, банковский кризис привел к резкому роста спроса на лизинговое финансирование.